Семинар практикум для педагогов "Кинезиология в ДОУ"
методическая разработка
Повышение компетенции педагогов в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счёт использования здоровье сберегающей технологии "Кинезиология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 218.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка»
Семинар – практикум для педагогов
«Кинезиология в ДОУ»
Педагог – психолог Стяжкина Анна Александровна
«Единственная красота, которую я знаю – ЗДОРОВЬЕ»
Генрих Гейне (1797-1856) — выдающийся немецкий поэт.
Цель:
- Повышение компетентности педагогов в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования здоровье сберегающей технологии «Кинезиология».
Задачи :
- Обобщить материал по применению здоровье сберегающей технологии в работе с детьми.;
- Углубление теоретической и практической подготовки педагогов;
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя, способствовать творческому поиску.
- Развитие творческой активности, обмен опытом.
Оборудование и материал:
Мультимедийное оборудование, презентация к семинару, задания для педагогов.
Этапы проведения семинара - практикума:
1. Организационный (активизация деятельности);
2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).
3. Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).
4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).
Ход
Упражнение «Капелька».
Воспитатель: Приглашаю вас построиться в круг и всем вместе выполнить одно упражнение, которое называется «Капелька».
По моему сигналу и согласно тексту вы должны выполнять движения.
Псимхолог:
(Важно эмоционально комментировать команды):
1. «Начинается лёгкий летний дождик, он тихо стучит по крышам, по асфальту, по листикам»
- стучать сначала одним пальцем правой руки по ладони левой (первые капли дождя);
2. «Дождь набирает силу, тучи сгущаются, становятся тяжёлыми ...»
- стучать двумя, тремя пальцами (дождь набирает силу);
3. «Напряжение, злость, которая скопилась в туче и вас, прорывается в сильном ливне»
- все аплодируют (идёт проливной дождь).
4. «Вся усталость и напряжение из тучки вышло вместе с дождиком. Тучка стала облачком, дождик затихает, становится мелким и начинает проглядывать солнышко»
- стучать двумя пальцами правой руки по ладони левой, затем одним;
5. «Дождик перестал
( перестали хлопать).
Солнышко выглянуло, пригрело деревья, дома, каждого человека. Вы чувствуете, как отдохнули, забыли всё неприятное и обидное, стали весёлыми и сильными, и с таким отличным настроением мы поработаем сегодня на семинаре. Спасибо.
« Круг радости»
Психолог: Предлагаю поприветствовать друг друга на разных языках или разным способом. Здравствуйте. ( Например:– салам алейкум, здоровеньки булы, хаю-дую-ду, хелоу и т.д.).
(Каждый из педагогов здоровается на каком – нибудь языке).
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы поздоровались с вами, тем самым пожелали друг другу здоровья. Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «О здоровье - всерьез». Вы наверное, поняли, что главная тема нашей сегодняшней встречи — здоровье. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдешь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье всерьез.
Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детского населения. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но прежде всего здоровые.
Психолог: Здоровье - главная ценность, которой человека наделила природа. А как по - вашему, что такое здоровье? (Педагоги собирают высказывания)
Если хочешь быть здоровым, мало ешь и мало пей.
Здоровому врач не нужен.
Здоровье – это счастье.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье - всему голова.
Здоров будешь – все будет и т.д.
Психолог: По мнению Организации здравоохранения:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?
Эти вопросы волнуют и родителей, и нас педагогов.
Я вам предлагаю познакомиться с одной из здоровье сберегающих технологий й «Кинезиология.»
Психолог: Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. Всё чему учится ребёнок проходит в трёх этапах.
-Показ взрослого
-Вместе со взрослым
-Самостоятельно
Нам нужно показать пример и научить детей, чтобы они делали это самостоятельно
Одной из форм оздоровительной работы является – Кинезиологическая гимнастика.
Мы все знаем, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Кинезиологические упражнения не только развивают моторику, но два полушария головного мозга,что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, тонизирует весь организм.
Итак, начнем. У каждой команды лист с кинезиологическими движениями. Командам нужно придумать текст и продемонстрировать гимнастику в соответствии с движениями.
Кинезиологическая гимнастика
1 команда
.
2 команда
Психолог: Молодцы. Спасибо. А сейчас к стихам подберем дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика
(Команды выполняют по очереди).
1«Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
3«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Психогимнастика
(Команды выполняют по очереди).
Психолог: Спасибо. Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Психогимнастика помогает детям:
- адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить;
- разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
- научиться демонстрировать и понимать эмоции;
- избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
- развить воображение и творческое мышление;
- научиться контролировать свои движения.
1 команда «Насос и мяч»
Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
2 команда «Веселые мартышки»
(Все движения психогимнастики выполняются по тексту)
Мы веселые мартышки, мы смеемся громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже – язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем – гримасы все состроим
Ну и конечно, какое здоровье без смеха
Я хочу прочесть вам сказку. Немного о серьезном в шутку. Хочу прочитать вам сказку про Красную шапочку.
Сказка «Красная шапочка»
Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому, внученька, что я не любила умываться по утрам и вечерам.
Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка, внученька.
Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку.
Психолог: Уважаемые коллеги! Вывод такой: - Если вы не хотите выглядеть, как эта бабушка, ведите здоровый образ жизни!
Надеюсь, я вам немного подняла настроение. Итак, продолжим.
Смехотерапия — хорошее лекарство. И это лекарство не имеет побочных действий. Поэтому смейтесь на здоровье! Смех- панацея от всех болезней. Ведь он помогает справиться с хронической усталостью, повышает иммунитет, улучшает настроение, лицо и фигуру!
Смех в нашей жизни также важен, как воздух, пища и вода. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для всех нас и наших детей, поэтому стремитесь к тому, чтобы наши дети чаще улыбались и смеялись. Давайте удлиним нашу жизнь, выполнив следующие задания.
Общая игра: проводиться под музыку.
Педагоги сидят в ряд по очереди хлопаю в ладоши, как только звучит хлопок направление движения хлопков меняется.
Психолог: Спасибо. Было очень весело. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку. Как говорил знаменитый барон Мюнхгаузен: «Улыбайтесь. Серьезное выражение лица – вовсе не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица». Во время занятий, мы все с вами проводим с детьми физкультурные минутки, для того, чтобы научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой и поэтому сейчас у нас тоже будет динамическая пауза.
Психолог: Спасибо, отлично справились с заданиями. Наш семинар подходит к концу. Предлагаю выполнить задание - «Зеркальное рисование».
( Это рисование двумя руками одновременно).
Отличное упражнение, которое улучшает эффективность работы обоих полушарий мозга. При выполнении этого задания расслабляются руки и глаза. Рисование таким образом, задействует оба полушария, фактически «подтягивая» одно из них, отстающее в развитии.
Такой прием позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Попробуйте отобразить в своем рисунке ваше настроение, полученное от семинара (Рисуют и обсуждают свои рисунки). Спасибо.
Рефлексия: «Общий комплемент всем».
Участники встают в круг, положить руки на плечи друг другу, и говорят (предварительно посовещавшись) хором общий для всех комплимент - Всем здоровья.
Высказывают свое отношение к прошедшему тренингу.
Завершение:
Психолог: Уважаемые коллеги! Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, как я уже говорила, испокон веков известна фраза «В здоровом теле – здоровый дух!»
Если вы здоровы, значит у вас, и настроение прекрасное и любое дело спорится. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку.
Спасибо за внимание! Будьте всегда здоровы!
Литература
- Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
- Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
- Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
- Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие
– М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...