Народная подвижная игра как средство здоровьесбережения.
статья на тему

Коняхина Юлия Александровна

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_podvizhnaya_igra.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку.  Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

У наших детей появилась прекрасная  возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям  русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательн –оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок, тропа здоровья; музей – изба, музей кукол. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, уголок народно – прикладного искусства,  картотека народных игр по возрастам.

         Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями.

Ежемесячно организуется непосредственно образовательная деятельность,  которая включает в себя  знакомство детей с русскими народными играми,  устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Неболейка», «Целебное лукошко». В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, оздоровительные прогулки разной направленности, физкультминутки здоровья, закаливание, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные, народные игры; игры-драматизации)  

Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток.

Раз в квартал проводится «День здоровья». В его содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: мини-поход, занятие-поход, игротеки,  развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном  года, праздники в ритме народного календаря.

Продумывается организация самостоятельной двигательной активности.

          Два раза в год проводятся физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения народной направленности для детей старшего возраста. Они включают в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.

          Один раз в год проводится «Неделя каникул». При проведении этой формы больше внимания уделяется активному  отдыху. Отменяются  все виды НОД, увеличивается время пребывания на воздухе, двигательной активности детей. Проводятся физкультурные, оздоровительные, календарно-народные праздники с учётом времени года, викторины, тематические вечера, концерты. Организуется театральная деятельность.

Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают  организовывать  выставки народно-прикладного искусства,  музей кукол, музей-избу, экскурсии, походы, дни самоуправления, совместные  праздники и развлечения. Традиционными праздниками стали: «Осенины», «Приходила коляда», «День Защитника Отечества», «Проводы Зимушки-Зимы», спортивные развлечения, дни самоуправления и т.д. Родители совместно с детьми  изготавливают костюмы, атрибуты, декорации, поделки,  помогают готовиться к праздникам и развлечениям.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Семинар-практикум для педагогов

Цель:Показать педагогам  значение подвижных игр в жизни ребенка.Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.Задачи:Создание условий для укрепления физического и псих...

Деловая игра Тема: «Подвижные игры, как средство здоровьесбережения у дошкольников»

Конспект деловой игры «Подвижные игры, как средство здоровьесбереженияу дошкольников»Цель:Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о подвижных играх, ка...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....