Программа клуба детей и заботливых родителей «Стартуют все!»
рабочая программа
Программа составлена в соответствии с требованиями по написанию программ и отражает все разделы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_startuyut_vse.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа клуба
детей и заботливых родителей «Стартуют все!»
Автор: инструктор по физкультуре
Баюнова О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел………………………………………………………….…стр.3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………стр.3
1.2.Цель и задачи программы………………………………………………. стр.4
1.3.Ожидаемые результаты ………………………….…………………........стр.5
1.4. Способы определения результативности……………………………… стр.5
2. Целевой раздел………………………………………………………….… стр.6
2.1. Учебно-тематический план………….…………………………………..стр.6
- Перспективное планирование……………………………………….. стр.6
- Организационный раздел……………………………………………..…стр.8
3.1. Материально-техническое оснащение……………….…………………стр.8
3.2.Краткое содержание программы……..…………………………………стр.8
Список литературы………………………………………………………… .стр.11
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Стремительный темп жизни и большая занятость современных родителей имеют не самое благоприятное влияние на развитие ребёнка. Существует риск пропустить сенситивные периоды для развития основных двигательных навыков и взаимодействия взрослого со своим ребёнком.
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей, интересов прав и обязанностей каждого участника.
Учитывая вышесказанное, было принято решение о создании клуба детей и заботливых родителей «Стартуют все!»
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, предполагает обмен опытом, мыслями, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного физического развития и оздоровления ребёнка. Для закрепления двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья детей родители должны умело организовать досуг своих детей.
Здоровье дошкольников зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Дошкольное воспитание располагает возможностью приобщения родителей и детей к здоровому образу жизни. Сотрудничество педагогов, родителей и детей способствуют созданию эмоционально-комфортной обстановки, стимулирует интерес к физическим упражнениям, разнообразным способам оздоровления и занятиям спортом. Взаимодействие с родителями ведет к единству методов развития ребёнка в целом. Такое сотрудничество улучшает взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к дошкольному учреждению.
Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребёнком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Детско-родительские занятия по физкультуре – углубляют взаимосвязь родителей и детей; предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребёнку, но и взрослому: родитель показывает ребёнку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящает ребёнку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребёнка.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; Сан ПиН 2.4.4.3172-14 от 20.08.2014 N 33660; устав ДОУ.
Направленность клуба: спортивно-оздоровительная, образовательно-просветительская.
- Цель и задачи программы
Цель программы «Стартуют все!» - пропаганда здорового образа жизни в семье. Формирование у родителей активной позиции по отношению к собственному здоровью и здоровью детей.
Задачи:
- повышение уровня личной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- через формирование интереса родителей к уровню «двигательной зрелости» детей, способствовать развитию у дошкольников двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- повышение педагогической компетентности взрослых в области физкультуры;
- повышение степени доверия родителей к дошкольному учреждению;
- формирование позитивного опыта семейного воспитания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 3 до 7 лет, состав группы – непостоянный, участие – на добровольной основе.
Программа ориентирована на детей, посещающих детский сад и их родителей.
Занятия по программе организованы в рамках дополнительных совместных занятий, и проводятся во второй половине дня в спортивном зале, один раз в 2 месяца. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся детей: 3-5 лет -20 мин; 5 – 7 лет - 25-30 мин. Форма организации занятия – групповая, формы проведения занятия – учебно-тренировочное, детско-родительское занятие, виды занятий – игровое, сюжетное, тематическое.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год – 4 часа.
Принципы деятельности клуба:
-принцип сотрудничества – не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
-принцип добровольности – добровольность интерес, внимание в общении;
- принцип партнерства – не занимать позицию «сверху»;
-принцип положительного отношения к ребенку и родителям.
- Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате работы клуба у дошкольников будет сформирован интерес и потребность к занятиям физическими занятиями, у родителей - активная позиция по отношению к собственному здоровью и здоровью детей.
- Участникам клуба комфортно в семье и ДОУ.
- В результате сформированности у родителей интереса к уровню «двигательной зрелости» детей и их участию в спортивной жизни детей, у дошкольников наблюдается существенный рост двигательных навыков.
- Взрослые компетентны в вопросах правильного физического развития дошкольников.
- Степень доверия родителей к дошкольному учреждению высокая, наблюдается активное участие в жизни сада.
1.4. Способы определения результативности
1. Педагогическое наблюдение.
2. Беседы с родителями и их детьми.
3. Участие в работе клуба.
