Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников
консультация
Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников
Актуальность
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д.Ушинский
Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
Цель: формировать и развивать двигательные навыки дошкольников, посредством народных игр.
Задачи:
- формировать и развивать двигательные навыки дошкольников;
- развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии народных игр;
- знакомить детей с правилами народных игр;
- формировать умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Народные игры можно разделить на группы по следующим признакам:
- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
- по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
В процессе проделанной работы дети познакомились с народными играми, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру: «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Хромой цыпленок», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки» и их различные варианты.
Такая игра как «Кошки мышки» развивает координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничеств.
Игра «У медведя во бору» развивает внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. В игре можно использовать либо маску медведя, либо карнавальную шапку. Мы применяем игры с изменением и усложнением, с совершенствованием движений, в то же время развиваем гибкость мышления, приучаем детей к творческой деятельности.
Такая игра как «Птички в гнездышках» учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу педагога, помогать друг другу. Игру мы усложняем, используем в качестве гнездышек различный спортивный инвентарь: обручи, кубы, гимнастические скамейки и т.д.
«На лесной опушке собрались зверушки», в этой игре развиваем двигательные навыки ходьбы разными способами, прыжки, мы формируем умение взаимодействовать друг с другом в игре, развиваем умение ориентироваться в пространстве.
В игре «Лошадки» у детей формируются навыки активности, совмещая с коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; формируем у детей навыки двигательной активности; развиваем ритмические движения, смелость, ловкость, быстроту действий; упражняем в подскоках.
Большая ценность этих игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц.
Народные игры, которые отражающие повседневные занятия наших предков, позволяют не только развить двигательную активность детей , но и знакомить их с русским бытом.
Игры «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
В игре «Ручеек» развивается ловкость, быстрота, закрепляется умение организовывать пары, двигаться друг за другими парами; соблюдать правила игры.
Игра «Удочка» учит детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземлятся на носки, полусогнутые ноги. Развивает ловкость, быстроту, глазомер. Если мы увеличим высоту вращения веревки и уменьшим время игры - делая акцент на развитие прыгучести; уменьшая высоту вращения и увеличивая время игры - делаем акцент на развитие прыжковой выносливости.
Игра «Золотые ворота» активизирует и развивает двигательную деятельность, умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения.
Такая игра как «Карусель» упражняет детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки, содействует совершенствованию двигательным умениям и навыкам, развивает у детей ловкость, быстроту реакции.
Игра «Колечко» развивает внимание, наблюдательность, обучает ходьбе в игровой манере, игре в коллективе.
Также знакомим детей с играми сверстников прошлых столетий, передающихся из поколения в поколения. Игры «Двенадцать палочек», «Игровая», «Кто дальше», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий-лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
В игре «Горелки» мы упражняем детей в беге, учим реагировать на сигнал и соблюдать правила игры.
Игра «Городки» развивает точность движений, глазомер, укрепляет мышцы рук.
«Жмурки» продолжают закреплять навык бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга; совершенствовать физические, психофизические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; развивать внимание; воспитывать доброжелательность.
«Заря-Заряница» развивает интерес к русским народным играм, развивает ловкость, выносливость, смекалку.
Игра «Ловишка» упражняет детей в беге врассыпную, с увертыванием, в ловле, развивать у детей быстроту, ловкость, внимание, воспитывает у детей двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят в играх, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Игры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества, и соревнования: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем) «Перетяни за черту», «Тяни в круг», «Цепи кованые», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг» и их различные варианты.
«Перетягивание каната» развивает силы и силовую выносливость; воспитывает навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Игра «Бой петухов» направлена на развитие ловкости и прыжковой выносливости, а также на укрепление здоровья ребёнка, повышение устойчивости, совершенствование защитных функций организма.
«Бег в паре» учит детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.
Цель игры «Прыжки в мешках» учить детей прыгать в мешке, развивать ловкость, быстроту, выдержку.
В игре «Сильный бросок» мы упражняем детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать по сигналу.
Народные игры мы включаем во все мероприятия детского сада «Осенняя ярмарка», «Мамин праздник», «23 февраля», «Масленица», «Пасха» и т.д. Изучение народных игр дали положительные результаты. У детей сформировались и развились двигательные навыки. Народная игра исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость.
Для обеспечения интереса детей к подвижным играм время от времени вносим изменения в их содержание: усложняем, дополняем движения и т.д.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей. Особое внимание уделяем выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.
Вывод: Народные игры не только укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем, но и воспитывают уважительное отношение к традициям русского народа. Использование же в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек, расширяет представления детей об окружающем мире. Кроме того, народные игры обогащают игровую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игра как средство формирования и развития двигательных навыков дошкольников
Актуальность
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д.Ушинский
Народные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения.
Цель: формировать и развивать двигательные навыки дошкольников, посредством народных игр.
