Программа клуба детей и заботливых родителей «Стартуют все!»
рабочая программа

Баюнова Ольга Викторовна

Программа составлена в соответствии с требованиями по написанию программ и отражает все разделы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_startuyut_vse.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа клуба

детей и заботливых родителей «Стартуют все!»

Автор: инструктор по физкультуре

Баюнова О.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел………………………………………………………….…стр.3  

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………стр.3

1.2.Цель и задачи программы………………………………………………. стр.4

1.3.Ожидаемые результаты ………………………….…………………........стр.5

1.4. Способы определения результативности……………………………… стр.5

2. Целевой раздел………………………………………………………….… стр.6

2.1. Учебно-тематический план………….…………………………………..стр.6

  1. Перспективное планирование……………………………………….. стр.6
  1. Организационный раздел……………………………………………..…стр.8

3.1. Материально-техническое оснащение……………….…………………стр.8

3.2.Краткое содержание программы……..…………………………………стр.8

Список литературы………………………………………………………… .стр.11

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Стремительный темп жизни и большая занятость современных родителей имеют не самое благоприятное влияние на развитие ребёнка. Существует риск пропустить сенситивные периоды для развития основных двигательных навыков и взаимодействия взрослого со своим ребёнком.

Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов прав и обязанностей каждого участника.

Учитывая вышесказанное, было принято решение о создании клуба детей и заботливых родителей «Стартуют все!»

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, предполагает обмен опытом, мыслями, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного физического развития и оздоровления ребёнка. Для закрепления двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья детей родители должны умело организовать досуг своих детей.

Здоровье дошкольников зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Дошкольное воспитание располагает возможностью приобщения родителей и детей к здоровому образу жизни. Сотрудничество педагогов, родителей и детей способствуют созданию эмоционально-комфортной обстановки, стимулирует интерес к физическим упражнениям, разнообразным способам оздоровления и занятиям спортом. Взаимодействие с родителями ведет к единству методов развития ребёнка в целом. Такое сотрудничество улучшает взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к дошкольному учреждению.

Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребёнком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Детско-родительские  занятия по физкультуре – углубляют взаимосвязь родителей и детей; предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребёнку, но и взрослому: родитель показывает ребёнку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящает ребёнку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребёнка.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; Сан ПиН 2.4.4.3172-14 от  20.08.2014 N 33660; устав ДОУ.

Направленность клуба: спортивно-оздоровительная, образовательно-просветительская.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы «Стартуют все!» - пропаганда здорового образа жизни в семье. Формирование у родителей активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей. 

Задачи:

  1. повышение уровня личной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
  2. через формирование интереса родителей к уровню «двигательной зрелости» детей, способствовать развитию у дошкольников двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  3. повышение педагогической компетентности взрослых в области физкультуры;
  4. повышение степени доверия родителей к дошкольному учреждению;
  5. формирование позитивного опыта семейного воспитания.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 3 до 7 лет,  состав группы – непостоянный, участие – на добровольной основе.

Программа ориентирована на детей, посещающих детский сад и их родителей.

  Занятия по программе организованы в рамках дополнительных совместных  занятий, и проводятся во второй половине дня в спортивном зале, один раз в 2 месяца. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся детей: 3-5 лет -20 мин; 5 – 7 лет  - 25-30 мин. Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – учебно-тренировочное, детско-родительское занятие, виды занятий – игровое, сюжетное, тематическое.

Программа рассчитана  на  1 год обучения. Общее количество часов в год – 4 часа.

Принципы деятельности клуба:

-принцип сотрудничества – не поучать, а приглашать к сотрудничеству;

-принцип добровольности – добровольность интерес, внимание в общении;

- принцип партнерства – не занимать позицию «сверху»;

-принцип положительного отношения к ребенку и родителям.

  1. Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы клуба  у дошкольников будет сформирован интерес и потребность к занятиям физическими занятиями, у родителей - активная позиция по отношению к собственному здоровью и здоровью детей.

  1. Участникам клуба комфортно в семье и ДОУ.
  2.  В результате  сформированности у родителей интереса к уровню «двигательной зрелости» детей и их участию в спортивной жизни детей, у дошкольников наблюдается существенный рост двигательных навыков.
  3. Взрослые компетентны в вопросах правильного физического развития дошкольников.
  4. Степень доверия родителей к дошкольному учреждению высокая, наблюдается активное участие в жизни сада.

