Сценарий физкультурно-экологического досуга "Путешествие с капелькой" в рамках празднования "Дня Земли"
материал (подготовительная группа) по теме

В игровой форме дать детям представление о важности воды в жизни человека. Использовать различные методы и приемы для активизации взаимодействия детей. Через экологическое, физическое, познавательно-речевое воспитание вовлекать детей в проблему охраны водных ресурсов Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_kapelkoy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

городского округа Балашиха

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 30 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

СЦЕНАРИЙ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ»

в рамках празднования  «Дня земли»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составила и провела:

Воспитатель

Бакулина Лидия Федоровна

Цель:  Увлечь общим делом. Вызвать желание участвовать в представлении, исполнить порученные роли.

Задачи: Закреплять знание детей о воде, о круговороте воды в природе.

Вызвать желание   читать стихи, петь песни, танцевать, участвовать в играх, соревноваться.

Уточнить и систематизировать экологические знания детей: воду надо беречь, расходовать очень разумно и экономно.

Воспитывать выдержку, дружелюбие, взаимовыручку, умение действовать сообща.

Закреплять полученные на физкультурных занятиях навыки и умения.

Оборудование:

2 чайника, самовар, ведро, водопроводный кран, ведро с водой, чашка.

Кукла – капелька. Домик Почемучки.

2 кружки, муляж камня, стул.

Ёлочки, канат.

2 больших обруча.

Мycop: пустые пластмассовые бутылки, банки, коробки; 2 корзины для сбора мусора.

Костюмы для детей: лисы, волка, медведя, Родничка, Снежинок-капелек

Костюмы для взрослых: Речки, Нептуна,  Почемучки.

Предварительная работа:

Подбор и разучивание  стихотворного материала.

Знакомство с правилами подвижных игр.

Подбор музыкального материала.

Изготовление костюмов.

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций и др.

 Ход досуга.

Под музыку дети входят в зал и встают большим полукругом у центральной стены.

Ведущий - Сегодня мы собрались, чтобы отметить замечательный праздник – День Земли! Много мы узнали о нашей планете на занятиях, прогулках, в беседах; прочитали интересные книги, рассмотрели иллюстрации. Давайте начнем наш  праздник стихами, посвященными нашей любимой планете.

Наш дом родной, наш общий дом, -

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Там – речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

 Одно у них названье есть –

Леса, и горы, и моря,

 Всё называется Земля!

 А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар  наш голубой,

Любимую планету!

Ведущий – Одним праздновать не интересно. Давайте, ребята, навестим Почемучку и отпразднуем День Земли вместе с ним.

(Дети друг за другом маршем идут к домику. Стучат. Выходит Почемучка.)

Почемучка - О! Ребята, здравствуйте!

Ведущий - Здравствуй, Почемучка. Мы  пришли  с тобой День Земли праздновать.

Почемучка - Вот здорово! Я праздники люблю. Заходите, рассаживайтесь, я сейчас чай организую.

Ведущий предлагает детям сесть на стульчики. Почемучка  пытается налить воду из чайника - нет воды. Из самовара - нет воды, открывает кран - нет воды. 

Почемучка - Может здесь осталась? – (Показывает на ведро. Наклоняет, смотрит внутрь,  достаёт куклу – Капельку)

Почемучка  - Вот чудеса! Вся  вода кончилась, в ведре только одна капелька осталась!

(Ведущий берет из рук Почемучки куклу)

 Ведущий - Да, ею всех нас не напоишь. Что же делать?

Почемучка  (к детям)- Где же нам воды добыть и побольше, чтобы всем хватило?

 (Ответы детей)

Ведущий - Подождите, дети, Капелька что-то говорит. (Озвучивает капельку)

- Надо идти к первоисточнику, всё начинается с родников и ключей. Да путь то не близкий, сможете ли вы преодолеть препятствия на том пути? Дорога дальняя.

Ребенок читает стихотворение:

«Из недр Земли забьет родник,

Ручьём хрустальным ставший вмиг,...

Спешат ручьи, вперёд бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течёт не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь...

И море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольёт!

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар Земной

Водою чистой, голубой».

Почемучка - Ну что ты, Капелька, мы конечно все трудности преодолеем. Веди нас.

Капелька - Сначала наш путь лежит в лес, к лесному родничку.

(Дети цепочкой друг за другом идут по кругу. В это время поставить декорацию: стул с муляжом камня, пристроить канат, выдвинуть елочки)

Капелька  - Ну вот мы и пришли, но   сначала нам придётся спрятаться. В лесу живут звери, они считают родник своим. Медведь - хранитель воды, он ее учитывает и бережет. Вот он идёт проверять вся ли вода на месте. Очень уж он недоверчивый, подозрительный.

