Педагогический опыт "Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
статья
Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно-развивающей работы, ее методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимания и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных.
Основная идея: Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство», по которой работает наш детский сад, предлагает именно такую технологию. Однако ее внедрение потребовало организации исследовательской деятельности.
Тема моего опыта выбрана с учетом уровня речевого развития детей, данных психолого-педагогической диагностики, а также личных профессиональных интересов и склонностей. Реализация темы предполагает изучение теоретических аспектов проблемы, подбор диагностического инструментария по выбранному направлению, диагностику детей, анализ ее результатов, разработку и внедрение системы работы по данному направлению.
Теоретическая база Большую помощь в составлении перспективного плана оказали авторские разработки Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, М.Ю. Картушиной и др. По мнению М.С. Каган, игра – это системообразующая сила, обеспечивающая своеобразие и целостность культуры детства. Она обладает самоценностью из-за неоспоримой уникальности как средства социализации и социокультурного развития личности. При всем многообразии игровой деятельности особое значение в процессе социализации детей дошкольного возраста имеют творческие сюжетные игры, в частности театрализованные ( режиссерские, игры-драматизации).
Новизна опыта: Театрализованные игры выступают эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизируют интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчеркивается путем сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей.
Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Технология опыта. Приоритетная форма работы в настоящее время – театрализованная деятельность, которая принизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен, созданных гениальном творцом языка – русским народом. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря тако й форме работы общение с детьми становиться более интересным и содержательным.
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками), поэтому в нашей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В частности, появился уголок по театрализованной деятельности, широко стали использоваться такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом стал обновленный уголок ряжения.
Предметом особой гордости стал уголок «деревенская изба». Активное участие в оформлении принимали родители, которые сделали из дерева русскую печь, кровать-качалку, стол и лавки. К потолку подвесили плетеную из прутьев корзину – люльку, а к стене прикрепили умывальник. В бабушкиных сундуках нашли интересные вещи: вышитую гладью скатерть, расписные полотенца, кружевные подзоры и занавески, которые применили в убранстве русской избы. На пол постелили домотканый половик, из лоскутков цветной ткани сшили одеяла. На стол поставили самовар с чайной посудой, на стену повесили картину с деревенским пейзажем, в русскую печь поставили чугунок, а в угол – сувенирный ухват.
Своим необычным убранством уголок «деревенская изба» привлек малышей и они стали устраивать там посиделки, во время которых педагог читал им стихи и потешки, русские народные сказки с использованием героев настольного театра, пели колыбельные песни. Особый интерес у дошкольников вызвал самовар. Чтобы поближе познакомиться с назначением этого предмета, было устроено совместное с родителями чаепитие. Во время этого чаепития ярким и запоминающим зрелищем стала инсценировка по произведению К. Чуковского «Муза-Цокотуха». В образе Мухи-Цокотухи выступала театральная кукла, дети-гости были в красочных нарядах и шапочках-масках, изображающих различных персонажей. И пусть слова сценки целиком и полностью достались воспитателю, удовольствие от игры и общения получили все – и дети и родители.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях, где дети под куроводством музыкального руководителя показывают небольшие этюды, сценки из сказок, устраивают игры-пляски, водят хороводы. Непременно здесь используются костюмы для ряжения, атрибуты того или иного персонажа, шапочки или маски.
Весело проходит в нашем детском саду Масленица – обрядовый русский праздник. Сотрудники устраивают настоящее русское веселье для малышей и их родителей с плясками, хороводами, аттракционами, катанием с горок и т.п. Стало традицией угощать всех, пришедших на праздник, блинами и горячим чаем.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте с другими педагогами: музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. Совместно с музыкальным руководителем, подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.
Творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями воспитанников. Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в инсценировках на утренниках и на праздниках, участие в творческих конкурсах.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрально – игровой деятельности. И эту работу я буду продолжать. Свой доклад хочется закончить словами Льва Семеновича Выгодского: «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее»
Результативность опыта: Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрально – игровой деятельности. Дети получили яркие художественные впечатления, научились внимательно следить за развертыванием сюжета, стали активно участвовать в театральном действии. Интенсивное развитие получила и активная речь малышей. Таким образом, театрализованная деятельность наполнила жизнь наших воспитанников интересным содержанием, предоставила возможность каждому ребенку пережить радость творчества и обеспечила эмоциональное благополучие.
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. Забавы для малышей (театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет). М., 2008.
2. Кукольный театр для детей от 2 до 3 лет (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек) / Под ред. Н.Е. Шибицкой. М., 1982.
3. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких (театральные занятие с детьми от 1 года до 3 лет). М., 2009.
4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. М., 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_sitina_m.i.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт работы
Воспитателя МБДОУ Детский сад «Теремок» комбинированного вида
Ситиной Марины Ивановны
Тема: «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Сведения об авторе: Ситина Марина Ивановна
Образование: средне - специальное
Общий педагогический стаж: 3 года
Стаж в данной образовательной организации: 3 года
Актуальность: Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение общего психического развития, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно-развивающей работы, ее методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимания и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных.
