Из опыта работы «Организация игровой деятельности и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»
консультация (младшая группа)

Порсева Наталья Владимировна

      Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села  Амзя  городского округа  г.Нефтекамск РБ

Из опыта работы

«Организация игровой деятельности  и включение физических упражнений в период адаптации детей в ДОО»

   

Подготовила:

Инструктор по физкультуре

Порсева Н.В.

2023 год

   Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в ДОО.

   По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10дней, в детском саду в 3года – 2-3 недели. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему.

      Основная задача педагога в период адаптации -формирование эмоционального контакта, доверия . Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама). Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

     В период адаптации занятия по физкультуре проходят в групповом помещении. Для привлечения внимания я приходила с игрушкой (мишка, зайчик, еж) и рассказывала, что мишка пришел в гости, для того, чтобы поиграть с ребятами. Для того, чтобы научить приветствию, я предлагала детям поздороваться с игрушечным гостем и погладить его. Для развития физических навыков я использовала потешки с элементами подражания поведению животных (мишка косолапый по лесу идет, зайка серенький сидит, вот вернулся еж в клубок…) Игрушечный герой всегда приносил для детей  спортивное оборудование для игр (мячики, кубики). Красивые разноцветные мячи привлекали внимание детей и вызывали эмоциональный отклик, выполняя  различные движения. Больше всего им нравилось бросать мячик и догонять его. Начинали мы с одного мяча, а потом раздавали мяч каждому ребенку. Также большой эмоциональный отклик у ребенка вызывает музыкальное сопровождение (игровые упражнения, подвижная игра).

       У детей раннего возраста ярко проявляется потребность в движениях, от степени удовлетворенности которой зависит здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, работоспособность. Двигательная активность связана с чувством удовольствия, поэтому все физические упражнения проводятся игровой форме. Ведь именно играя, дети незаметно для себя, без принуждения выполняют все необходимые требования и совершенствуются в двигательном развитии. В начале игры носят тематический характер. Они очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира:  животные, простые предметы и действия с ними. Например:

«Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат, которые идут друг за другом» (ходьба в колонне)

«Сегодня мы с вами будем бегать как зайчата. Зайчики очень быстро бегают. Каждому зайчику нужно добежать до своей морковки (умения быстро бегать)

«Сегодня мы с вами будем запускать бумажных самолетиков. Постарайтесь, чтобы ваши самолетики летели высоко и далеко» (бросок вперед – вверх) 

Учитывая психологические особенность детей раннего возраста, эти упражнения необходимо проводить индивидуально или с несколькими детьми, проявившими интерес. Остальные могут просто наблюдать, заставлять или навязывать ребенку какие-либо действия нельзя. Действовать надо аккуратно и терпеливо. Постепенно дети с радостью и быстрее включаются в занятия по физкультуре, также увеличивалось количество  детей. Инициатором игр в этом возрасте является взрослый. Рекомендацией для педагогов является повторение потешек, подвижных игр в режимных моментах для закрепления.

Для совершенствования двигательных навыков в группе  необходимо  обеспечить развивающую предметно-пространственную среду спортивными атрибутами: мячи разного размера, мягкие модули разного цвета и формы, массажные коврики, обручи, кубики, ребристые дорожки, шапочки для подвижных игр. Все это помогает разнообразить содержание работы с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду.

   Для работы я использую такое методическое обеспечение: Н.Ф.Губанова  Развитие игровой деятельности., С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет"

  Проблема адаптации дошкольников с каждым годом становится все более актуальной, так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы. Она способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста. Оказывает существенное влияние на самооценку ребенка, его коммуникативные способности, снимает психологическое напряжение, помогает преодолеть скованность и следовательно, увеличивает способность ребенка к успешной адаптации.

Игровые упражнения с использованием гимнастической палки

«Поймаем кошечку»

Задачи:

- вызывать  у детей желание проявлять физическую активность в игровом упражнении;

- учить поднимать и опускать руки, стараясь поймать  персонаж;

- создавать условия для проявления речевого отклика в игровых действиях.

Оборудование: гимнастическая палка (1м), перчаточная кукла (игрушка) кошка.

                                                      ***

Инструктор  показывает  гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».

Высоко на палочке

Кошечка сидит.

Тихо мяукает,

На деток глядит.

Показ имитации «Кошечка мяукает»

Кошечка,  к нам, спустись.

Все (вместе) Кис, кис, кис.

Показ имитации «Кошечка лениво мяукает и качает головой».

Инструктор. Кошечка, не ленись.

Все (вместе). Кис, кис, кис.

Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх».

Инструктор. С кошечкой, ребятки, поиграйте, её попробуйте поймайте.

Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке и быстро поднимается вверх» (5-6 раз).

Дети поднимают руки вверх и пытаются поймать кошечку. Игровое упражнение повторяется 2-3раза.

                                        «Убеги от кошечки»

Задачи:

- развивать у детей желание изображать сказочных персонажей (мышек) в игровом упражнении;

- учить ходить врассыпную и разбегаться в разные стороны от кукольного героя.

Оборудование: гимнастическая палка (длина 1м), перчаточная кукла Кошка, мышиные шапочки – маски (для каждого ребёнка).

                                                           ***

Инструктор  показывает им гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка».

Кошечка на палочке сидит и мышат сторожит.

Показ имитации «Кошечка смотрит по сторонам».

А мышата рядом гуляют, Кошечку не замечают.

Дети в мышиных шапочках – масках ходят врассыпную вокруг палки, на которой «сидит кошечка».

Кошка с палочки слезает.

Показ имитации «Кошечка спускается вниз по палке».

И мышат догоняет.

Показ имитации «Кошечка догоняет мышат».

Инструктор поворачивает куклу в разные стороны, имитируя «погоню кошки за мышками». Свободной рукой держит палку.

Дети разбегаются в разные стороны.

Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.

Игровые упражнения с мячиком «Веселый мячик»

Задачи:

- стимулировать инициативу к участию в игровой деятельности, сопровождаемой речевым откликом;

- развивать реакцию, согласовывая совместные действия, в процессе ловли мячика;

- поощрять попытки детей к игровому взаимодействию со взрослым.

                                                         ***

Инструктор  показывает им маленький мячик в своих руках.

Мячику на месте не лежится,

Очень любит он повеселиться.

Инструктор поворачивает мячик в разные стороны.

Прыгает мячик высоко

Поймать его нелегко.

Инструктор подкидывает  мячик на резинке вверх, мячик ударяется об стол и снова подскакивает вверх.

С мячиком поиграйте,

Его попробуйте поймайте.

Показ имитации «мячик прыгает».

Инструктор совершает рукой движения вверх- вниз и захватывает мячик в кулак. Дети тянутся к мячику, пытаясь поймать его своими ручками.

Куда мячик пропал?

Инструктор осматривает свой кулак, в котором находится мячик.

Все (вместе). В кулачок ускакал.

Дети рассматривают кулачок взрослого, в котором находится мячик.

Инструктор: Пальчики разжимаем.

Взрослый разгибает пальчиками свободной руки пальчики, сжатые в кулак. Или же один – два ребёнка подходят к взрослому и помогают ему разжать пальцы.

Мячик выпускаем.

Взрослый показывает детям мячик  на  ладони своей руки. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.

                                            Где мячик?

Задачи:

- учить ориентироваться в помещении и согласованно действовать в игровой ситуации;

- вызывать желание включаться в речевое взаимодействие средствами игры;

- создавать игровые условия для обучения прыжкам на месте;

- стимулировать желание перемещаться за взрослыми в заданном направлении (парами, подгруппой);

- приучать брать мяч и отдавать его взрослому.

                                                         ***

Дети стоят около взрослого.

Инструктор.

Мячик круглый и большой,

Посмотрите, вот какой (показывает детям мячик)

Мячик  прыгал и скакал (показ имитации «мячик прыгает». Инструктор кидает и ловит двумя руками мяч.

Все (вместе).

Прыг-скок, прыг-скок (дети приседают, стараясь подпрыгивать).

И куда – то вдруг пропал (взрослый прячет мячик за спину).

Инструктор: Где мячик? (взрослый и дети осматриваются по сторонам)

Мячик быстро покатился (взрослый отталкивает мячик  вперёд).

И в уголочке притаился (показ имитации «мячик укатился в уголок группы».

Кто за мной пойдёт?

Кто же мячик найдёт?

 Дети выражают желание – идти искать мячик. Взрослый называет имена этих детей. Далее дети по желанию идут за взрослым искать мячик.

Как варианты: взрослый называет по именам детей, которые пойдут искать мячик; дети по желанию берутся за руки и идут за взрослым искать мячик; дети по желанию идут за взрослым искать мячик, высоко поднимая ноги, и т.д.

Все (вместе) Вот он мячик!

Кто – то из детей поднимает мяч и отдаёт его взрослому. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.

                                               Грустный мячик.  

Оборудование: резиновый  мячик (диаметром 30-40 см).

Инструктор обращает внимание детей на мячик, который лежит на полу.

Лежит мячик на полу и вздыхает (берёт мячик в руки) 

Мячик. Никто со мной не играет. Показ имитации «мячик говорит». Взрослый покачивает мячик в такт своим словам.

Все (вместе)

Мячик не надо скучать, Мы с тобой будем играть.

                    Вариант 1. Друг другу мячик катаем.

Задача: учить катать мяч двумя руками взрослому в игровой ситуации.

Дети садятся на ковёр полукругом, вытягивают ножки вперёд и расставляют их в стороны.

Все (вместе)

Друг другу мячик катаем,

Весело играем.

Инструктор откатывает поочерёдно мячик каждому ребёнку. Ребёнок ловит катящийся к нему мяч двумя руками, отталкивает мячик другому ребёнку. Игровое упражнение повторяется 5-6 раз.

                                     

                  

Список литературы :


1.Н.Ф.Губанова  Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика- Синтез, 2012.-128с.

2. С.Ю. Федорова "Планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет

          

                   

         

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

консультация для родителей "Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период

Организация игровой деятельности на прогулках в зимний период...

Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"

Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовыва...

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"

Из опыта работы "Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных навыков"...

Из опыта работы. «ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ»

Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу,...