Дополнительная развивающая программа для родителей «Школа заботливых родителей»
рабочая программа

Бусулаева Марина Васильевна

Цель: формирование среды, способствующей общению детей и взрослых посредством организации общего образовательного пространства в детском саду и семье.

Задачи:

— познакомить с особенностями развития детей в раннем возрасте.

— сформировать у родителей необходимые знания и навыки для развития и воспитания детей.

— научить родителей выбирать игры и игрушки, которые подходят ребёнку по возрасту и потребностям.

— предоставить родителям информацию от специалистов по развитию речи и укреплению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» – детский сад № 1 «Журавушка».

Дополнительная развивающая программа для родителей

«Школа заботливых родителей»

Пояснительная записка.

Семейный клуб представляет собой метод привлечения родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности. идея «семейного клуба» заключается в том, что участниками такого клуба становятся как дети, так и взрослые, прежде всего родители. согласно закону «об образовании в российской федерации», одной из главных задач детских дошкольных учреждений является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». многочисленные родители сталкиваются с различными проблемами в воспитании своих детей. современные отцы и матери испытывают давление из-за нехватки времени и занятости на рабочих местах, а также из-за затруднений в выборе методической литературы и практических пособий для помощи в развитии малышей. многие не осознают значимости раннего взаимодействия с детьми. этот возраст является критически важным, поскольку именно тогда закладываются основы физического, психологического и личностного развития. дефицит воспитания в ранние годы может привести к серьёзным последствиям. к сожалению, традиционные подходы к работе с родителями зачастую оказываются недостаточно эффективными. поэтому создание клуба является оптимальным решением для установления продуктивного взаимодействия между детским садом и семьями.

Актуальность.

Первая основа воспитания детей — это семья. Здесь маленький человек осваивает навыки любви, терпения, радости и сострадания. Любая образовательная система без поддержки семьи представляется лишь теорией. В семейной среде формируется эмоционально-нравственный опыт, который определяет социальное и эмоциональное развитие ребенка. Поэтому важно, чтобы родители осознали: становление личности их ребенка не должно происходить само собой. Семья и детский сад — два ключевых института, лежащих в основе нашего будущего, но зачастую между ними не хватает понимания, терпения и такта для взаимного общения. Недопонимание между родителями и воспитателями негативно сказывается на детях. Значимость взаимодействия учителей и семей не вызывает сомнений. Совместная работа родителей, воспитателей и детей приносит положительные результаты. Чтобы родители стали активными партнерами в воспитании, необходимо вовлекать их в процессы детского сада. Работа с семьей требует решения сложных задач как в организационном, так и в психологическом контексте. Эффективное сотрудничество между детским садом и семьей дает родителям возможность осознать необходимость получения новых знаний для формирования крепкой и гармоничной личности. В рамках клуба родители ознакомятся с особенностями развития детей раннего возраста и научатся полезным методам воспитания и обучения, а также смогут обменяться опытом с другими семьями.

Направленность.

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Цель: формирование среды, способствующей общению детей и взрослых посредством организации общего образовательного пространства в детском саду и семье.

Задачи:

— познакомить с особенностями развития детей в раннем возрасте.

— сформировать у родителей необходимые знания и навыки для развития и воспитания детей.

— научить родителей выбирать игры и игрушки, которые подходят ребёнку по возрасту и потребностям.

— предоставить родителям информацию от специалистов по развитию речи и укреплению здоровья детей.

Отличительные особенности программы.

Специфика этой программы заключается в формате занятий. На каждой встрече проводятся игры, тренинги и дискуссии, которые способствуют развитию и воспитанию детей.

Особенность этой программы в том, что занятия посещают не дети, а их родители. Они знакомятся с различными формами и методами работы с детьми, сами участвуют в обучении и получают много практических знаний.

Программа родительского клуба позволяет пересмотреть неэффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также обновить психолого-педагогическое просвещение современной семьи и придать ему инновационный характер, который необходим для удовлетворения потребностей современных родителей.

Срок реализации программы: 1 год.

Частота занятий: 1 раз в месяц.

Продолжительность и время проведения: 30 минут, в 17.00.

Структура занятия.

1.Введение в тему.

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная часть направлена на создание эмоциональной атмосферы участников группы, вовлечение в тематику заседания клуба.

В информационной части предлагаются рекомендации, беседы, лекции, диспуты, по теме, которые могут сопровождаться просмотром видеоклипов, презентаций, фотостенды.

2.Практический. 

Тренинги, практикумы или мастер-классы для родителей по осваиванию практических умений, детско-родительский практикум. Выпуск плакатов и стенгазет.

3.Итоговый.

Активное общение всех участников встречи по поводу полученной информации и приобретенного опыта, рефлексия.

Результат реализации программы.

Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, вовлечение родителей в активное взаимодействие. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе адаптации, предупреждение и преодоление возможных трудностей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания и сохранения здоровья детей раннего возраста. Повышение степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Прогнозируемый результат.

