Из опыта работы. «ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ»
методическая разработка по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филатова Ольга Сергеевна

Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

ППРС в группах по ФГОС ДО должна «поддерживать» Основную образовательную программу ДО ДОУ.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: сконструировать в группе многоуровневую и многофункциональную предметно – пространственную развивающую среду, для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности, возможности и интересы.

Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень влияния на детей:

  • Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  • Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.  

В  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.   В  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Театрализованная деятельность в системе обучения детей. Интеграция:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3.   Речевое развитие

4.  Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Театрализованная деятельность – самый распространенный, демократичный и доступный вид искусства для детского творчества.

Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Центр детской активности «ТЕАТР» может содержать:

- Наборы различных видов театра:

мл. возраст - стендовый (на фланелеграфе, теневой); настольный (плоскостной, театр игрушки, магнитный, из природного материала);

- ср. возраст - на руке (пальчиковый, перчаточный, живых теней); верховой (на ложках, театр  Би-ба-бо, тростевые куклы);

- ст. возраст - напольный (марионетки); живой  куклы (театр масок, большая кукла).

- Костюмы, маски, маски-шапочки, предметы ряжения.

- Книги со сказками, настольные дидактические игры, ширмы, декорации, кассовый набор: билеты, афиша, звонок (ст. возраст).

- Набор шумовых музыкальных инструментов. Инструменты из бросового материала (сделанные своими руками). Муляжи - музыкальных инструментов (народного и симфонического оркестра).

- Фотографии с детских праздников, театральных представлений, занятий по театрализованной деятельности.

- Должны присутствовать следы детской деятельности.

- Грим - набор детской косметики, украшения.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

 Мини-игры занятиях (театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров, мини-сценки и др. направленные на решения познавательных задач в образовательной деятельности).

Самостоятельная театральная деятельность детей применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность). Заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевали ценными навыками общения, взрослые помогали ребенку принять игровую роль, что-то нарисовать, станцевать, спеть. Совместная творческая деятельность детей и взрослых создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, позволяет вступать ребенку в контакты с разными детьми из других групп, с разными взрослыми.

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, необходимо менять набор методов и приемов в работе с детьми по театрализованной деятельности, учитывая их возраст.

Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется -  принцип обучения –

УЧИТЬ ИГРАЯ.

 Театрализованная деятельность – это своего рода ИГРА!

И не просто игра, а еще прекрасное средство художественно-эстетического развития дошкольников, развития речи и мышления, обогащения словаря,

воображения и творческих способностей.

Театрально-игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Как и любая технология, театрально-игровая технология - это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Использование театрально – игровой технологии позволяет решить многие проблемы современной дошкольной педагогики и психологии.

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие. Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Спектр использования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе достаточно широк.  Они повышают эффективность ознакомления детей с произведениями художественной литературы (сказками), облегчают процесс восприятия информации с помощью ярких образов, позволяют развивать творческие способности в театрализованной деятельности, а так же обеспечивают личностно ориентированный подход. У дошкольников нет актерского  опыта. При использовании фото- и видеоматериалов, просмотра спектаклей проходит работа над сказочными образами, накапливается сценический опыт и совершенствуются: исполнительские умения детей; выразительность мимики и жестов; владение речью, дикция и сила голоса.

Театрализованная деятельность с использованием ИКТ приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей и речевых возможностей.

Модель: развитие творческой активности дошкольников (программа Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»). Схема: Игровые движения. Импровизация. Знакомство с основами драматизации. Знакомство с основами актерского мастерства. Роль костюмов, декораций, предметного окружения. Выразительное чтение. Поиск выразительных средств. Выразительность движений. Игровые движения. Постановка спектаклей. Знакомство С основами кукольного театра и кукловождения. Самостоятельная театрализованная деятельность. Работа над моторикой руки и ее движение на ширме. Игры- драматизации. Рассказывание сказок. Интонация, характер, куклы. Праздники, развлечения.

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. Это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы), сам не является действующим лицом, он организует деятельность, как «сценарист и режиссер», создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ. Основаны на собственных действиях исполнителя роли, при этом могут быть  использованы куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Это самый «разговорный» вид театрализованной деятельности детей. Они формируют выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуют внимание, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.

Настольный театр «живой руки» - это средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями. Настольный театр «живой» руки  - это уникальная возможность поиграть, почувствовать себя раскованно и свободно, выбрать роль любого героя, сделать его подвижным, т.е. расположить персонажа сказки у себя на руке и действовать за него, проговаривая текст. Мир «пальчиковых» кукол «живой» руки - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя. Для подготовки руки нужно провести специальные упражнения, целью которых было:

  • Разогревание рук (специальные упражнения)
  • Развитие согласованных движений рук
  • Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Методы подготовки руки к игре:

  • Показ действий
  • Самостоятельные действия ребёнка
  • Через театрально-игровую деятельность зарождается интерес к художественной литературе (детской книги). Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

Использование художественной литературы  в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников.

Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением.

В процессе осуществляется:

-эмоциональное развитие (дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя);

-речевое развитие (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

-социально - коммуникативное развитие  (позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе).

В. А. Сухомлинский ПИСАЛ: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tsda_teatr.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Слайд 2

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ : сконструировать в группе многоуровневую и многофункциональную предметно – пространственную развивающую среду, для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая его возрастные особенности, возможности и интересы. ППРС в группах по ФГОС ДО должна «поддерживать» Основную образовательную программу ДО ДОУ.

Слайд 3

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень влияния на детей:

Слайд 4

Перед дошкольным образованием поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Слайд 5

Т еатрализованная деятельность – самый распространенный, демократичный и доступный вид искусства д ля детского творчества. Центр детской активности «Театр» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

Слайд 6

1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие Театрализованная деятельность в системе обучения детей. Интеграция.

Слайд 7

Виды материалов Это могут быть 1. Виды театра (несколько, по желанию) Наборы различных видов театра: мл. возраст - стендовый (на фланелеграфе , теневой); настольный (плоскостной, театр игрушки, магнитный, из природного материала); ср. возраст - на руке (пальчиковый, перчаточный, живых теней); верховой (на ложках, театр Би-ба-бо , тростевые куклы); ст. возраст - напольный (марионетки); живой куклы (театр масок, большая кукла). 2. Костюмерная Костюмы, маски, маски-шапочки, предметы ряжения . 3. Книги, иллюстрации, атрибуты, связанные с театрализованными играми (драматизация, режиссерская игра) Книги со сказками, настольные дидактические игры, ширмы, декорации, кассовый набор: билеты, афиша, звонок (ст. возраст). 4. Музыкальные инструменты Набор шумовых музыкальных инструментов. Инструменты из бросового материала (сделанные своими руками). Муляжи - музыкальных инструментов (народного и симфонического оркестра). 5. Фотоальбомы Фотографии с детских праздников, театральных представлений, занятий по театрализованной деятельности. 6. Занятия (деятельность) Ролевые игры (творческие игры) по театрализованной деятельности. Организация деятельности по изготовлению атрибутов (персонажей, костюмов, декораций) для детских театров. Должны присутствовать следы детской деятельности. 7. Дополнительные материалы для творчества Грим - набор детской косметики, украшения. Центр детской активности «ТЕАТР»

Слайд 8

Мини-игры занятиях ( театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров, мини-сценки и др. направленные на решения познавательных задач в образовательной деятельности). Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Слайд 10

Совместная театрализованная деятельность педагога и детей Развлечения, театрализованные праздники, части занятий Просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов Индивидуальная работа с детьми Опыт поисковой деятельности Посещение кукольных театров Беседы и разговоры о сказках, писателях

Слайд 12

Спектр использования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе достаточно широк. Они повышают эффективность ознакомления детей с произведениями художественной литературы (сказками), облегчают процесс восприятия информации с помощью ярких образов, позволяют развивать творческие способности в театрализованной деятельности, а так же обеспечивают личностно ориентированный подход. У дошкольников нет актерского опыта. При использовании фото- и видеоматериалов, просмотра спектаклей проходит работа над сказочными образами, накапливается сценический опыт и совершенствуются: исполнительские умения детей ; выразительность мимики и жестов ; владение речью, дикция и сила голоса. Театрализованная деятельность с использованием ИКТ приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и способствует повышению уровня развития творческих способностей детей и речевых возможностей.

Слайд 13

Театрально-игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса , объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами. Как и любая технология, театрально-игровая технология - это процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого . ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это своего рода ИГРА ! И не просто игра, а еще прекрасное средство х удожественно-эстетического развития дошкольников, развития речи и мышления, обогащения словаря , в оображения и творческих способностей. Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется - принцип обучения – УЧИТЬ ИГРАЯ.

Слайд 14

Использование театрально – игровой технологии позволяет решить многие проблемы современной дошкольной педагогики и психологии

Слайд 15

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие. Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры .

Слайд 18

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ Это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы), сам не является действующим лицом, он организует деятельность, как «сценарист и режиссер», создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Основаны на собственных действиях исполнителя роли, при этом могут быть использованы куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Это с амый «разговорный» вид театрализованной деятельности детей. Они формируют выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуют внимание, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.

Слайд 19

Настольный театр «живой» руки - это уникальная возможность поиграть, почувствовать себя раскованно и свободно, выбрать роль любого героя, сделать его подвижным, т.е. расположить персонажа сказки у себя на руке и действовать за него, проговаривая текст. Мир «пальчиковых» кукол «живой» руки - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями. Настольный театр « живой руки » - это средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста. «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ЖИВОЙ» РУКИ» («НАРУЧНЫЙ ТЕАТР»)

Слайд 20

Для подготовки руки нужно провести специальные упражнения , целью которых было: Разогревание рук (специальные упражнения) Развитие согласованных движений рук Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук Методы подготовки руки к игре: Показ действий Самостоятельные действия ребёнка

Слайд 21

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры , ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре. Через театрально-игровую деятельность зарождается интерес к художественной литературе (детской книги).

Слайд 22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В процессе осуществляется: - эмоциональное развитие (дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя); - речевое развитие (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). - социально - коммуникативное развитие (позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе).

Слайд 23

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» В. А. Сухомлинский .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по внедрению и использованию здоровьесберегающих технологий и организации оздоровительных мероприятий в старшей группе «Почемучки» детского сада № 209 г. Красноярска.

В последнее время контингент детей поступающих в логопедические группы соматически ослаблен. Мы в своей группе, помимо основной коррекционно-педагогической работы решаем задачу по оздоровительной рабо...

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

Опыт работы "Театрально-игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Опыт работы "Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"

отзыв на презентацию опыта работы по теме "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности"...

Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...

Из опыта работы "Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС"

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьног...

Представление опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему «Организация работы педагога в группах раннего возраста в период адаптации ребенка к детскому саду»

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества ...