Педагогический опыт: «Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)
План -конспект НОД
с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:
«Народные игры –путь к здоровью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurs_vazhno.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конкурс «Учитель здоровья 2022»
Участник: Давыдова Светлана Геннадьевна
Номинация: «Воспитатель ДОУ»
Педагогический опыт:
«Народная игра, как средство здоровьесбережения у воспитанников ДОУ»
План -конспект НОД
с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:
«Народные игры –путь к здоровью»
Образовательная область: физическое развитие
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие».
Тип: интегрированное
Возраст детей: старший возраст 5- 6 лет
Формы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность
Формы организации: подгрупповая
Цель:
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через народные подвижные игры России.
Задачи:
Обучающие
- Формировать основы здорового образа жизни через народные подвижные игры России,
- Знакомить детей с народными играми России ,
- Формировать умения четко выполнять правила игр.
- Формировать умения проявлять находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
- Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.
- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.
Развивающие
- Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки)
- Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
- Формировать способность охранять и укреплять здоровье детей.
- Обогащать знания детей народными играми России.
- Развивать интерес и расширять знание детей о разнообразии народных подвижных игр России.
- Развивать желание у детей использовать в самостоятельной деятельности народные игры.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес физической культурой,
- Воспитывать нравственные и патриотические качества личности : любовь к краю, традициям русского народа
- Воспитывать коммуникативные способности: доброту, отзывчивость, взаимопомощь.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям
- Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину, приобщать к истокам народной культуры.
Планируемые результаты:
У детей развивается интерес к здоровому образу жизни через народные подвижные игры России, к физической культуре и спорту. Так же формируются знания о культуре и традициях народов России, уважительное отношение к культуре разных народов, желание использовать национальные игры в свободной деятельности.
Виды детской деятельности:
игровая, двигательная, коммуникативная.
Методы и приемы:
практический, наглядный, словесный
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о многообразии русских народных игр о традициях русского народа;
- Беседа о культуре и быте русского народа;
- Знакомство с пословицами о здоровье. заучивание скороговорок, считалок.
Материалы и оборудование:
- ИКТ, мольберт
- Презентация «Народные игры России» «Видео послание»
Музыкальное сопровождение:
- «Казанский кун итек» (татарская детская песня минусовка) ,
- Кавказский народный танец – «Лезгинка»,
- Музыка народов севера Коми «Плясовая»
- Русская народная игра с ускорение «Золотые ворота»
- Музыка для релаксации «Музыка ветра. Вьюга»
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации с народными играми,
- Плакат «Россия-многонациональная страна»,
- Иллюстрации людей в национальной одежде,
- Палочка- ориентир для гимнастики глаз
Раздаточный материал:
- Спортивные палочки –«Лошадки» – 2 шт.,
- Платочки – 6 шт.,
- Коробочки из-под «Киндер сюрприз» для жеребьевки – 6 шт.,
- Палочки 5 длинных, 1 короткая, (для жеребьевки)
- Мячики маленькие - 6 шт.,
- Спортивные веревочки - косички – 6 шт.,
- Флажки-12 шт.
- Корзинка, клубок
- Маски – ободки «Морошка»,
Список литературы:
- Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»- М, Айрис Пресс 2008.
- Агамова Н.С.,Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. - М.,1995
- Былеева Л.В «Русские народные игры». - М.,1988
- Веракса Н.Е , Комарова Т.С, Васильева М.А. «От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Панкеев И. Русские народные игры. - М.,1998
- Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские.- М1.,1995
- Сундукова А.Х. «Волшебный мир здоровья» -М. Дрофа 2010
- Тетерин С. «Родные просторы « из серии «Наша страна» М. Феникс 2015
- Тимофеева Е,А «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»- М. Просвещение ,1986
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет» - Москва издательство Гном и Д , 2003
- Шангина И. И. Русские дети и их игры.- СПБ.,2006
- Шишкина В.А. «Движение +движения» М. Просвещение 1992
- интернет ресурсы
План НОД:
I часть. Вводная
а) Зазывалка на игру «Таю-Таю налетаю»
б) «Видео просьба»-сюрпризный момент. Проблемная ситуация
в) Вопросы детям
II часть. Основная.