Медведь (роли зверей исполняют дети) - Будешь тут подозрительным. Каждый так и норовит хоть капельку воды украсть. Глаз да глаз за всеми нужен. Учёт и контроль. Без этого вся вода меж пальцев уйдет. Ничего не останется, одна пустыня.

(Выбегает лиса, она взволнована, подбегает к медведю)

Лиса - Медведь, ты слышал? К нам сюда дети за водой собрались. Хотят воду из нашего родничка брать.

Медведь — Как это из нашего  родничка взять? Нам самим мало! Лиса, зови сюда волка, будем родничок прятать.

Лиса - Волк! Иди-ка сюда! Медведь тебя зовёт.

Волк - Ну вот он я! Что случилось?

Лиса - К нам сюда люди идут! За водой!

Медведь - Ведь живут по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума –

По домам сама пошла!

Волк - И теперь иной невежа

Захотел водицы свежей –

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Лиса - Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И как только воду взял.

Хорошенько кран закрой!

Медведь - Свою воду всю вылили, теперь до нашей добрались. Не дадим! Ни капли не получат, давайте спрячем родничок вот за этим большим камнем, они его и не увидят.

(Звери прячут мальчика - Родничка за макетом большого камня, сами встают перед ним. Вперёд выходит Почемучка)

Почемучка - Ну вот пришли, где тут вода? Сейчас и наберём.

Лиса – (наступает на него)

«Родник иссяк, ручей ослаб,

А вы из крана -        кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря …

А то пройдёт немного лет

И нет водицы - нет, нет, нет…»

Волк – «А вот ещё о самом важном.

Взглянуть на нашу Землю страшно!

 Вода мутнеет с каждым днём,

 А воздух! Сколько грязи в нём!

Когда-то чистый, голубой,

 Теперь он грязный и больной!

 Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою»?!

Медведь - Мы вам воду не дадим. Убирайтесь восвояси.  Родник в лесу наш и больше ничей.

Почемучка -  Как это - ваш?! А откуда в родничке вода взялась?

Медведь - Она там всегда была!

Почемучка - А вот и нет! Давайте у родничка спросим.

Ведущий  - Только что-то не видно здесь никакого родничка, только валун большой.

Капелька - Родничок должен быть именно в этом месте. Мне думается, надо сдвинуть этот камень и выпустить родничок на волю.

Волк - Мы вас не пустим! Звери, становитесь стеной. (Встают, загораживая Родничок)

Ведущий - Ну не драться  же нам  с ними. Отойдите, дайте нам набрать воды. Просим вас по-хорошему. Вода на Земле общая, для всех!

Волк - Да у вас и сил-то не хватит, Родничок освободить!

Почемучка - А это мы сейчас посмотрим. Ну-ка Ваня  и Никита помогите мне сдвинуть этот камень!

(Звери берутся за канат с одной стороны, Почемучка и вызванные дети с другой, тянут каждый в свою сторону, наконец, побеждают дети, сдвинув камень, выход Родничок - мальчик в костюме).

Родничок – Здравствуйте, друзья, как хорошо опять оказаться на свободе. Спасибо, дети, что выпустили меня. (Читает стихотворение)

«В глуши лесной, глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами.

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как  в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной».

Почемучка  - А откуда у тебя, Родничок, вода?    

Родничок - Как, разве вы не знаете? Я собираю её по капельке на земле и под землей. Зимой - это снежинки, а весной, осенью и летом - капельки дождя! Капельки-Снежинки! Где вы, покажитесь!

(Выбегают девочки, встают шеренгой  лицом к  зрителям. Читают)

- «Мы снежинки» мы пушинки.

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

 Мы танцуем день и ночь».

ТАНЕЦ  «СНЕЖИНОК»

(под музыку Д.Шостаковича)

Снежинки - Были мы снежинками.

Вьюга нас кружила.

 А солнышко нас в капельки

 Быстро превратило!

Родничок - Вот их-то я и собираю, чтобы отправиться в дальнее путешествие

к морю. Но сначала нам нужно в речку попасть.

ИГРА «ПО КАПЕЛЬКЕ – РУЧЕЕК»

(под музыку)

Родничок собирает капельки по-очереди  в  длинную шеренгу-змейку и ведёт к реке

Родничок начинает игру со слов: «Я бегу, бегу, бегу.

Песню прожурчать могу!

Я журчу, журчу, журчу

Пробежать к реке хочу»!!

(За время игры убрать декорацию: ёлочки выставить вдоль стены, из-за них выходит Речка, игрушку Капельку убрать).

