Консультация для воспитателей: "Особенности работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

В данном материале говорится об основной цели и задачах по работе с родителями детей с ОВЗ. Даны формы и методы работы с данной категорией родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_roditelyamidetey_s_ovz_1.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Особенности работы учителя-дефектолога с родителями детей с ОВЗ»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2024

В.А. Сухомлинский: «Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир».

          Главная цель - сделать родителей активными участниками коррекционно-педагогического процесса, оказав им помощь в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

          Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения, открытие новых взглядов на взаимодействие, когда находится баланс и гармония с миром и прежде всего с самим собою (эмоционально-душевный комфорт), развитие эффективных навыков общения: вербального и невербального, саморегуляци.

При психолого-педагогическом обследовани ребенка с отклонением в развитии выделяются следующие конкретные задачи:

•     выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

•     определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

•     выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);

•    организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания.

      Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей:

  • повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3Сформировать адекватную самооценку.

              В последнее время большое внимание уделяется влиянию на учебно-воспитательный процесс в семьи ребенка, взаимодействию семьи и дошкольного учреждения, при этом раскрывается новый характер взаимоотношений в триаде «педагог-ребенок - родители». Появляются новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: от сотрудничества по обмену информацией и популяризация педагогических знаний к межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

Первое направление взаимодействия – просветительство родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу.

Второе направление взаимодействия – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами. Фундаментом взаимодействия детского сада с семьёй являются групповые и индивидуальные формы работы.

К групповым формам взаимодействия относятся родительские собрания (могут проходить в виде круглого стола, обмена опытом между родителями, тематической дискуссии и др.), открытые занятия и дни открытых дверей для родителей, вечера вопросов и ответов, конференции, родительские комитеты.

 К индивидуальным формам относятся консультации, беседы с родителями, в том числе и по телефону, переписка с родителями в социальных сетях, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы. Эти формы являются действенными, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений.

Дети и их семьи очень отличаются друг от друга и у каждой семьи свои проблемы и трудности. Использование листов-опросов, анкет позволило нам определить круг проблем. Родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают возможности детей, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями в развитии. Родители испытывают чувство неудовлетворенности, вследствие несбывшихся ожиданий.

Важной формой работы является родительское собрание. Это не просто собрание, на котором родитель пассивный слушатель, а собрание, в котором родитель принимает непосредственно активное участие. Это мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, консультации, практическое обучение родителей.

В целях повышения активности родителей большая роль отводится наглядной информации: буклеты по темам, папки-передвижки, стенды, советы-подсказки помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

Проводятся мастер-классы, где родители учатся сами и помогают ребенку в овладении определенными навыками, учатся быть опорой своему ребенку. Это помогает родителю - оценить возможности своего ребенка,  понять трудности, с которыми сталкивается ребенок при обучении,  закрепить достигнутые результаты.   Совместная деятельность сближает детей и родителей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами.

На современном этапе развития общества, связанного с цифровизацией, большое значение приобретают   информационные технологии. Общение с родителями происходит не только офлайн (очно), но и онлайн (дистанционно).

В группе для родителей (онлайн) размещаем фотоотчеты о проделанной работе: коррекционные занятия, кружковую работу, проектную деятельность, игры на прогулке. По просьбе родителей размещаем небольшие видеоролики коррекционных подгрупповых занятий. Родители, у которых возникают вопросы, получают индивидуальную онлайн-консультацию специалиста.  Так же могут быть беседы по телефону.

Это помогает родителю быть информированным о проведении коррекционной работы, оценить возможности своего ребенка.

На стенде для родителей размещаем консультации, памятки специалистов, развивающие и обучающие игры и задания для детей.

Родителям даются индивидуальные письменные рекомендации по коррекционной работе: игры-задания, статьи известных педагогов с играми и упражнениями и т. д. Это помогает родителям более активно участвовать в педпроцессе.

Благодаря таким мероприятиям мы можем оказать квалифицированную поддержку родителям, имеющим детей с особенностями в развитии. Что способствует созданию комфортной, для развития ребенка семейной среды, формированию адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми.  

Таким образом, семья и детский сад – два важнейших социальных института социализации ребенка, поэтому грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей помогает лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и детском саду. В инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема организации работы учителя-дефектолога в группе для детей с ЗПР.

В схеме показана  организация работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, взаимодействие учителя-дефектолога со всеми участниками образовательного процесса....

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

Консультация для воспитателей «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне &ndash...

консультация для воспитателей«Особенности в работе с детьми ОВЗ»

Консультация для педагогов комбинированных групп на тему:«Особенности в работе с детьми ОВЗ»...

Консультация для воспитателей «Особенности в работе с детьми ОВЗ»

Консультация для воспитателей «Особенности в работе с детьми ОВЗ»...

Мастер-класс с родителями «Нейропсихологические методы и приёмы, используемые в работе учителя-дефектолога для развития речи детей»."

В статье дан материал - мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста о значении нейропсихологических упражнений в развитии речи детей. В первой части раскрывается определении нейропс...