а) Начало путешествия по России.
б) Татарстан. Татарская национальная игра –«Тимербай»
в) Кавказ. Кавказская конно-спортивная игра «Подними платочек»»
г) Дыхательная гимнастика «Ветер дует» под музыку
д)) Крайний Север.
е) Гимнастика для глаз
ж) Народная игра Крайнего Севера – «Морошка»
з) Возращение домой. Народная игра – «Золотые ворота»
III часть. Заключительная
а) Вопросы детям.
б) Оценка\ самооценка.
в) игра –«Доскажи словечко»
Ход НОД
I часть . Вводная.
а) Зазывалка на игру «Таю-Таю налетаю»
Воспитатель произносит зазывалку на игру
-Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую не скажу!
Зазывалку расскажу
Кто опоздает , в небо улетает.
Дети подходят к воспитателю.
воспитатель :
- Ребята я сегодня с утра получила видеописьмо. Давайте вместе посмотрим.
дети с воспитателем подходят к ИКТ.
«Привет ,друзья ! Меня зовут Джон. Я живу в Африке. У меня много друзей. Мы очень любим играть в народные африканские игры . Но их у нас очень мало, и нам становиться скучно .А какие ваши любимые игры. Помогите нам узнать о играх вашей страны, Джон .
вот такое письмо нам прислал Джон.
- Ребята а вы любите играть в игры?
- Какие ваши любимые игры и почему?
-Как мы можем помочь Джону?
-Ребята , а вы хотите узнать в какие игры играют дети нашей страны?
Дети отвечают на вопросы .
Воспитатель -А для того чтобы нам и Джону узнать ,в какие игры играют в нашей стране , давайте совершим путешествие по нашей необъятной стране –России и заглянем в гости к таким же мальчикам и девочкам .
Посмотрите на плакат :какая большая наша страна и много людей разной национальности живут в ней, со свами традициями, со своей культурой, играми. и это вся наша страна и это наша Россия .Какая наша страна – Россия ?
дети отвечают на вопрос :
II часть Основная.
а) Начало путешествия по России
Нам поможет волшебный клубок совершить это путешествие. Давайте встанем в кружок и будем передавать клубок друг другу и произнесем волшебные слова
-«Ты ,клубочек, мой клубок ,
Мой волшебный ты дружок ,
Ты катись клубок туда,
Где играет детвора!»
б) Татарстан .Татарская национальная игра –«Тимербай»
воспитатель
Мы сегодня будем гостями. А как мы ведем себя в гостях ?
правильно, культурно, слушаем внимательно и не перебиваем друг друга и соблюдаем правила игры.
Путешествие по нашей стране России начинается и первый хозяин нашей гостеприимной страны - Татарстан
презентация
Здесь живу дети, которые как и вы любят играть .
У них много национальных игр и одна из них в которую мы с вами и поиграем называется «Тимербай»
Для этой игры нам нужно выбрать водящего.
ребенок произносит считалку
Правила игры. Дети встают в круг, берут, друг друга за руки и идут по кругу. водящий стоит в центре круга.
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
«Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!»
воспитатель
замечательно поиграли. какие вы показывали разнообразные движения. а на какую нашу игру похожа игра «Тимербай»
Дети делятся впечатлениями от игры отвечают
С нами прощается Татарстан и мы берем клубок ,произносим слова и путешествие наше продолжается.
-«Ты ,клубочек, мой клубок ,
Мой волшебный ты дружок ,
Ты катись клубок туда,
Где играет детвора!»
в) Кавказ . Кавказская национальная игра –
воспитатель
Но дорога уносит нас скоро
Из равнины в Кавказские горы
И приветствует гордый Кавказ
Голубыми вершинами нас
презентация
На Кавказе любят
Музыку и пляски
На конях джигиты
Скачут без опаски.
Дети на Кавказе с раннего возраста хотят быть смелыми , сильными ,учатся сидеть в седле и играют в народные игры
Сейчас мы поиграем с вами в Кавказскую конно-спортивная игру «Подними платочек»»
для этой игры нам надо разделится на две команды с помощью жеребьевки
дети делятся на две команды.