Основная идея: Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство», по которой работает наш детский сад, предлагает именно такую технологию. Однако ее внедрение потребовало организации исследовательской деятельности.
Тема моего опыта выбрана с учетом уровня речевого развития детей, данных психолого-педагогической диагностики, а также личных профессиональных интересов и склонностей. Реализация темы предполагает изучение теоретических аспектов проблемы, подбор диагностического инструментария по выбранному направлению, диагностику детей, анализ ее результатов, разработку и внедрение системы работы по данному направлению.
Теоретическая база Большую помощь в составлении перспективного плана оказали авторские разработки Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, М.Ю. Картушиной и др. По мнению М.С. Каган, игра – это системообразующая сила, обеспечивающая своеобразие и целостность культуры детства. Она обладает самоценностью из-за неоспоримой уникальности как средства социализации и социокультурного развития личности. При всем многообразии игровой деятельности особое значение в процессе социализации детей дошкольного возраста имеют творческие сюжетные игры, в частности театрализованные ( режиссерские, игры-драматизации).
Новизна опыта: Театрализованные игры выступают эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизируют интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приемов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчеркивается путем сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей.
Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Технология опыта. Приоритетная форма работы в настоящее время – театрализованная деятельность, которая принизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен, созданных гениальном творцом языка – русским народом. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря тако й форме работы общение с детьми становиться более интересным и содержательным.
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками), поэтому в нашей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В частности, появился уголок по театрализованной деятельности, широко стали использоваться такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек. Обязательным элементом стал обновленный уголок ряжения.
Предметом особой гордости стал уголок «деревенская изба». Активное участие в оформлении принимали родители, которые сделали из дерева русскую печь, кровать-качалку, стол и лавки. К потолку подвесили плетеную из прутьев корзину – люльку, а к стене прикрепили умывальник. В бабушкиных сундуках нашли интересные вещи: вышитую гладью скатерть, расписные полотенца, кружевные подзоры и занавески, которые применили в убранстве русской избы. На пол постелили домотканый половик, из лоскутков цветной ткани сшили одеяла. На стол поставили самовар с чайной посудой, на стену повесили картину с деревенским пейзажем, в русскую печь поставили чугунок, а в угол – сувенирный ухват.
Своим необычным убранством уголок «деревенская изба» привлек малышей и они стали устраивать там посиделки, во время которых педагог читал им стихи и потешки, русские народные сказки с использованием героев настольного театра, пели колыбельные песни. Особый интерес у дошкольников вызвал самовар. Чтобы поближе познакомиться с назначением этого предмета, было устроено совместное с родителями чаепитие. Во время этого чаепития ярким и запоминающим зрелищем стала инсценировка по произведению К. Чуковского «Муза-Цокотуха». В образе Мухи-Цокотухи выступала театральная кукла, дети-гости были в красочных нарядах и шапочках-масках, изображающих различных персонажей. И пусть слова сценки целиком и полностью достались воспитателю, удовольствие от игры и общения получили все – и дети и родители.
Театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях, где дети под куроводством музыкального руководителя показывают небольшие этюды, сценки из сказок, устраивают игры-пляски, водят хороводы. Непременно здесь используются костюмы для ряжения, атрибуты того или иного персонажа, шапочки или маски.
Весело проходит в нашем детском саду Масленица – обрядовый русский праздник. Сотрудники устраивают настоящее русское веселье для малышей и их родителей с плясками, хороводами, аттракционами, катанием с горок и т.п. Стало традицией угощать всех, пришедших на праздник, блинами и горячим чаем.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте с другими педагогами: музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. Совместно с музыкальным руководителем, подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.
Творчеству детей способствует установившийся контакт с родителями воспитанников. Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в инсценировках на утренниках и на праздниках, участие в творческих конкурсах.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрально – игровой деятельности. И эту работу я буду продолжать. Свой доклад хочется закончить словами Льва Семеновича Выгодского: «Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее»
Результативность опыта: Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрально – игровой деятельности. Дети получили яркие художественные впечатления, научились внимательно следить за развертыванием сюжета, стали активно участвовать в театральном действии. Интенсивное развитие получила и активная речь малышей. Таким образом, театрализованная деятельность наполнила жизнь наших воспитанников интересным содержанием, предоставила возможность каждому ребенку пережить радость творчества и обеспечила эмоциональное благополучие.
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. Забавы для малышей (театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет). М., 2008.
2. Кукольный театр для детей от 2 до 3 лет (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек) / Под ред. Н.Е. Шибицкой. М., 1982.
3. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких (театральные занятие с детьми от 1 года до 3 лет). М., 2009.
4. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)
Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....
Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.
В статье даны рекомендации для родителей, как с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и обогащать речь малыша....
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников...
«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Опыт работы по теме:«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...