Проблемы физкультурно-экологического образования дошкольников с ОВЗ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_fizkulturno-ekologicheskogo_obrazovaniya_doshkolnikov_s_ovz.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы физкультурно-экологического образования
дошкольников с ОВЗ
Георгиевская Л.А.; Светлова Л.Е., Николенко Г.Б., Кателевская Е.П.
ГБДОУ детский сад № 99 Выборгского района,
г.Санкт-Петербург
Ухудшение среды жизни человека, стало являться большой экологической проблемой. Эта проблема связана с образованностью людей. Она породила потребительское отношение к природе. Действенный путь в этой ситуации формирование экологической культуры, экологического сознания.
Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему нужно начинать с ранних лет. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что дети без особых усилий осваивают экологические знания.
На этом этапе ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формирует основы экологического мышления, сознания. У него закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В условиях развития цивилизации, нарастающих проблем с экологией, загрязнения окружающей среды устанавливается связь зависимости здоровья человека от влияния экологической обстановки. Недостаток знаний направленных на формирование у детей потребности в сохранении здоровья, явились причиной проведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
С детства закладываются основы здорового образа жизни, происходит формирование начала экологической культуры, экологического мышления, быстро и качественно усваиваются знания. Поэтому нашей целью стало повысить уровень здоровья детей за счёт доступности физкультурно-экологической работы, её эффективности, универсальности. Работая в этом направлении мы способствуем пониманию ценности своего здоровья, необходимости самовоспитания для самосохранения.
О важности этих проблем свидетельствуют результаты исследований Сидоровой Т.В., 2000г.; Волосниковой Т.В., 2011г., Поштарёвой Т.В., 2000г.
Сидорова Т.В., рассказала пути профилактики неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье детей дошкольного возраста, пути решения проблемы экологической безопасности человека. О роли родителей в физкультурном и экологическом образовании дошкольника. Она считает, что физкультурно-экологическая работа в ДОУ позволяет интегрировано решать эти задачи, включая различные формы работы с детьми и родителями. Для этого необходима разработка методов физкультурно-экологической работы. Эта работа на основе интеграции двигательной деятельности и познавательной позволяет решать задачи оздоровления детей и повышения экологической грамотности у них и родителей.
Волосникова Т.В., рассматривала теоретические основы решения проблемы оздоровления дошкольников средствами физической культуры в экологических условиях мегаполиса. Проведённое исследование показало, что получение результата в процессе оздоровительной работы дошкольного учреждения, возможно при организованном управлении. Однако она считает, что недостаточно разработана научно-теоретическая основа в вопросе управления процессом оздоровления в учреждениях, и недостаточно профессиональной компетентностью руководителей и педагогов. Волосникова Т.В. разработала концепцию управления оздоровлением детей в экологических условиях мегаполиса. Ею установлена зависимость качества оздоровительной работы ДУ от эффективности управления системой оздоровления. Разработанные ею методики в результате исследований могут использоваться в ДУ любых видов.
В 2000 году у Поштарёвой Т.В. предметом исследования была реализация эколого-валеологической направленности процесса физического воспитания дошкольников, как фактора формирования физкультурной и валеологической образованности. Как полагает Поштарёва Т.В., для достижения положительного результата необходимысоциально-педагогические и психологические условия физического воспитания дошкольников. Во всех направлениях работы дошкольного учреждения должна присутствовать эколого-валеологическая направленность, охватывающая работу специалистов, педагогов, психологов, при обязательной приемственности семьи и ДУ. Поштарёва Т.В. доказывает необходимость построение модели валеологического подхода к педагогическому процессу:
- создание здоровьесохраняющей среды;
- формирование эколого-валеологической образованности дошкольников;
- организация физического воспитания эколого-валеологической направленности;
Рассматривая результаты исследований у нас определилось направление организации физкультурно-оздоровительной работы, способствующей экологическому воспитанию детей в процессе двигательной деятельности.
Организация физкультурно-экологической работы с дошкольниками с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы работы. Для детей с ОВЗ характерна двигательная расторможенность, моторные трудности, низкая работоспособность.