4.Отзывы.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Участники | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Физкультуру я люблю – всему маму (папу) научу | Дети 3-4 лет и их родители | 1 | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |
Здоровая семья | Дети 4-5 лет и их родители | 1 | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |
Калейдоскоп движений | Дети 5-6 лет и их родители | 1 | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |
Вместе мы – сила, вместе мы – класс! Спортивные дети радуют нас! | Дети 6-7 лет и их родители | 1 | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |
Всего: | 4 |
- Перспективное планирование
№ п/п | Дата | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Учебно-тренировочное, детско-родительское занятие | 1 | Физкультуру я люблю – всему маму (папу) научу | спортивный зал | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | ||
Сюжетное, детско-родительское занятие | 1 | Здоровая семья | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |||
Учебно-тренировочное, детско-родительское занятие | 1 | Калейдоскоп движений | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия | |||
Детско-родительское, тематическое занятие | 1 | Вместе мы – сила, вместе мы – класс! Спортивные дети радуют нас! | Опрос Наблюдение Коллективная рефлексия |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое оснащение
Реализация программы осуществляется в спортивном зале, соответствующем требованиям Сан ПиН. Предполагается наличие аудио и видео устройств, мультимедийной установки.
Спортивные пособия и оборудование: индивидуальные коврики,мячи разного диаметра, фитболы, мячи-хопы, ходули «Ловкие ноги», гимнастические палки, диски «Здоровье», балансиры, ребристые доски, поролоновые геометрические фигуры, дуги, гимнастические скамейки, степ-платформы, стена для скалолазания, маты, обручи, тренажёры.
Фонограммы детских мелодий и песен, фонограмма «Звуки природы для релаксации», интернет-источники.
3.2.Краткое содержание программы
Методы и приемы. При обучении используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Показ движения нужно заранее хорошо продумать, одновременно с показом звучит объяснение.
Словесный метод широко применяется в процессе обучения, как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Использование практического метода представляет собой многократное выполнение конкретного движения.
Подход к каждому ребёнку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность к адаптации к различным жизненным изменениям.
Принципы построения занятий:
1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
3. Подбор упражнений из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
5. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические упражнения чередуют с отдыхом.
Занятия проводятся группами по 10-12 детей и их родителей.
В структуру совместных мероприятий могут входить следующие компоненты:
- слово педагога по теме занятия;
- представление семейного опыта;
- выступление специалиста (по запросу родителей);
- обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
- выступления желающих родителей;
- открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
- выступление детей;
- подведение итогов.
Средства реализации программы:
- Упражнения общей направленности. Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.
Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами, а так же с использованием простейших тренажеров.
Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.
Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами —массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.
- Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, профилактики близорукости. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки, глазодвигательных мышц. Они выполняются как с предметами, так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках.
- Подвижные игры и элементы спортивных игр. Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования поднимает интерес к систематическим занятиям.
Технологии. При реализации программы применяются игровые, технологии, технология взаимодействия с семьями воспитанников, технология ритмической гимнастики, личностно-ориентированная, здоровьесбережения.
Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в детском саду является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
Цель здоровьесберегающей технологии: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; увеличение резервов здоровья.
Цель личностно-ориентированной технологии: обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
Под воздействием игровых технологий у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115
- Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
- Журавлёва М, Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание.-№9.-1997.-с.39
- Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ.:М., изд-во ГНОМ и Д, 2002
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
- Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 208 с., илл.
- Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.81;№5.-2004.-с.66
- Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999
- Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику, М.: Просвещение, 2005.
- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Н.Шебеко. – 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 400с., ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подсказки для заботливых родителей" (советы и рекомендации для родителей ребенка с ОВЗ)
Практический материал для родителей дошкольников с ОВЗ...
Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"
В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...
Методическая разработка во взаимодействии с родителями по речевому развитию "День заботливых родителей"
данная разработка поможет в интересной форме рассказать родителям о проблемах речевого развития детей 5-6 лет, а так же дать рекомендации по развитию речи....
Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"
Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"...
Программа детско-родительского клуба «Заботливые родители»
Создание единого образовательного и развивающего пространства «детский сад – семья» в решении задач речевого развития детей....
Для заботливых родителей. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Уважаемые родители, с 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФО...
Дополнительная развивающая программа для родителей «Школа заботливых родителей»
Цель: формирование среды, способствующей общению детей и взрослых посредством организации общего образовательного пространства в детском саду и семье.Задачи:— познакомить с особенностями развити...