Из опыта работы «Организация игровой деятельности и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»
консультация (младшая группа)
Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа г.Нефтекамск РБ
Из опыта работы
«Организация игровой деятельности и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
Порсева Н.В.
2023 год
Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОО.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10дней, в детском саду в 3года – 2-3 недели. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему.
Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
В период адаптации занятия по физкультуре проходят в групповом помещении. Для привлечения внимания я приходила с игрушкой (мишка, зайчик, еж) и рассказывала, что мишка пришел в гости, для того, чтобы поиграть с ребятами. Для того, чтобы научить приветствию, я предлагала детям поздороваться с игрушечным гостем и погладить его. Для развития физических навыков я использовала потешки с элементами подражания поведению животных (мишка косолапый по лесу идет, зайка серенький сидит, вот вернулся еж в клубок…) Игрушечный герой всегда приносил для детей спортивное оборудование для игр (мячики, кубики). Красивые разноцветные мячи привлекали внимание детей и вызывали эмоциональный отклик, выполняя различные движения. Больше всего им нравилось бросать мячик и догонять его. Начинали мы с одного мяча, а потом раздавали мяч каждому ребенку. Также большой эмоциональный отклик у ребенка вызывает музыкальное сопровождение (игровые упражнения, подвижная игра).
У детей раннего возраста ярко проявляется потребность в движениях, от степени удовлетворенности которой зависит здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, работоспособность. Двигательная активность связана с чувством удовольствия, поэтому все физические упражнения проводятся игровой форме. Ведь именно играя, дети незаметно для себя, без принуждения выполняют все необходимые требования и совершенствуются в двигательном развитии. В начале игры носят тематический характер. Они очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: животные, простые предметы и действия с ними. Например:
«Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат, которые идут друг за другом» (ходьба в колонне)
«Сегодня мы с вами будем бегать как зайчата. Зайчики очень быстро бегают. Каждому зайчику нужно добежать до своей морковки (умения быстро бегать)
«Сегодня мы с вами будем запускать бумажных самолетиков. Постарайтесь, чтобы ваши самолетики летели высоко и далеко» (бросок вперед – вверх)
Учитывая психологические особенность детей раннего возраста, эти упражнения необходимо проводить индивидуально или с несколькими детьми, проявившими интерес. Остальные могут просто наблюдать, заставлять или навязывать ребенку какие-либо действия нельзя. Действовать надо аккуратно и терпеливо. Постепенно дети с радостью и быстрее включаются в занятия по физкультуре, также увеличивалось количество детей. Инициатором игр в этом возрасте является взрослый. Рекомендацией для педагогов является повторение потешек, подвижных игр в режимных моментах для закрепления.
Для совершенствования двигательных навыков в группе необходимо обеспечить развивающую предметно-пространственную среду спортивными атрибутами: мячи разного размера, мягкие модули разного цвета и формы, массажные коврики, обручи, кубики, ребристые дорожки, шапочки для подвижных игр. Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду.
Для работы я использую такое методическое обеспечение: Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности., С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет"
Проблема адаптации дошкольников с каждым годом становится все более актуальной, так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы. Она способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста. Оказывает существенное влияние на самооценку ребенка, его коммуникативные способности, снимает психологическое напряжение, помогает преодолеть скованность и следовательно, увеличивает способность ребенка к успешной адаптации.
Игровые упражнения с использованием гимнастической палки
«Поймаем кошечку»
Задачи:
- вызывать у детей желание проявлять физическую активность в игровом упражнении;
- учить поднимать и опускать руки, стараясь поймать персонаж;
- создавать условия для проявления речевого отклика в игровых действиях.
Оборудование: гимнастическая палка (1м), перчаточная кукла (игрушка) кошка.
***
Инструктор показывает гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».
Высоко на палочке
Кошечка сидит.
Тихо мяукает,
На деток глядит.
Показ имитации «Кошечка мяукает»
Кошечка, к нам, спустись.
Все (вместе) Кис, кис, кис.
Показ имитации «Кошечка лениво мяукает и качает головой».
Инструктор. Кошечка, не ленись.
Все (вместе). Кис, кис, кис.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх».
Инструктор. С кошечкой, ребятки, поиграйте, её попробуйте поймайте.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх» (5-6 раз).
Дети поднимают руки вверх и пытаются поймать кошечку. Игровое упражнение повторяется 2-3раза.
«Убеги от кошечки»
Задачи:
- развивать у детей желание изображать сказочных персонажей (мышек) в игровом упражнении;
- учить ходить врассыпную и разбегаться в разные стороны от кукольного героя.
Оборудование: гимнастическая палка (длина 1м), перчаточная кукла Кошка, мышиные шапочки – маски (для каждого ребёнка).
***
Инструктор показывает им гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».
Кошечка на палочке сидит и мышат сторожит.
Показ имитации «Кошечка смотрит по сторонам».
А мышата рядом гуляют, Кошечку не замечают.
Дети в мышиных шапочках – масках ходят врассыпную вокруг палки, на которой «сидит кошечка».
Кошка с палочки слезает.
Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке».
И мышат догоняет.
Показ имитации «Кошечка догоняет мышат».
Инструктор поворачивает куклу в разные стороны, имитируя «погоню кошки за мышками». Свободной рукой держит палку.
Дети разбегаются в разные стороны.
Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Игровые упражнения с мячиком «Веселый мячик»
Задачи:
- стимулировать инициативу к участию в игровой деятельности, сопровождаемой речевым откликом;
- развивать реакцию, согласовывая совместные действия, в процессе ловли мячика;
- поощрять попытки детей к игровому взаимодействию со взрослым.
***
Инструктор показывает им маленький мячик в своих руках.
Мячику на месте не лежится,
Очень любит он повеселиться.
Инструктор поворачивает мячик в разные стороны.
Прыгает мячик высоко
Поймать его нелегко.
Инструктор подкидывает мячик на резинке вверх, мячик ударяется об стол и снова подскакивает вверх.
С мячиком поиграйте,
Его попробуйте поймайте.
Показ имитации «мячик прыгает».
Инструктор совершает рукой движения вверх- вниз и захватывает мячик в кулак. Дети тянутся к мячику, пытаясь поймать его своими ручками.
Куда мячик пропал?
Инструктор осматривает свой кулак, в котором находится мячик.
Все (вместе). В кулачок ускакал.
Дети рассматривают кулачок взрослого, в котором находится мячик.
Инструктор: Пальчики разжимаем.
Взрослый разгибает пальчиками свободной руки пальчики, сжатые в кулак. Или же один – два ребёнка подходят к взрослому и помогают ему разжать пальцы.
Мячик выпускаем.
Взрослый показывает детям мячик на ладони своей руки. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Где мячик?
Задачи:
- учить ориентироваться в помещении и согласованно действовать в игровой ситуации;
- вызывать желание включаться в речевое взаимодействие средствами игры;
- создавать игровые условия для обучения прыжкам на месте;
- стимулировать желание перемещаться за взрослыми в заданном направлении (парами, подгруппой);
- приучать брать мяч и отдавать его взрослому.
***
Дети стоят около взрослого.
Инструктор.
Мячик круглый и большой,
Посмотрите, вот какой (показывает детям мячик)
Мячик прыгал и скакал (показ имитации «мячик прыгает». Инструктор кидает и ловит двумя руками мяч.
Все (вместе).
Прыг-скок, прыг-скок (дети приседают, стараясь подпрыгивать).
И куда – то вдруг пропал (взрослый прячет мячик за спину).
Инструктор: Где мячик? (взрослый и дети осматриваются по сторонам)
Мячик быстро покатился (взрослый отталкивает мячик вперёд).
И в уголочке притаился (показ имитации «мячик укатился в уголок группы».
Кто за мной пойдёт?
Кто же мячик найдёт?
Дети выражают желание – идти искать мячик. Взрослый называет имена этих детей. Далее дети по желанию идут за взрослым искать мячик.
Как варианты: взрослый называет по именам детей, которые пойдут искать мячик; дети по желанию берутся за руки и идут за взрослым искать мячик; дети по желанию идут за взрослым искать мячик, высоко поднимая ноги, и т.д.
Все (вместе) Вот он мячик!
Кто – то из детей поднимает мяч и отдаёт его взрослому. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Грустный мячик.
Оборудование: резиновый мячик (диаметром 30-40 см).
Инструктор обращает внимание детей на мячик, который лежит на полу.
Лежит мячик на полу и вздыхает (берёт мячик в руки)
Мячик. Никто со мной не играет. Показ имитации «мячик говорит». Взрослый покачивает мячик в такт своим словам.
Все (вместе)
Мячик не надо скучать, Мы с тобой будем играть.
Вариант 1. Друг другу мячик катаем.
Задача: учить катать мяч двумя руками взрослому в игровой ситуации.
Дети садятся на ковёр полукругом, вытягивают ножки вперёд и расставляют их в стороны.
Все (вместе)
Друг другу мячик катаем,
Весело играем.
Инструктор откатывает поочерёдно мячик каждому ребёнку. Ребёнок ловит катящийся к нему мяч двумя руками, отталкивает мячик другому ребёнку. Игровое упражнение повторяется 5-6 раз.
Список литературы :
1.Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика- Синтез, 2012.-128с.
2. С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...
консультация для родителей "Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...
из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
"Развитие творческих проявлений детей"...
Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период
Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период...
Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"
Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...
Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"
Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...
Из опыта работы. «ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ»
Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу,...