Конспект итоговой НОД «Растения нашего участка.»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бикбова Эльмира Галимовна

Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, учить различать и находить растения по описанию. Закрепить и систематизировать знания детей о понятии «лекарственные растения». Развивать память, внимание, мышление, вникая в смысл слов. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение. Формировать бережное отношение к природе

Виды деятельности

Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Восприятие художественной литературы. Двигательная

Планируемые интегративные качества

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, владеет идеологической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми, знает правила поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_primeneniem_ikt_.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД «Растения нашего участка

В подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей

Познание коммуникация

чтение художественной литературы.

Физическая культура, Здоровье

Тема совместной деятельности

Лекарственные растения нашего участка

Задачи совместной деятельности

Продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, учить различать и находить растения по описанию. Закрепить и систематизировать знания детей о понятии «лекарственные растения». Развивать память, внимание, мышление, вникая в смысл слов. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение. Формировать бережное отношение к природе

Виды деятельности

Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Восприятие художественной литературы. Двигательная

Планируемые интегративные качества

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, владеет идеологической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми, знает правила поведения в природе.

Ход НОД

- Ребята, вы уже много знаете о растениях, а для чего нужны растения на нашей планете?

Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.

- Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги «Цветники»«Травники»«Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

- А вы догадались о чем написано в «Травнике»?

Ответы детей

- …. в «Цветнике?»,

Ответы детей

- …в «Зельнике?».

Ответы детей

- За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

- О каких друзьях говорится в стихотворении?

- В стихотворении говорится о лекарственных растениях.

- Вот сегодня мы и поговорим о лекарственных растениях.

Игра «Угадай растения».

Воспитатель загадывает загадки, дети называют растения и вывешивают его фотографию или рисунок.

Расту в оврагах, на лугу,

Если тронешь - обожгу

Горда, неприхотлива

Зеленая …. (крапива).

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки (репей)

У дороги вырос лекарь,

Вдоль тропинки луговой;

Он для нас с тобой аптекарь.

Догадайся кто такой (подорожник)

В жвачке, в пачке и в конфетах

Вы найдет травку эту

Холодит приятно рот,

Запах чаю придает (мята)

Если травку ты сорвешь,

Руки знай не ототрешь

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки! (чистотел)

Давайте поговорим об этом растении. Как оно называется?

- Подорожник

- Почему его так назвали?

- Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.

- Как еще и почему называют подорожник в народе?

- Порезник, ранник его так называют, потому что он заживляет их.

- Попутник- потому что подорожник растет у дорог.

- Почему подорожник не боится вытаптывания? Ведь по нему идут люди, животные, едут велосипеды?

- У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю.

- Как распространяется подорожник?

- Семена подорожника опадают на влажную землю и разбухают. Потом они легко прилипают к обуви, колесам машин и разносятся по округе.

- Кто и как по приданию помог людям узнать о лечебных свойствах подорожника?

- Людям о лечебных свойствах подорожника помогли узнать змеи. Однажды две змеи грелись на солнышке. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея замешкалась, зазевалась и повозка переехала ее. Другая змея уползла и вскоре принесла лист подорожника. Так люди поняли, что это лекарственное растение.

- Какие болезни лечит подорожник?

- Подорожник лечит болезни желудка, раны, порезы, мозоли, аллергию. Подорожник помогает засыпанию.

Саша, покажи лопух (ребенок показывает)

- Почему это растение назвали лопух?

- Его назвали лопух потому что у него широкие листы и в старину такие листы называли «лоп».

- Как мы можем отличить это растение от других?

- У лопуха большие, широкие листья, высокий стебель с небольшими фиолетовыми цветами.

-Как растение размножается?

- Когда цветы отцветают на их месте появляются круглые корзиночки с острыми крючками колючками. Ими они цепляются за все что окажется рядом. Так расселяется лопух по земле.

- Есть ли у лопуха другое имя?

- Лопух еще называют репейником, репьем.

- Что означает это имя?

- Смысл слова «репей» - хватать, цеплять.

- Как репей проник во Францию?

В давние времена напали французы на русских людей. Скоро выгнали французов. А возвращаясь домой, на своей одежде французские солдаты принесли семена репейника. Назвали они эти семена - русской заразой за их приставучесть! С тех пор и поселился лопух во Франции и соседних странах.

- Как помогает репейник людям одеваться и раздеваться?

- Репейник помог изобрести застежку- «липучку».

Однажды собака изобретателя пришла с прогулки вся в репейнике. Очистив шерсть собаки, изобретатель из любопытства посмотрел на репейник в лупу и обнаружил маленькие крючочки, комочки, которые помогают растению цепляться. Тогда изобретатель смастерил две ленты с похожими крючочками и получилась застежка-липучка, которой мы пользуемся.

- Как помогает репейник лечится людям?

- Свежие листья прикладывают к ранам, чтобы те быстрее заживали. Их используют при ревматизме (болезни суставов, понижает температуру, отваром лопуха лечат заболевания кожи. Репейным маслом ухаживают за волосами и они становятся пышными и густыми.

Воспитатель показывает фото чистотела. Дети называют растение (чистотел)

- Почему чистотел назвали чистотелом?

- Потому что от него становится чистым тело.

- Как его называют в народе, почему?

- Чистотел называют еще «ласточкиной» травой, потому что растение расцветает с прилетом ласточек, а с их отлетом вянет.

- Как люди узнали о целебных свойствах чистотела?

- Люди наблюдали за ласточками и заметили, что они лечат птенцов чистотелом.

- Как еще называют чистотел и почему?

