Мастер-класс «Использование элементов фонетической ритмики на физкультурных занятиях с детьми ОВЗ »
консультация
Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отствание речи и моторики - двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь - результат тонкой координации дыхательной и нервной системмы, органов артикуляции и слуха. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми.Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонотическая ритмика занялапрочное место в их практике. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их ккомбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_fono_ritmika.docx | 166.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Выступление на ММО инструкторов по физической культуре
Мастер-класс
«Использование элементов фонетической ритмики
на физкультурных занятиях с детьми ОВЗ »
Ангольт Е.В.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад «Аленушка»
г.Строитель Яковлевского городского округа
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская мудрость
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
За последние годы отмечается рост количества детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Поэтому перед инструктором по физической культуре встает ряд проблем в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи требуют разработки специальных методов и приемов работы.
У детей с расстройствами речи часто страдает общая моторика, координация движений - сложная система двигательных и чувственных связей коры, подкорки, мозгового ствола, мозжечка и спинного мозга, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка.
Упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения. На физкультурных занятиях в водной или заключительной части можно использовать различные кинезиологические упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.
Практическая часть
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте коллеги - всем привет!
Такое приветствие способствует созданию и поддержанию у дошкольников хорошего настроения.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Одним из эффективных приемов в работе с детьми является использование подвижных игр и упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Игры и упражнения подбираются к лексическим темам.
Подвижная игра «Кто самый ловкий»
По кругу лежат маленькие обручи в центре - большой обруч с мячами; перед началом игры дети говорят слова:
Любим мы играть с мячом,
Очень весело живем.
Но в игре один секрет:
Опоздал - мяча уж нет.
Имитируют отбивание мяча одной рукой.
Три хлопка в ладоши.
Ходьба на месте - 4 шага.
Прыжок вверх, с разведением рук в стороны.
Затем под музыку бегут по кругу «змейкой» между обручами, выполняя разные виды бега. Музыка заканчивается, участники берут мячи и занимают свои обручи. Во время бега постепенно убираются мячи, в конце игры остается один мяч.
Подвижная игра «Догони мяч»
10- хлопают в ладоши,
9- хлопок по коленям,
8-хлопок в ладоши,
7- хлопок по коленям,
6- хлопок в ладоши,
5- хлопок по коленям,
4- хлопок в ладоши,
3- хлопок по коленям,
2- хлопок в ладоши,
- хлопок по коленям
Мы с мячом играть хотим – закрывают ладошками глаза,
Только надо нам узнать – хлопают в ладоши,
Кто мяч будет догонять – приседают.
Воспитатель прокатывает мяч, называет имя и каким образом должны догнать мяч.
Развитие тонкой моторики кисти, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Бурятская народная игра
«Бабки-лодыжки» (Шагай наадан)
Описание: Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.
3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.
Правила: следует точно соблюдать приёмы игры.
Оборудование: мелкие камушки: по 4 шт. на каждого ребенка.
Отстукивание ритма по ритмическим схемам
Очень полезны упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат или кубики. Пять или шесть предметов раскладываются на расстоянии 35-40 см один от другого. На следующем этапе подключается ходьба под звуковые сигналы – барабан, счет или ритмичные стихи.
Тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук.
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к домику ведут.
Рефлексия: фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнала…,
было интересно узнать…, теперь я могу решать…, я попробую сам…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"
Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....
Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».
Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях». ...
Мастер-класс для педагогов "Элементы арт терапии в работе с детьми"
Использование элементов арт терапии в продуктивной деятельности с детьми....
Конспект проведения мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурных занятий
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств, бросовых материалов. Оно является дополнительным стимулом физкультурно - оздорови...
Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."
Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."...
Техногогическая карта занятия "Элементы командообразования в физкультурном занятии с детьми 6-7 лет"
Техногогическая карта занятия "Элементы командообразования в физкультурном занятии с детьми 6-7 лет"...