Для детей:

- повышение уровня речевого, интеллектуального и социального развития.

 - ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей, развитие творческих способностей.

        

Для родителей:

- Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; 

 

Для педагогов:

- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения воспитания и развития детей;

 - рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению.

Риски в реализации программы клуба:

- трудности привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;

- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.

Тематический план заседаний родительского клуба «Школа заботливых родителей»

Распределение материала

Количество в месяц

Всего

Теоретический блок – 10 минут

1

9

Практический блок – 15 минут

1

9

Итоговый блок – 5 минут

1

9

Тематический план заседаний родительского клуба

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

1. Беседа – лекция: «Мои первые книжки».

Цель: рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, чтение через театрализованную деятельность.

2. Практическое занятие «Театр своими руками».

Цель: познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования.

3. Памятка «Литература детям».

Октябрь

1. Консультация «Детские страхи».

Цель: актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.

2. Анкета «Какие мы родители».

Цель: выявление отношений между родителями и их детьми через анкетирование.

3. Тренинговое  упражнение «А что если…».

Ноябрь

1. Беседа «Страна Сенсорики».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

2. Практикум «Играя, развиваем речь» - пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, дать родителям практические навыки.

3. Тестирование на тему «Игры на развитие сенсорики дома».

Цель: выяснить, какие игры имеются у детей дома.

Декабрь

1.Семинар «Полезные и бесполезные игрушки».

Цель: показать родителям значимость игрушек для полноценного развития ребёнка раннего возраста.

2. Игровое упражнение «Выбери игрушку».

Цель: обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребёнка.

3. Рефлексия.

Январь

1. Беседа «Поговори со мною мама».

Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросе: развитие речи детей раннего возраста.

2. Практикум «Игры на развитие дыхания».

Цель: дать родителям практические навыки.

3.Домашнее задание «Игры дома».

Февраль

1. Консультация «Папа в детском саду».

Цель: значение папы в жизни маленького ребёнка.

2. Слайд - шоу «Мой любимый папа!».

Цель: предоставление семейных фото детей с папой.

3. Наглядный материал на тему консультации.

Март

1. Стенгазета «Мамочку мою очень я  люблю!».

Цель: значение мамы в жизни маленького ребёнка.

2. Фото – выставка «Волшебные мамины руки».

Цель: выявить таланты и способности мам воспитанников.

3. Деловая игра «8 Марта»

Апрель

1. Консультация «Расти малыш здоровым!».

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни, пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малышей.

2. Вечер вопросов и  ответов  «Что такое здоровье, здоровый образ жизни?»

Цель: изучить особенности отношений к здоровью в семье. 

3. Буклет на тему здоровья «Зарядка для здоровья малыша».

Май

1.Круглый стол «Итоги клуба».

Цель: анализ работы клуба, эффективность деятельности.

2. Фото - презентация «Вот какие мы большие».

3. Лист – отзыв о мероприятиях клуба.  

Содержание программы.

Теоретическая часть - обусловлена тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость   вопроса).

Практическая часть предполагает активное участие всех членов клуба. Наиболее эффективные методы для этого:

  • Дискуссия — удобный способ перехода от теории к практике, который позволяет вовлечь в работу как можно больше участников.

  • Психологические упражнения и игры, которые помогают познакомиться с конкретными методами взаимодействия с детьми. Эти упражнения проводятся как между участниками, так и с участием детей.

  • Детско-родительские практикумы — это форма работы, которая включает детей в продуктивную деятельность, например, совместное рисование для последующей психологической диагностики.

Совместная работа объединяет родителей и детей.

Этап эмоциональной разгрузки — это время для релаксации, когда можно переключиться с волнующих и, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для этого обычно используется музыка и простые дыхательные упражнения.

Заключительная часть — это обратная связь, которая позволяет оценить эффективность работы семейного клуба.

Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • Письменная форма — участники отвечают на вопросы о том, что полезного они получили от встречи и что хотели бы обсудить на следующем заседании.

  • Устная форма — например, участники передают друг другу мяч и делятся своими впечатлениями от работы или описывают себя в гипотетической ситуации, похожей на ту, которая обсуждалась на встрече.

Список литературы:

1.Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, 2007.

2. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2001.

3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.

4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.    Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...

ШКОЛА ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители, вы можете воспользоваться картотекой игровых упражнений для детей 5-7лет по лексическим темам с целью расширения кругозора детей, пополнения и активизации словаря. Эти упражнения п...

Школа "Заботливые родители"

Перспективное планирование по взаимодействию с семьями воспитанников второй группы раннего возраста ( дети с 2 до 3 лет). 2016— 2017 учебный год....

Школа заботливых родителей. «Развиваем речь, играя»

Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей; оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях. Сформировать у ...

Консультация для родителей. Школа заботливых родителей. «Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет»

Описание: Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам.Цель: Познакомить родителей с характер...

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"...