Почемучка - Пойдём и мы за ручейком, он приведет нас к реке, а там воды много

(Дети подстраивайся за снежинками и змейкой, под музыку идут по залу, затем образуют большой полукруг, встречают Речку.)

Речка – Здравствуй, Ручеёк! Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали? С добром ли, с худом?

Ручеек – Здравствуй, красавица Речка! Мы к тебе с добром, хотим дальше с тобой путешествовать.

Ведущий – Здравствуй, Речка! Нам бы воды набрать, у нас вся кончилась.

Речка - Как же так! Ведь я много воды отдаю людям. Что же вы её не бережете? Наверное не любите?

Почемучка - Да что ты, ещё как любим. Даже стихи о тебе слагаем, песни поем

М.   Рыльский «Речка»

Бежит она, струится

Сверкает и журчит,

 Зарю встречают птицы

 Кружатся у ракит

 Щебечут над волною;

Их песенка звонка:

«Ой, небо голубое!

Ой, реченька-река»!

Играют  в речке рыбы,

Резвясь, плывут на свет.

Запели и они бы

Да  голоса-то нет.

 Споём за них с тобою,

Ведь песенка легка;

«Ой, небо голубое!

Ой, реченька-река»!

Речка - А я вот, друзья, сомневаюсь, что любите вы воду и родную природу. Послушайте, что случилось на моих берегах:

Дети читают стихотворение  С.  Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку

Воскресенье провести

А свободного местечка

Возле речки не найти!


Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.


Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!


Мы по бережку прошли,

 Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, ствол обожгли

Насорили и ушли!


Мы прошли, конечно, мимо....

- Эй, ребята!   - крикнул Дима


Вот местечко хоть куда!

 Родниковая вода!

Чудный вид!

 Прекрасный пляж!

 Распаковывай багаж!


Мы купались,

 Загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли

Веселились от души

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

 Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

 Две размокшие баранки –

Словом.

мусора гора!

Почемучка  - Ну это мы мигом уберём.

СОРЕВНОВАНИЕ   «ЧЬЯ КОМАНДА  БОЛЬШЕ НАБЕРЕТ МУСОРА»

(Дети подготовительной группы делятся на 2 команды и по сигналу собирают «мусор», разбросанный по залу. Затем все считают количество собранных предметов).

Речка - Молодцы! Теперь на берегу чисто и приятно, да и в воде, я думаю тоже хорошо. А знаете ли вы, что в воде живут живые существа? Какие? Назовите (Ответы детей, уточнения и добавления). 

Ведущий - Некоторые рыбы попадают к нам на стол в качестве вкусных, питательных блюд, но сначала их выловить надо. Речка, хочешь посмотреть, как трудно приходится рыбакам, даже с неводом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ НЕВОД»

(играют дети старшей группы)

Считалочкой выбирают 2х рыбаков, остальные дети-рыбки. Водящие – рыбаки,  взявшись за руки, догоняют детей-рыбок, заключают из в кольцо рук и отводят на «берег». Игра начинается с речёвки:

«В воде рыбки живут,

 Нет клюва, а поют,

 Крылья есть, но не летают

Ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.  

 Раз, два, три – лови»!!!

Речка - Да у рыбаков тяжёлая работа. Чтобы полопать, надо сначала потопать! Но пора мне дальше нести свои воды, вы же постарайтесь больше не загрязнять природу. А если хотите со мной, так садитесь на корабль и в путь!

Ребенок читает стихотворение:

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!  

 Отправляемся смело в путь,

Ум, смекалку  не забудь.

Много трудностей, придётся одолеть.

 Спеши, нужно везде успеть!

Прямо на море путь держи.

«Семь футов под килем» -    себе скажи.

 Не бойся ни шторма, ни ветра, ни бури!

Тогда всё у нас будет в «ажуре»!

 Ну что ж, вперёд! Время не ждёт!

Дети встают около стульчиков и поют песню «Ветерок». (Речка уходит)

Почемучка - Берегов в помине нет! Куда же это мы попали?

Ведущий - Это море, а может уже и океан. Все реки впадают в моря, а моря образуют  Океан. Вот посмотрите, у нас на глобусе это хорошо видно. Все что голубого  цвета - это вода. Много воды на нашей планете!

(Звучит  торжественная музыка,  входит Нептун)

 Ведущий - Но что это или кто? Такой большой и сердитый!

Нептун - Я бог Морей и Океанов. Зовусь Нептун - Посейдон!   А вы кто?

Почемучка - А мы люди. За водой к тебе пожаловали. Поделись! Вон у тебя её сколько!

