Проектная деятельность «Как я узнаю мир» для детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность позволяет эффективно формировать представления детей о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека и животных, и способах их развития и сбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_ya_uznayu_mir.docx | 201.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Как я узнаю мир» |
Автор проекта | Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель МБДОУ№58 «Белочка» г.о. Мытищи |
Вид проекта | Познавательно - исследовательский |
Адресация проекта | Дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников |
Актуальность проекта | Познавательное и эмоциональное развитие ребенка невозможно без накопления опыта взаимодействия с окружающим миром, которое происходит благодаря 5 органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Происходит это неосознанно. Проект позволяет детям собирать и утончать свои ощущения, и чем ярче они и сильнее, тем богаче опыт познания предметов и явлений, их свойств, и наиболее эффективно это познание осуществляется через исследовательскую деятельность, где ребенок сам и исследователь, и объект собственного исследования. |
Проблемная ситуация | Какое значение имеют органы чувств в жизни ребёнка? Зачем они ему? Каким образом можно получить ответы на эти вопросы? |
Проблемные вопросы: | - Как выяснить, посредством каких органов чувств мы узнаем мир? - Зачем человеку органы чувств и можно ли без них обойтись? - Как сохранить органы чувств здоровыми? |
Цель проекта | Формировать представления детей о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека и животных, и способах их развития и сбережения. |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: - выявить имеющиеся у детей знания об органах чувств, их элементарном строении и функциях, расширить их; - познакомить со способами развития своих органов чувств; - формировать у детей потребность к здоровому образу жизни. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к органам чувств, желание заботиться о них; - воспитывать доброжелательное отношение к людям с ограниченными возможностями, способность к сопереживанию. Развивающие: - развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья органов чувств; - развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями; - развивать зрительное, слуховое, вкусовое восприятие окружающего мира, обоняние и осязание посредством исследовательской деятельности; - развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах. Для родителей: - привлечь родителей к поиску информации для детей об органах чувств человека и животных, активизировать их к совместной деятельности; - привлечь родителей к формированию предметно-пространственной среды, сбору наглядного и природного материала; - привлечь к участию в совместных творческих работах с детьми: «Музыкальный инструмент своими руками», фотоколлаж «Какая бывает кожа. Люди и животные». Для педагогов: - формировать проектную культуру; - делиться опытом работы по проектной деятельности с педагогами; - организовать консультацию для родителей «Как осанка может влиять на зрение ребенка», «Экспериментируем дома»; - подготовить и провести образовательную деятельность «Органы чувств – наши помощники»; - подготовить мультимедийную презентацию – отчет по проекту. |
Сроки реализации | Долгосрочный (октябрь 2019 – апрель 2020) |
Этапы Реализации | 1 этап: подготовительный (октябрь 2019) - постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей; - подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике; - оформление картотек - разработка плана реализации проектной деятельности с детьми, родителями, специалистами, консультативные встречи с родителями – докторами.
2 этап: практический (ноябрь 2019г. – март 202ог.) Работа с детьми, родителями, педагогами согласно планированию. 3 этап: заключительный (апрель 2020г.) - анализ проделанной работы - представление опыта работы - публикацию в СМИ. |
Продукт проекта | Открытая организованная деятельность «Где живет звук?» (Приложение !) Консультация для родителей «Экспериментируем дома!» (Приложение 2) Фотоколлаж «Какая бывает кожа. Люди и животные» Выставка музыкальных инструментов, изготовленных своими руками Памятки «Берегите глаза», «Берегите нос», «Берегите уши», «Правила чистой кожи», «Забота о языке» (Приложение 3) Мультимедийная презентация проекта https://cloud.mail.ru/public/6mmC/ceKnMPsSz |
Предполагаемый результат | - дети имеют представление об органах чувств человека, знают их основные функции; - дети демонстрируют умение решать поставленные задачи в поисковой, практической и творческой деятельности, отражают результаты в продуктивной деятельности; - знают, как беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать; - проявляют эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность); - владеют необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми; - проявляют любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая). Родители: - проявляют живой интерес к данной теме и находят совместно с детьми информацию, ранее не знакомую им и интересную и для ребенка, и для себя; - участвуют в совместной творческой деятельности; - повышают свой культуру в области ЗОЖ. Педагоги: - формируют проектную культуру и педагогические компетенции в целом, транслируют свой опыт |
Практическая значимость | Давая в руки инструментарий для исследования, мы позволяем ярче и эффективнее изучать окружающий его мир, прислушиваясь к себе, своим возможностям, а также прийти к осознанному, как беречь и развивать эти органы чувств. Выкладывание результатов проекта на образовательные сайты |
Методы исследования | - Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов. - Словесные: беседа, рассказ, объяснение - Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, экскурсии. - Практические: опытно-лабораторная работа. |
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка невозможно без накопления опыта 5 органов чувств. Именно через них ребенок, рождаясь, осваивает окружающий мир.