- Его еще называют бородавочником, потому что он лечит бородавки. Еще желтушником, потому что надломив чистотел мы увидим ярко желтый иногда оранжевый сок.

- Едят ли домашние животные чистоте? Почему?

- Домашние животные чистотел не едят. Потому что им могут отравиться и умереть.

- Какие болезни лечит чистотел?

-Чистотелом лечат болезни кожи, бородавки, сухие мозоли. Лекарства из чистотела лечат болезни живота, заживляют раны, уменьшат боль.

- Можно ли рвать чистотел детям и почему?

- Детям рвать чистотел нельзя, потому что он ядовитый и им можно отравится. Чистотел ядовит, но и приносит огромную пользу. Лечить людей травами должны доктора. А мы с вами теперь много знаем о чистотеле и будем просто любоваться его золотистыми цветами. Само растение трогать не будем и другим не дадим.

Физминутка «Одуваничик».

Одуванчик, одуванчик

Стебель тоненький, как пальчик! Пружинка

Если ветер быстрый-быстрый руки вверх-наклоны

На поляну налетит

Все вокруг зашелестит руки вверх и машем

Одуванчика тычинки бег на месте

Разлетятся хороводом потянуться вверх, вздохнуть и

И сольются с небосводом опустить руки

Загадка о крапиве.

Растет зеленою стеной

Ее обходят стороной

Колючая и злая дива

А как зовут траву? (крапива)

- Почему крапиву назвали крапивой?

- Название крапивы связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.

- Как ее называют в народе? Почему?

- Ее называют «жгучка», потому что жжется, «стрекучка» – потому что стрекается.

- Почему крапива жжется?

- Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Если посмотреть лист крапивы под лупой, то увидим очень маленькие волоски. Каждый волосок, полон едкой жидкостью. Когда мы каемся листка, волосок прокалывает кожу. Верхняя часть волоска отламывается и в рану попадает едкая жидкость.

- Почему крапивы назвали двудомной?

- Потому что у нее два дома. Первый дом там, где на одних кустах созревает пыльца. Ветер переносит пыльцу на другой куст, где есть небольшие цветочки. Это второй доим крапивы. И здесь созревают семена крапивы.

- Чем полезна крапива?

- В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты

Что ты вдыхаешь?

- Запах… (мяты)

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы

Простынь ерзаньем измята

Выпьем чай из листьев…. (мяты)

Мята

- А как мята получила свое название?

- В давние времена жила красавица фея, нимфа Мента. Там, где она жила воздух всегда был чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных вылечивала, старикам дарила долголетие. Злая колдунья превратила Менту в растение с нежны и холодным запахом. Позже это растении стало известно под названием Мента. А мы называем его Мята.

- Какое полезное вещество есть в мяте?

- В мяте содержится ментол. Он успокаивает и уменьшает боль. Ментол помогает в лечении сердца, насморка, ангины.

- Какие еще особые вещества есть в мяте?

- В мяте есть фитонциды. Они убивают микробов.

- Как используют мяту врачи стоматологи?

- Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежеть дыханию и уничтожает бактерии.

- От каких болезней еще помогает мята?

- Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице. Если человека укачивает в машине или на корабле, то надо подышать ароматом масла мяты и все пройдет. Если на тряпочку капнуть несколько капель мятного масла, то комары не будут подлетать - они боятся запаха мяты.

- А кто еще и для чего использует мяту?

- Мяту используют кулинары (повара). Свежие листья добавляют в салаты, супы, рыбные и мясные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. Ее добавляют в конфеты и жвачку.

- Еще очень много лекарственных растений можно найти в лесу, на лугу. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Но лекарственные растения заготавливать и делать из них лекарства могут только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения надо в сухую погоду, утором, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог.

- Почему, как вы думаете?

Растения отравлены ядовитыми веществами из выхлопных труб машин.

4. Сушить растение надо в тени.

5. Нельзя при сборе топтать соседнее растение. Рвать растение с корнем и рвать все до последнего. Почему?

Растения не смогут размножаться и их не станет.

Сегодня мы беседовали о лекарственных растениях нашего участка.

-Что мы хотели узнать?

- Мы хотели узнать чем могут быть полезны лекарственные растениярастущие на участке.

- Что нового вы узнали?

- Мы узнали, что не все растения бывают лечебными; что бывают ядовитые, но лечебные растения. Надо быть осторожными и не рвать незнакомые растенияРастениями должен лечить врач.

- Надо сохранять растения и беречь природу.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Веселые обитатели нашего участка"

Наши детки очень любят насекомых и всех тех, кто живет на нашем участке, поэтому в отношении данной темы нами была проведена обьемная работа, которая вылилась в данное занятие....

Конспект ООД "Растения нашего участка"

Задачи:1.Познакомить детей с «этажами » растений на участке, их отличительными признаками и значимостью каждого этажа.2.Развивать умение делать первые обобщения ( чем отличаются и чем похо...

Конспект занятия "«Комнатные растения - наши зелёные друзья» (итоговое) .

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями...

«Растения нашего участка»

Лето- прекрасное время года, когда на улице светит солнышко, звучит приветливое пение птиц, природа одевается в зеленый наряд, все вокруг наполнено ароматами душистых трав! Самое время выйти на прогул...

Проект по экологии в средней группе «Гербарий. Растения нашего участка»

Проект по экологии в средней группе «Гербарий. Растения нашего участка»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-yekologi-v-srednei-grupe-gerbarii-rastenija-nashego-uchastka.ht...

Проект " Растения нашего участка"

Проект для старших дошкольников по экологическому воспитанию....

Проект "Растения нашего участка"

Проект был реализован летом с бетьми старшего дошкольного возраста...