воспитатель:
по команде участник на «коне» должны» доскакать «до платочков , взять один и вернуться обратно , отдать «коня» другому джигиту, а сам встает в конец колонны. Команда , которая быстрее поднимет платочек - победитель.
дети под музыку участвуют в соревнование
г) Дыхательная гимнастика «Ветер дует» под музыку
воспитатель
Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко
(руки поднять вверх, встать
на носки, подуть),
Я подую низко
(руки перед собой, присесть и
подуть).
Я подую далеко
(руки перед собой, наклон
вперед, подуть).
Я подую близко
(руки положить на грудь
и подуть на них).
г) Крайний Север , национальная игра Крайнего Севера – «Морошка»
воспитатель
Наше путешествие продолжается.
возьмем в руки клубок и встанем в кружок и произнесем слова
-«Ты ,клубочек, мой клубок ,
Мой волшебный ты дружок ,
Ты катись клубок туда,
Где играет детвора!»
Клубок отправил на Крайний Север .
Давайте отдохнем и посмотрим на наш волшебный экран. здесь живут физически закаленные, выносливые, сильные, ловкие, смелые, терпеливые, умеющие безболезненно переносить самые сложные условия Крайнего Севера люди.
Дети любят играть в разные игры, которые помогают им стать более ловкими, выносливыми, сильными и быстрыми. а в какую игру мы поиграем, а вначале давайте послушаем рассказ. присядем на ковер.
Все северные дети любят такую ягоду как морошка. Вот пошли один раз дети в тундру за ягодой. Ходили, искали, нет ягод. Что делать, без ягод нельзя возвращаться домой. Вдруг одна девочка предложила, а давайте поиграем с ягодами. Начали дети петь:
«Мы по ягоды пойдем, веселее ножки,
Много, много соберем, ягоды морошки.
1 2 3 бери».
После слов дети затаивались, а морошка любопытная ягода выглядывала из под листиков. И в это время ребята, увидев ягоды, начинали собирать ее. До тех пор играли дети с морошкой, пока не набирали полных кузовов ягод. Вот какие находчивые северные дети.
Я предлагаю поиграть в игру «Морошка». и посмотрим какие вы выносливые и стойкие.
Надо выбрать ягодника. а для этого вытащить палочку , если короткая -ввода тот и кузовок возьмет , да за ягодами пойдет, А ягодки притаятся, двигаться не будут , чтобы в кузовок не угодить. на последние слова «1.2.3 бери» надо замереть .
под музыку вводящий идет за «Морошкой»
воспитатель
замечательно поиграли. а на какую вам знакомую игру похожа игра «морошка»
дети отвечают.
е) Возращение домой. Народная игра – «Золотые ворота»
воспитатель
Прощается с нам Крайний Север и нам надо возвращаться домой .
-«Ты клубочек, мой клубок ,
Мой волшебный ты дружок ,
Ты катись клубок туда,
Где играет детвора!»
и у нас Джон есть любимая народная игра – Золотые ворота».
ты слова запоминай и нам скорее подпевай
дети встают в хоровод.
III часть. Заключительная
а) Обобщение. Рефлексия.
Вот закончилось наше путешествие по России благодарю которому мы познакомились с народными играми России и записали видеописьмо нашему другу из Африки –Джону.
Надеюсь ему наше послание очень понравиться и он будет играть в эти игры со своими друзьями.
б) Оценка\ самооценка. Вопросы детям.
Какие игры понравились и почему? .
Что запомнилось вам из нашего путешествия?.
Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.
в) игра –«Доскажи словечко»
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Чтоб не болеть
и не хворать
в игры народные надо_______(играть)
Много нас собралось вместе,
Было очень …………… (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы………(узнали).
Народные игры
Не пристало забывать,
Будем чаще в них………(играть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения.
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на...
Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »
Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »...
Педагогический опыт « Дидактическая игра как средство сенсорного развития дошкольников »
Обобщение и распространение передового педагогического опыта...
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качестве...
2021 год.Инновационный педагогический опыт "Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия,звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Аттестационный материал....
«Русские народные подвижные игры, как средство здоровьесбережения у воспитанников и приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...