Поэтому в физкультурно-экологическом планировании требуются внесение изменений. В связи с особенностями режима пребывания детей с ОВЗ в учреждении, актуальными становятся требования к подбору форм работы. Они должны быть доступны, универсальны, эффективны.
По нашему мнению для детей с ОВЗ усвоение любой познавательной информации легче воспринимается при непосредственном включении в двигательную деятельность.
В этой связи в направлении физкультурно-экологической работы выделился ряд мероприятий: физкультурные занятия, праздники и досуги, деятельность в природной среде. Для формирования творческого отношения ребёнка к миру и к себе, для общения с природой, осознанному отношению к своему здоровью эти мероприятия должны носить интегрированный характер; проведение этих мероприятий происходит в несколько этапов, с привлечением инструктора по физическому воспитанию, учителя-логопеда, музыкального работника.
Для детей с ОВЗ существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, овладение способами взаимодействия с окружающей средой. Экологические задания поискового характера высоко эффективны в формировании физкультурно-экологического образования. Ещё одним доступным шагом в физкультурно-экологической работе с детьми с ОВЗ является преемственность работы в этом направлении ДУ и семьи. Успех обеспечивается комплексным использованием различных форм работы с семьёй: собрания, беседы, рекомендации, наглядные пособия, привлечение родителей к участию в физкультурно-экологических мероприятий.
Осуществление физкультурно-экологической работы с дошкольниками с ОВЗ возможно на основе интеграции, двигательной и познавательной деятельности детей, взаимодействия сотрудников учреждения и родителей.
Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры ( физические упражнения, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны, содействуют развитию двигательных умений и навыков, укрепляют здоровье, а с другой стороны, воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.
Литература.
- Волосникова Т.В. « Физическая культура в системе управленияоздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса»: дис. док. пед.наук: 13.00.04 – СПб, 2011.- 358с.
- Казаручик Г.Н. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»: Минск НИО, 2014г.
- Маханёва М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе» М; ТЦ. Сфера 2009г.
- Поштарёва Т.В. «Эколого-валеологическая направленность физического воспитания старшего дошкольника»: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 – Ставрополь, 2000.-207с.
Сведения об авторах
- Георгиевская Людмила Андреевна, заведующий - государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99
+7 921 336- 66- 03
- Николенко Галина Борисовна, старший воспитатель - государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99
+ 7 921 342-65-53
- Светлова Лариса Ефимовна, воспитатель – государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99
+ 7 921 986-80-23
- Кателевская Евгения Петровна, воспитатель – государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 99
+ 7 911 715-77-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-экологическая совместная деятельность "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста
Детский сад работал летом, поэтому педагоги по физической культуре и экологии объединились в желании закрепить навыки и знания детей на интегрированном занятии, которое провели на свежем воздухе....
Сценарий физкультурно-экологического досуга "Путешествие с капелькой" в рамках празднования "Дня Земли"
В игровой форме дать детям представление о важности воды в жизни человека. Использовать различные методы и приемы для активизации взаимодействия детей. Через экологическое, физическое, познавательно-р...
Конспект физкультурно-экологического занятия в подготовительной группе "путешествие по родному краю"
Физкультурное развлечение- это не просто занятие, это интеграция с разными образовательными областями. Такие занятия- развлечения позволяют детям с интерессом и пользой провести время, узнать но...
Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении
Данный материал содержит методические рекомендации по физкультурно-экологической работе с дошкольниками.В немотражены основные воспитательные методы работы с детьми....
Планирование интегрированной физкультурно-экологической НОД дошкольников.
Главной целью физкультурно-экологического воспитания дошкольников является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического соз...
Приключения на лесной полянке или снова в гости к старушке Лесовушке (физкультурно-экологическое развлечение)
Сценарий досуговой деятельности....
Сценарно-режиссерская разработка «Физкультурно-экологическое развлечение прогулка с Незнайкой» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ для детей с нарушениями ОДА в соответствии с ФГОС ДО
Физкультурно-экологическое развлечение для детей с нарушениями ОДА поможет повысить уровень экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста, а еще это просто увлекательно и весело,...