Нептун – Да, воды у меня много, но и живёт в этой воде больше живых существ, чем  у вас на суше. А они все без воды не могут! Вы хоть знаете, кто живет морских пучинах.    (Ответы детей)

Ведущий – Нептун, мы не только знаем, но и показать можем.

ИГРА – ИМПРОВИЗАЦИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО ДНУ  МОРЯ»

Играют дети старшей группы. Разделиться на три команды, показывают движения:  рака, осьминога, морского конька и т.д.

Ведущий - И ещё у нас осьминоги соревноваться могут.

СОРЕВНОВАНИЕ «ОСМНОГИ - БЫСТРЫЕ НОГИ»

Играют дети подготовительной группы. Разделившись на две команды, из каждой команды по 4 человека встают в большой обруч по кругу и бегут после сигнала до условленного места и назад, не меняя положения играющий в обруче. То есть вперёд лицом, назад - спиной. Затем меняются играющие в обручах и соревнование продолжается.

Нептун: - Хорошо играли. Хвалю! А воды не дам. Вы ее сейчас заберёте, что ж останется?

Ведущий - Почемучка, как нам убедить Нептуна, что вода в океанах не переведётся?

Почемучка - Я не знаю, как это объяснить. Может дети знают?

(Дети объясняют явление -  водоворот  воды в природе).

Ведущий - Мы про воду много интересного знаем, вот послушай пословицы:

Вода мельницу ломает.

Вода и землю точит,    и камень долбит.

Воды и царь не уймёт.

Дождь не дубинка - не убьёт.

Вода своё возьмёт, у  воды нос остёр.

Проточная вода не гниёт.  

Невеличка капля, а камень точет.

Моря не разгородить.

Море веслом не расплетешь.

 Моря песком не засыпишь.

Нептун – Ишь, какие умные! Да только вода-то   у меня солёная, для питья пригодная.

Почемучка - А что же нам делать? Как из солёной   воды пресную получить?

Ведущий - Я знаю! Помните Капельку?! Как она образовалась? Из пара! А пар всегда  пресный. Так что, Нептун, дай нам, пожалуйста, воды, а мы уж сами её пресной сделаем.

Нептун - Хорошо! Убедили! Дам воды. Но всё же, запомните - Воду надо охранять,  беречь, и расходовать очень разумно.

Почемучка  - Да мы тебе, Нептун, сейчас покажем, как умеем беречь воду.

СОРЕВНОВАНИЕ «НЕ   УРОНИ  НИ   КАПЛИ»

Все дети  делятся на две команды и no-очереди зачерпывают кружкой воду, переносят через зал сливая в чайник. Главное условие, не пролить воду.

Почемучка - Теперь мы все знаем, как дорога вода   и обещаем её беречь. Нептун, а хочешь с нами чай пить?

Нептун - Нет! У меня много дел. Да и тяжко мне на суше, ведь я морской царь.  А вам от  меня в подарок угощение к чаю. Будьте здоровы!   (отдает коробку с конфетами. Уходит)

Ведущий -  Дети, давайте прочитаем стихи о том, как дорога нам природа

Дети читают –

 Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми, небеса,      
Чтобы речка серебрилась,        

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!        

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь!

Почемучка - А сейчас домой. Будем пить чай!!! (Дети выходят из зала)

Литература:

Журнал «Педсовет»

Л.П. Холодова «Экологические праздники для детей»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия»

Л.В. Лункевич, С.Й. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников»

И.Т. Белавина, Н.Г. Найденская «Планета - наш дом»

И. Бунин «Родник»

С.В. Михалков «Прогулка»

М. Рыльский «Речка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОСУГА "ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ "

Материал поможет в увлекательной форме  закрепить знания детей о природе, как части окружающей среды; способствовать воспитанию экологической культуры у дошкольников...

Сценарий физкультурно-экологического мероприятия

Сценарий физкультурно-экологического мероприятия "Веселые птички"...

Сценарий физкультурно-экологического развлечения "Защитим природу от мусора".

Разработка является приложением к экологическому проекту "Станет чище на планете, если ей помогут дети". (Средняя, старшая группы)....

Сценарий физкультурно-экологического развлечения «Стань природе другом» в средних группах «Колобок» и «Золотая рыбка»

Формирование экологической культуры.Поддержание интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижения в области спорта, развитие интереса к спортивным играм и упражнениям...

Сценарий физкультурно-экологического развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Лесные приключения»

Цель: создание условий для развития интереса к физической культуре средствами экологического воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий Задачи:Обучающие:способствовать закреплению...

Сценарий физкультурно – экологического развлечения «Домик для птиц» для детей старшей - подготовительной группы и родителей

Сценарий физкультурно-экологического развлечения в подготовительной группе совместно с родителями...