Это:
- Зрение
- Слух
- Обоняние
- Осязание
- Вкус
Собирая и утончая свои ощущения, у ребенка формируются первичные представления об окружающих его предметах и явлениях. Чем больше ребенок получает ярких и сильных ощущений, тем богаче опыт познания предметов и явлений, их свойств, и наиболее эффективно это познание осуществляется через исследовательскую деятельность, где ребенок выполняет двойственную роль, выступая и исследователем, и объектом собственного исследования. Следовательно, нам, взрослым, следует создать такие условия, при которых ребенок сможет свободно и активно изучать окружающий его мир, прислушиваясь к себе, своим возможностям. В этом проекте реализовываются задачи развития у детей всех пяти органов чувств, а также детям необходимо дать знания, как беречь и развивать эти органы чувств, показать способы исследования собственных органов чувств в ходе экспериментирования и игр.
Ход проекта:
1. Подготовительный:
- постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;
- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике;
- оформление картотек
- разработка плана реализации проектной деятельности с детьми, родителями, специалистами, консультативные встречи с родителями – докторами.
2. Основной:
Месяц | Содержание деятельности |
Октябрь Зрение | - Просмотр презентации «Наши помощники - органы чувств» - Беседы «Зачем человеку глаза?», «Как заботиться о глазах», «Приборы – помощники зрения», «Слепые люди», «Собака-поводырь»; - Отгадывание и загадывание загадок, чтение Э. Мошковская «Доктор, доктор…», Н. Кнушевицкая «Глаза», Н. Орлова «Телевизор» - Экспериментирование:
- Дидактические игры «Ближе- дальше», «Больше – меньше», «Угадай по описанию» - Выставка книг по теме проекта - Составление правил «Как беречь свои глаза». - Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит», «Белка», «Дождик», «Наши глазки». - Игра «Мигалочки». - Сюжетно-ролевая игра «На приеме у офтальмолога». - Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком», «Слепой и поводырь» - Игра-медитация «Радуга» - Консультация для родителей «Как осанка может влиять на зрение ребенка» |
Ноябрь Слух | - Беседа «Зачем нам уши?», «Откуда берется звук?» - Открытая организованная деятельность «Откуда берется звук» - Отгадывание и загадывание загадок, чтение Э. Мошковская «Доктор, доктор…», Н. Орлова «Телевизор», Н. Кнушевицкая «Уши», С. Волков «Шелестит листвой берёзка» - Экспериментирование:
- Дидактические игры «Угадай мелодию», «Угадай звук природы», «Угадай звук животного», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Скажи тихо, громко», «Когда лучше слышно и почему?», «Глухой телефон», «Угадай, кто зовет», «Лучшее подражание животному» - Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал Мишка». - Экскурсия в медицинский кабинет - Игра-медитация «Запах лунного цвета» - Продуктивная деятельность «Такие разные уши» (у животных). - Составление правил «Как беречь свои уши». - Самомассаж «Ушки», «Зарядка для ушей, «Наши ушки» - Подвижная игра «Жмурки» - Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета офтальмолога», изготовление атрибутов для игры - Совместная творческая работа с родителями «Музыкальный инструмент своими руками» |
Декабрь Вкус | - беседа «Для чего нужен язык» - Отгадывание и загадывание загадок, чтение - Экспериментирование: - внешний вид языка; - язык воспринимает вкус пищи; - язык участвует в образовании речи; - язык участвует в пережёвывании пищи; - как передаются микробы от человека к человеку; - микробы боятся мыла; - Дидактическая игры «Как органы чувств человека помогают друг другу», «Узнай на вкус», «Подарки для Карлсона», «Гости Карлсона», «Если сделаю так», «Найди пару», «Умный поварёнок». - Артикуляционная гимнастика - Самомассаж для спины «Свинка» - Сюжетно-ролевая игра «Повара на кухне», изготовление атрибутов для игры. - Продуктивная деятельность лепка «Овощи для салата». - Игра – медитация «Вкус лунного света». |
