из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме
"Развитие творческих проявлений детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_proyavleniy_detey.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
(Из опыта работы музыкального руководителя детского сада)
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские
годы несравненно глубже, чем в поздние периоды
развития личности. Потребность в красивом
утверждает моральную красоту, рождая
непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
В. А. Сухомлинский
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правдой вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «...как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Уберечь от эстетической глухоты — значит сделать шаг к гармонии
В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?
Этому поможет театр.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности
(обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи (диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
В работе с детьми применяю креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимально ориентируюсь на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все игры, базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
- снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и
творческой активности;
- развитие реальных мотивов:
а) игра и обучение носят ненавязывающий, заинтересованный характер;
б) внутренние, личностные мотивы преобладают над внешними,
ситуативными, исходящими от авторитета взрослого;
в) внутренние мотивы обязательно включают мотивацию
успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена...»).
Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий по разделам основной реализуемой программы в ДОУ М.А. Васильевой: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, художественно – эстетическое развитие. Большое количество театрализованных игр и упражнений находят свое применение на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.
Театрализовано – игровая деятельность стала неотъемлемой частью в жизни детского сада, она способствует:
- Развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей ребёнка (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- Участие детей в театрализованной игре: обыгрывание стихов, песенок, потешек, мини - сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би – ба - бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям, имеющиеся в ОУ);
- Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театрах Москвы, Сургута, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра «Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра (27 марта).
Игры - занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная с младших групп, по рекомендациям музыкального руководителя, воспитателями.
Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. На занятиях хорошо использовать музыкальное сопровождение.
Для правильной организации учитываются следующие принципы:
1. содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно - ролевые.
2. максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведении игр.
3. сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
4. подготовленность и заинтересованность музыкального руководителя, воспитателей и родителей.
Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В организации театрально - игровой деятельности педагогам предлагаются следующие этапы деятельности:
1. Создание среды для проведения театрально - игровой деятельности в группах:
- подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений;
- оформление костюмов и декораций.
2. Театральная азбука:
- рассказать о том, что театр – это особый волшебный мир;
- углублять знания детей о театре;
- добиваться понимания того, что театр – средство познания жизни, школа нравственного и эстетического воспитания;
- формировать интерес к театральному искусству;
- знакомить с региональными театрами;
- активизировать самостоятельную театрализованную деятельность.
3. Ритмопластика:
- развивать двигательные способности детей – ловкость, подвижность;
- развивать умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
4. Работа над речью:
- развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, четкое произношение согласных в конце слова (на материале скороговорок и стихов);
- пополнять словарный запас;
- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
5. Воспитывать культуру поведения в театре.
6. В ходе работы с детьми:
- активизировать познавательный интерес;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию;
- сочинять этюды сказок.
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.
Кукольный театр, как вид искусства, наиболее эффективно способствует творческому развитию личности дошкольников.
На первом этапе создали условия для театральной деятельности: изготовили ширму, приобрели наборы театральной атрибутики, заинтересовали воспитателей. С этой целью провела ряд консультаций, познакомила воспитателей с такими видами театров, как театр петрушки, настольный, плоскостной и объемный, пальчиковый, теневой, театр игрушки; организовала несколько практических занятий по овладению методикой использования этих видов театров. Совместно с педагогами поставила ряд спектаклей «Красная шапочка», «Клубок - шерстяной колобок», «Про царя Гороха и Яшку скомороха» и др.
Е.Г. Коновалова – музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад
«Танюша» городское поселение Фёдоровский, Сургутский район, Ханты – Мансийский автономный округ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...
Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...