Задачи:
- формировать и развивать двигательные навыки дошкольников;
- развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии народных игр;
- знакомить детей с правилами народных игр;
- формировать умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Народные игры можно разделить на группы по следующим признакам:
- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
- по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
В процессе проделанной работы дети познакомились с народными играми, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру: «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Хромой цыпленок», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки» и их различные варианты.
Такая игра как «Кошки мышки» развивает координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничеств.
Игра «У медведя во бору» развивает внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. В игре можно использовать либо маску медведя, либо карнавальную шапку. Мы применяем игры с изменением и усложнением, с совершенствованием движений, в то же время развиваем гибкость мышления, приучаем детей к творческой деятельности.
Такая игра как «Птички в гнездышках» учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу педагога, помогать друг другу. Игру мы усложняем, используем в качестве гнездышек различный спортивный инвентарь: обручи, кубы, гимнастические скамейки и т.д.
«На лесной опушке собрались зверушки», в этой игре развиваем двигательные навыки ходьбы разными способами, прыжки, мы формируем умение взаимодействовать друг с другом в игре, развиваем умение ориентироваться в пространстве.
В игре «Лошадки» у детей формируются навыки активности, совмещая с коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; формируем у детей навыки двигательной активности; развиваем ритмические движения, смелость, ловкость, быстроту действий; упражняем в подскоках.
Большая ценность этих игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц.
Народные игры, которые отражающие повседневные занятия наших предков, позволяют не только развить двигательную активность детей , но и знакомить их с русским бытом.
Игры «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
В игре «Ручеек» развивается ловкость, быстрота, закрепляется умение организовывать пары, двигаться друг за другими парами; соблюдать правила игры.
Игра «Удочка» учит детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземлятся на носки, полусогнутые ноги. Развивает ловкость, быстроту, глазомер. Если мы увеличим высоту вращения веревки и уменьшим время игры - делая акцент на развитие прыгучести; уменьшая высоту вращения и увеличивая время игры - делаем акцент на развитие прыжковой выносливости.
Игра «Золотые ворота» активизирует и развивает двигательную деятельность, умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения.
Такая игра как «Карусель» упражняет детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки, содействует совершенствованию двигательным умениям и навыкам, развивает у детей ловкость, быстроту реакции.
Игра «Колечко» развивает внимание, наблюдательность, обучает ходьбе в игровой манере, игре в коллективе.
Также знакомим детей с играми сверстников прошлых столетий, передающихся из поколения в поколения. Игры «Двенадцать палочек», «Игровая», «Кто дальше», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий-лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.
В игре «Горелки» мы упражняем детей в беге, учим реагировать на сигнал и соблюдать правила игры.
Игра «Городки» развивает точность движений, глазомер, укрепляет мышцы рук.
«Жмурки» продолжают закреплять навык бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга; совершенствовать физические, психофизические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; развивать внимание; воспитывать доброжелательность.
«Заря-Заряница» развивает интерес к русским народным играм, развивает ловкость, выносливость, смекалку.
Игра «Ловишка» упражняет детей в беге врассыпную, с увертыванием, в ловле, развивать у детей быстроту, ловкость, внимание, воспитывает у детей двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят в играх, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Игры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества, и соревнования: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем) «Перетяни за черту», «Тяни в круг», «Цепи кованые», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг» и их различные варианты.
«Перетягивание каната» развивает силы и силовую выносливость; воспитывает навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Игра «Бой петухов» направлена на развитие ловкости и прыжковой выносливости, а также на укрепление здоровья ребёнка, повышение устойчивости, совершенствование защитных функций организма.
«Бег в паре» учит детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.
Цель игры «Прыжки в мешках» учить детей прыгать в мешке, развивать ловкость, быстроту, выдержку.
В игре «Сильный бросок» мы упражняем детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать по сигналу.
Народные игры мы включаем во все мероприятия детского сада «Осенняя ярмарка», «Мамин праздник», «23 февраля», «Масленица», «Пасха» и т.д. Изучение народных игр дали положительные результаты. У детей сформировались и развились двигательные навыки. Народная игра исполнят своё главное назначение - доставят детям удовольствие и радость.
Для обеспечения интереса детей к подвижным играм время от времени вносим изменения в их содержание: усложняем, дополняем движения и т.д.
Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей. Особое внимание уделяем выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.
Вывод: Народные игры не только укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем, но и воспитывают уважительное отношение к традициям русского народа. Использование же в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек, расширяет представления детей об окружающем мире. Кроме того, народные игры обогащают игровую деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...
Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигну...
"Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника"
Консультация для педагогов...
Педагогический совет - деловая игра «Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников»
Игра, как известно, вид деятельности, позволяющий человеку выразить себя и самосовершенствоваться. Это относится и к деловой игре. На педсовете, где звучат только доклады, отчеты, лекции, либо н...
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год
Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...
МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....
Консультация для педагогов «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Народные игры — одно из средств развития двигательной активности детей.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в ...