1.4. Способы определения результативности

1. Педагогическое наблюдение.

2. Беседы с родителями и их детьми.

3. Участие в работе клуба.

4.Отзывы.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Участники

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Физкультуру я люблю – всему маму (папу) научу

Дети 3-4 лет и их родители

1

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Здоровая семья

Дети 4-5 лет и их родители

1

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Калейдоскоп движений

Дети 5-6 лет и их родители

1

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Вместе мы – сила, вместе мы – класс! Спортивные дети радуют нас!

Дети 6-7 лет и их родители

1

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Всего:

4

  1. Перспективное планирование

№ п/п

Дата

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Учебно-тренировочное, детско-родительское занятие

1

Физкультуру я люблю – всему маму (папу) научу

спортивный зал

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Сюжетное, детско-родительское занятие

1

Здоровая семья

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Учебно-тренировочное, детско-родительское занятие

1

Калейдоскоп движений

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

Детско-родительское, тематическое занятие

1

Вместе мы – сила, вместе мы – класс! Спортивные дети радуют нас!

Опрос

Наблюдение

Коллективная рефлексия

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое оснащение

Реализация программы осуществляется в спортивном зале, соответствующем требованиям Сан ПиН. Предполагается наличие аудио и видео устройств, мультимедийной установки.

Спортивные пособия и оборудование: индивидуальные коврики,мячи разного диаметра, фитболы, мячи-хопы, ходули «Ловкие ноги», гимнастические палки, диски «Здоровье», балансиры, ребристые доски, поролоновые геометрические фигуры, дуги, гимнастические скамейки, степ-платформы, стена для скалолазания, маты, обручи, тренажёры.

Фонограммы детских мелодий и песен, фонограмма «Звуки природы для релаксации», интернет-источники.

3.2.Краткое содержание программы

Методы и приемы. При обучении  используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Показ движения нужно заранее хорошо продумать,  одновременно с показом звучит объяснение.

Словесный метод широко применяется в процессе обучения,  как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Использование практического метода представляет собой многократное выполнение конкретного движения.

Подход к каждому ребёнку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность к адаптации к различным жизненным изменениям.

Принципы построения занятий:

1.  Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2.  Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3.  Подбор упражнений из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4.  Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5.  Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические упражнения чередуют с отдыхом.

Занятия проводятся группами по 10-12 детей и их родителей.

В структуру совместных мероприятий могут входить следующие компоненты:

  • слово педагога по теме занятия;
  • представление семейного опыта;
  • выступление специалиста (по запросу родителей);
  • обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • выступления желающих родителей;
  • открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • выступление детей;
  • подведение итогов.

Средства реализации программы:

  1. Упражнения общей направленности. Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.

Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами, а так же с использованием простейших тренажеров.

Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.

Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами —массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.

  1. Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, профилактики близорукости. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки, глазодвигательных мышц. Они выполняются как с предметами, так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках.
  2. Подвижные игры и элементы спортивных игр. Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования поднимает интерес к систематическим занятиям.

Технологии. При реализации программы применяются игровые, технологии, технология взаимодействия с семьями воспитанников, технология ритмической гимнастики, личностно-ориентированная, здоровьесбережения.

Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. 

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Цель здоровьесберегающей технологии: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; увеличение резервов здоровья.

Цель личностно-ориентированной технологии: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

            Под воздействием игровых технологий у   ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012   № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  4. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44
  5. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
  6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115
  7. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
  8. Журавлёва М, Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание.-№9.-1997.-с.39
  9. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ.:М., изд-во ГНОМ и Д, 2002
  10. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
  11. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 208 с., илл.
  12. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.81;№5.-2004.-с.66
  13. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999
  14. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику, М.: Просвещение, 2005.
  15. Теория и методика физического воспитания детей  дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н.Шебеко. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 400с., ил.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...

Методическая разработка во взаимодействии с родителями по речевому развитию "День заботливых родителей"

данная разработка поможет в интересной форме рассказать родителям о проблемах речевого развития детей 5-6 лет, а так же дать рекомендации по развитию речи....

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"...

Программа детско-родительского клуба «Заботливые родители»

Создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей....

Для заботливых родителей. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

Уважаемые родители, с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФО...

Дополнительная развивающая программа для родителей «Школа заботливых родителей»

Цель: формирование среды, способствующей общению детей и взрослых посредством организации общего образовательного пространства в детском саду и семье.Задачи:— познакомить с особенностями развити...