Физкультура в сказках
консультация
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что детский возраст - самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов - воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Следовательно, работа в данном направлении должна вестись с 2х сторон: семья и образовательное учреждение.
Из ФГОС ДО. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2) Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3) Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
4) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
То есть, в соответствии со стандартом, одна из приоритетных задач детского сада это сохранение и укрепление физического здоровья ребенка. Поэтому нам необходимо не только сохранить здоровье в процессе воспитания и обучения, но и просветить родителей в данном вопросе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Задачи
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
2. Увеличение резервов здоровья.
Формы организации
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Гимнастика для глаз.
3. Дыхательная.
4. Артикуляционная.
5. Музыкально-дыхательные тренинги.
6. Динамические паузы.
7. Релаксация.
8. Арттерапия, сказкотерапия.
9. Двигательная терапия, музыкотерапия.
10. Цвето, звукотерапия, песочная терапия.
Вариант работы в данном направлении - внедрение в воспитательно - образовательный процесс нетрадиционный метод физического развития «Физкультурные сказки» (авт. Н. Н. Ефименко)
Задачи:
1. Повышение интереса детей к физическим упражнениям.
2. Создание условий для реализации естественной потребности детей в физической активности.
3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков ребенка через включение в игру.
4. Активизация родителей и обогащение их опыта в физическом развитии детей
5. Создание у детей психологического комфорта при выполнении физических упражнений через использование сказочных персонажей, красочных атрибутов, нетрадиционного оборудования и др.
«Физкультурные сказки» авторская методика физического воспитания Н.Н. Ефименко (доктор педагогических наук).
Дошкольный возраст это время активного формирования организма ребенка. Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Поэтому в дошкольных заведениях появилась необходимость использовать нетрадиционные методы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
И вот поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
В первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя - оздоравливать, играя воспитывать, играя развивать, играя обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира.
«Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.
Театр - это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки-схемы, музыка.
Общепринятая система движений на таких занятиях видоизменена. Выделяются следующие двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).
В программу входит несколько разделов: работа с музыкой, цветом и «пластичный балет».
Рассмотрим интересующую нас часть методики, а именно «Физкультурные сказки», так как программа очень обширна и требует внедрения во все сферы физического развития дошкольников.
В основу занятий с детьми положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Эти увлекательные сказки можно читать детям и на занятиях, и перед сном в них много мудрого и светлого. Занятия проводятся в русле большой тематической игры («Дом (квартира)», «Времена года», «Карнавал цветов», «Лесные узоры», «Солнышко», «Во саду ли, в огороде», «Водяной круговорот») в виде ситуационных мини-игр («Приключения домашних тапочек», «Девушка Весна», «На цветочной поляне («Нарцисс»)», «Страна Листвандия», «Красавица Лето», «Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Фея виноградной лозы», «Тетушка Осень», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима»).А рисунки, иллюстрирующие упражнения к занятиям, можно раскрашивать в различные цвета.
Работа должна начинаться с гимнастики пробуждения после ночного или дневного сна, которая коренным образом отличается от традиционной зарядки. Ее новизна заключается в более естественной смене исходных положений тела: от лежачих (горизонтальных) до стоячих (вертикальных).
В приложении представлены десять оригинальных «физкультурных» сказок и занятий, которые можно проводить как в спальне («Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима», так и в зале и даже на улице!
Так как объем каждой сказки очень большой и продолжительный по времени, то в один день используется 1-2 новых элемента из сказки и 3-4 ранее изученных. Таким образом, каждая сказка растягивается на 1 месяц изучения.
Так же каждая сказка сопровождалась музыкой, в зависимости от цели. Если необходимо успокоиться перед работой - то релаксационная, если проснуться и включиться в работу - бодрая.
Инструктор по ФК, Мясникова Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по физкультуре в 1 младшей группе «Теремок» По сюжету русской народной сказке «Колобок»
Программное содержание:1.Учить выполнять упражнения слаженно и дружно;2.Развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом;3.Воспитывать гуманные чувства.Пособия:1...
Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа
Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика по сказке "Колобок" для средней группы
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура +математика по сказке "Колобок"...
Сценарий физкультурного развлечения по сказке К.И. Чуковского «БАРМАЛЕЙ» ( совместная деятельность инструктора по физкультуре и воспитателя )
Данная работа ставит перед собой сразу несколько задач: физкультурно-оздоровительные, нравственно-эстетические и развивающие. Она может быть интересна, как физинструкторам, так и методистам и воспитат...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ПО СКАЗКЕ «Колобок»
Вид занятия: по литературному произведениюЦель занятия: вызвать интерес и желание заниматься физкультуройПрограммное содержание:Образовательные задачи: закрепление навыка катания мяча, продолжат...
Физкультура по сказкам для детей раннего возраста
В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок». В мир сказок ребе...
Конспект сюжетного занятия по физкультуре в старшей группе по сказке "Девочка и медведь" в рамках проекта "Сказки народов Севера"
занятие по физическому развитию в рамках проекта "По сказкам народов Севера про животных"...