Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
план-конспект занятия
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-moya_semya.docx | 92.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска
(МБДОУ № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска)
Утверждаю
Старший воспитатель
__________ / Афанасьева Г.А.
Конспект
занятия «Моя семья»
(Семинар-практикум для родителей)
(в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Составители:
педагог-психолог
Андреева Г.И.,
2019г.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.
Задачи:
- Способствовать взаимопониманию детей и взрослых в семье.
- Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение.
- Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
Формы проведения: семинар-практикум
Участники: педагог-психолог, родители.
Оборудование для проведения мероприятия:
Ход семинара-практикума. Просмотр презентации «Семья и семейное воспитание». Сообщение «Семья - то самое главное в жизни каждого из нас». Упражнения: «Что такое семья», «Ладошка», «Знаю ли я своего ребенка?», «Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…», «Правила для ребенка», практическая часть «Дом моей мечты».
Ход семинара-практикума
Вступительная часть.
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что пришли к нам сегодня на семинар-практикум «Моя семья» (Презентация «Семья и семейное воспитание»).
Семья – это то, что мы делим на всех, всем понемножку: и слезы, и смех;
Взлет и падение, радость, печаль, дружбу и ссоры, молчанье печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом – сердце навеки останется в нем!
Семья - то самое главное в жизни каждого из нас.
На любви к семье держится всё – это святая любовь. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Семья…Для любого взрослого человека с этим словом связано множество неповторимых воспоминаний. Бережно хранит память воспоминания о родительском доме, где прошло детство, да и в дальнейшем мы строим зачастую семьи по тому образу и подобию, которые знакомы нам. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, пониманию, заботе другу о друге, уважению.
Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. В семье создаются привычки, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мы связаны с нашими предками генетически. Исследования ученых показывают, что они (наши предки) непосредственно влияют на наше физическое и умственное развитие.
Упражнение «Что такое семья»
Педагог-психолог: Мы часто используем слово «семья». Подумайте и давайте вместе с вами запишем слова-ассоциации или словосочетания, которые можно отнести к этому понятию. (Ответы родителей: Семья – это лучший отдых и общение. Семья – это счастье, праздник, подарки. Семья – это когда тебя понимают. Семья – это поддержка, взаимопонимание, взаимная любовь, забота, ответственность, родные, близкие, совместные игры и другое. Семья – это уютный дом. Семья – тот маленький островок, где можно жить спокойно и счастливо. Семья – это доверие друг другу. Семья – это взаимоотношения родителей и детей, их эмоциональными проявлениями, принятыми в семье нормами поведения).
Педагог-психолог: делаем вывод, семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Ничего нет дороже семьи. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается точками самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким, делить их горести.
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Л.С. Выготский отмечал, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития, основы которого первоначально закладываются в родительской семье.
Упражнение «Ладошка»
Педагог-психолог: Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи. (Родители рисуют). Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему?
Интерпретация. Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоциональные тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена семьи.
Упражнение «Знаю ли я своего ребенка?» Родителям предлагается ответить на вопросы, на которые ранее отвечали их дети:
Любимый цвет вашего ребенка?
Любимый праздник вашего ребенка?
Как зовут друзей вашего сына (дочери)?
Любимая сказка вашего ребенка?
Любимая игрушка вашего ребенка?
(Делается вывод о том, насколько хорошо родители знают своих детей).
Упражнение «Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…»
Родители по кругу продолжают фразу « Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…»
Упражнение «Правила для ребенка»
Педагог-психолог: Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
(Обсуждение родителей: сложно было выполнить задание?)
Педагог-психолог: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Правила для родителей
1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».
2.Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
3.Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
Упражнение «Дом моей мечты»
Притча:
Идет прохожий и видит –люди что-то строят.
- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.
- Я укладываю кирпичи – отвечает он.
- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.
- Я возвожу стену – отвечает второй?
- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.
- Я строю храм – был ответ.
Педагог-психолог: когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Дом будет наполнен светом радости. Предлагаю каждому набор кирпичей. (Раздаются конверты с «кирпичиками»). Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. (На некоторых кирпичах уже написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка»). Остальные слова надо дописать самим. Придумайте и подпишите каждый из них. На крыше напишите фамилию своей семьи. (Далее делается коллаж из полученных домиков «Дома нашей мечты»).
Педагог-психолог: Нашу встречу мне бы хотелось закончить словами:
Семья – это счастье!
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Мира и добра Вам, взаимопонимания и любви, семейного счастья и благополучия!
Литература:
- Райгородский Д.Я. Психология семейных отношений. Родители и дети. Учебное пособие по педагогике для факультативов психологии, педагогике и социальной работы / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2013. С. 121-128., 227-285., 669-675.
- Райгородский Д.Я. Психология семейных отношений. Ребенок и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультативов психологии, педагогике и социальной работы / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2013. С. 157-162., 183-188.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)
Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...
Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии
Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик....
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект родительского собрания. Форма проведения: Игровой практикум на тему: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития.
Конспект родительского собрания. Форма проведения: Игровой практикум. Тема: «Играя, развиваем речь!». Возрастная группа: дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития....