Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии
Звуковая культура речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План семинара-практикума | 16.01 КБ |
Практикум по развитию звукопроизношения | 20.27 КБ |
Методические рекомендации по развитию речи детей | 19.05 КБ |
Проект решения семинара-практикума | 13.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1 к приказу
от «___» ________2016г. №___
Семинар-практикум
«Практикум по развитию звукопроизношения»
Цель: Повысить компетенцию педагогов ДОО по развитию звукопроизношения
Задачи:
- Дать теоретические знания педагогам ДОО по развитию звукопроизношения.
- Применить на практике приобретенные знания
Дата проведения – 19 февраля 2016 года
Время проведения: 14.30
№ | Вид деятельности | Сроки проведения | Ответственный |
Подготовка к семинару - практикуму | |||
1. | Изучение методической литературы по развитию ЗКР | 19.02.2016г. | педагоги ДОО |
2. | Анализ методических пособий, дидактических игр в группах по ЗКР | до 18.02.2016г. | педагоги ДОО |
3. | Определить для каждой возрастной группы задачи по ЗКР | до 18.02.2016г. | педагоги ДОО |
План семинара-практикума | |||
1. | Вступительное слово | З.Г.Никитина | |
2. | Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию у детей правильного произношения. | Метелева О.В., Клюшникова И.Б. | |
3. | Методические рекомендации по развитию речи детей (работа над звукопроизношением) | Кудрякова Е.Г., Кудряшова О.К., Арсланова Н.Г. | |
4. | Обсуждение и принятие решения | З.Г.Никитина |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Практикум по развитию звукопроизношения»
(для воспитателей)
Цель: Повысить компетенцию воспитателей по развитию звукопроизношения.
Задачи: 1. Дать теоретические знания воспитателям по развитию звукопроизношения.
2. Применить на практике приобретенные знания.
Материал: Артикуляционная гимнастика (наглядные материал), игры на выработку воздушной струи, дидактические игры, наглядные иллюстрации.
Вступительное слово.
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.
Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.
В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.
К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:
«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».
Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.
Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.
Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.
Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..
Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.
Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения, а также по осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим недостатки речи, является профилактическим направлением логопедии.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи.
Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:
Логопед исправляет нарушения речи.
Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.
Таким образом, логопед и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произнесение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.
Занятия воспитателя по формированию произношения
Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планам работы логопеда. При ее планировании следует исходить из времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.
Работу подгруппами проводят с детьми со сходной структурой дефекта. Состав подгруппы (не более 4 детей) в процессе коррекционного обучения может меняться, в связи с появлением у детей различных трудностей. Одним трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим – уточнение изолированного звука или произнесение его в словах.
Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом.
Для каждой возрастной группы, есть определенные задачи:
Вторая младшая группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп речи
Средняя группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с’, з, з’, ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу или высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный темп.
Старшая группа
1. Тренировать четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков: ш, ж, ч, щ и сонорных звуков: л, л’, р, р’.
3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная группа
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
При работе по звукопроизношению необходимо учитывать следующее:
1. Во время занятия дети должны стоять или сидеть так, чтобы им хорошо было видно лицо воспитателя.
2. Воспитатель должен при проведении занятия следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательностью и доступностью оформления задания.
3. При проведении игр для развития речевого дыхания необходимо помнить, что каждый ребенок может в них участвовать не более 10 секунд, причем с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
4. При проведении всех видов занятий надо добиваться активного участия детей. Для этого следует подбирать такие формы и виды работы, чтобы суметь привлечь каждого ребенка и, по возможности, проверить, как дети усвоили материал.
5. В процессе проведения занятий по звукопроизношению необходимо уже со второй младшей группы воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь.
6. При введение звука в речь ребенка недопустимо исправление неправильного произношения в каждом слове. Это мешает ребенку высказаться, будет его нервировать, а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи.
7. Стихотворения, потешки, загадки, скороговорки, рассказы предлагаются как дополнительный материал, который может быть использован для закрепления произношения звуков в речи тех детей, которым необходимо ввести их в активный словарь.
8. Воспитателю при самостоятельном подборе материала на нужный звук следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, тех звуков, которые еще не отработаны, должно быть как можно меньше.
9. При введении звука во фразовую речь одним из приемов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот прием, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений.
Воспитатели совместно с детьми выполняют коллективную работу по теме: «Зимние забавы» и составляют рассказ по данной теме.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи детей (работа над звукопроизношением)
Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слушанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) в коре мозга образуется условная связь. С этого момента данное звукосочетание будет вызывать в коре мозга образ воспринятого предмета, а предмет — образ звукосочетания. В зависимости от опыта устанавливаются условные связи звукосочетаний с предметами, раздражения от которых поступают в другие анализаторы.
В дальнейшем, кроме образования слов путем воздействия на рецепторы самих предметов и их действий, благодаря сочетанию их с уже имеющимися, словами. Мы познаем этим способом предметы и явления, которые никогда не воспринимали — не видели, не слышали и т.д. Таким образом, у нас создаются словесные цепи, иногда очень сложные, каждое звено которых основано на сочетании одних речевых сигналов с другими. При этом начальное звено цепи всегда связано с конкретной вещью, т.е. с первосигнальным раздражителем.
У ребенка вначале речь носит импрессивный характер, она связана с непосредственным впечатлением о предмете; ребенок понимает, но еще не говорит.
Слово как звуковой комплекс, за исключением собственных имен, не является носителем конкретных свойств обозначаемого предмета, неразрывно, принудительно не связано только с ним. Наоборот, благодаря высшему анализу и синтезу, присущим только человеку, каждое слово обобщает вещь путем абстрагирования ее от своих конкретных свойств. Таким образом, слово дает нам возможность абстрагировать и обобщать свойства предметов, явлений, устанавливать между ними связь и отношения, не обращаясь непосредственно к ним самим. Оно заменяет действие раздражителей первой сигнальной системы и вызывает такие же ответные реакции, как и воздействие на кору мозга соответствующей данному слову реальной вещи. Благодаря этому мы способны ориентироваться в очень сложной обстановке, не связанной конкретной ситуацией, овладевать научным мышлением. Для конкретизации же мысли используются разнообразные комбинации слов, например: моя береза, эта береза.
У ребенка процессы абстрагирования и обобщения развиваются постепенно, со второго года жизни. До этого слово мама означает только его мать, а не всякую женщину, имеющую детей. В дальнейшем оно станет определенным понятием всех матерей.
Экспрессивная речь развивается на основе подражания взрослым. Это наиболее легкий путь, так как при подражании новые связи как бы образуются за счет работы взрослого, под действием его примера. Происходит прямое усвоение навыка путем непосредственного повторения речи окружающих. От стадии бессознаельного и малоосознанного подражание постепенно переходит в сознательное.
Первоначально под воздействием раздражителей внутренней среды организма наряду с разными движениями тела у младенца возникают мышечные сокращения и в органах речи, в результате чего образуется звук (гуление, лепет). Эти безусловные звуковые рефлексы, постепенно совершенствуясь, сначала включаются в первую сигнальную систему, а затем со второго года — и во вторую, уже как элементы речи.
При произношении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого нёба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в специальных кинестезических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Эти возбуждения совпадают во времени с раздражениями от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами.
Речь детей в возрасте от 3 до 5 лет продолжает развиваться. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи. Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделами звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевогодыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
II этап – Становления звуков речи, или постановка звука. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что
часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.
III – Закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).
Для развития звукопроизношения можно использовать следующие упражнения
Разработка мягкого неба.
1) «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
2) «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ.
1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
5)«Лошадка» – пофыркали.
6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
2) «Печем пироги»
а) «Месим тесто» – размять язык зубами,
б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
Предварительный просмотр:
Проект решения семинара-практикума:
- Продолжать работу по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников, используя новые формы и методы.
Срок – постоянно
Ответственный - воспитатели
- Систематически планировать индивидуальную работу по формированию у детей правильного звукопроизношения.
Срок – постоянно
Ответственный - воспитатели
- Воспитателям осуществлять систематическое взаимодействие с учителями-логопедами по закреплению вопросов коррекции звукопроизношения (знать речевые нарушения каждого ребенка, проводить активную работу в группах по автоматизации поставленных звуков), обеспечить своевременное наличие тетрадей для домашних заданий и взаимодействий специалистов.
Срок – постоянно
Ответственный - воспитатели
- Педагогам ДОО усилить самоконтроль за собственной речью и речью детей.
Срок – постоянно
Ответственный - воспитатели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!»
Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!» (средняя группа)...
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.
Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...
Развитие звукопроизношения с элементами логоритмики
Развитие звукопроизношения сэлементами логоритмики...
"Картотека игр и упражнений на развитие звукопроизношения у детей 2 - 3"
Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для это...
конспект непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей 6-7 лет по развитию звукопроизношения в рамках темы « Дифференциация звуков (д) - (т)»
Цели: Коррекционно-образовательные задачи:1.1. Учить дифференцировать звуки «д» «т»1.2. Закреплять навыки изображения графического образа буквы.1....
Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации звуков Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...
Влияние артикуляционных упражнений на развитие звукопроизношения детей дошкольного возраста
Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....