Январь Обоняние | - Беседы «Орган обоняния – нос», «Для чего нам нужен нос?» - Отгадывание и загадывание загадок, чтение художественной литературы Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», В. Берестов «Как найти дорожку» (отрывок), В. Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Е.А. Пермяк «Про нос и язык»; рассматривание иллюстраций животных, птиц, сказочных персонажей, фотографий людей «Какие носы бывают?» - Экспериментирование
- Дидактическая игра «Узнай по запаху». - Составление правил «Как сохранить обоняние» - Дыхательные упражнения «Воздух», «Волшебный напиток», «Ветерок», «Булькание» - Самомассаж «Веселые носики», «Поиграем с носиком» - Сюжетно-ролевая игра: сюжет «На приеме у отоларинголога», изготовление атрибутов для игры - Продуктивная деятельность рисование «Буратино» - Составление совместно с родителями подборки для чтения «Носы и носики» |
Февраль Осязание | - Беседы «Для чего нужна кожа?», «Как мы узнаем предмет?» - Отгадывание и загадывание загадок, чтение художественной литературы Н.Кнушевицкая «Кожа». - Экспериментирование
- Дидактические игры «Пальчики – узнавальчики» (овощи – фрукты, из чего сделан предмет), «Волшебный мешочек», «Ласковые лапки» - определить ткань, «Что могут руки?» - Продуктивная деятельность - рисование ладошки - Составление правил «Чистота кожи» - Самомассаж для рук «Строим дом» - Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета дерматолога», изготовление атрибутов для игры - Пальчиковые игры - Подготовка совместно с родителями фотоколлажа «Какая бывает кожа. Люди и животные» |
Март | Составление описательных рассказов о внешности своих друзей - Отгадывание и загадывание загадок, чтение Дидактическая игра «Покажи, какой орган, что помогает почувствовать», «Если сделаю так». Игра-ситуация «Учимся содержать в чистоте свои органы чувств». Оздоровительное мероприятие «Путешествие в страну «пять помощников» Загадывание загадок об органах чувств. |
3. Заключительный этап проекта:
- анализ проделанной работы
- представление опыта работы
- публикацию в СМИ.
В результате реализованного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности. Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительную динамику. Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей об органах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.
Продукты проекта:
Открытая организованная деятельность «Органы чувств – наши помощники». (Приложение 1)
Консультация для родителей «Экспериментируем дома!». (Приложение 2)
Фотоколлаж «Какая бывает кожа. Люди и животные»
Выставка музыкальных инструментов, изготовленных своими руками
Памятки «Берегите глаза», «Берегите нос», «Берегите уши», «Правила чистой кожи», «Забота о языке» (Приложение 3)
Мультимедийная презентация проекта
Публикация в СМИ
Приложение 1
Конспект организованной деятельности «Органы чувств - наши помощники» для детей подготовительной группы
Образовательные области: познавательное развитие
Интеграция видов деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие в цикле «Мир вокруг нас».
Вид занятия: исследовательская, коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая деятельность
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: активизировать словарь по теме «Органы чувств». Способствовать овладению логического построения высказывания.
Воспитательные: воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослых и товарищей по группе;
заинтересованность к экспериментированию; бережное отношение к своему здоровью;
Развивающие: развивать слуховое, зрительное, вкусовое восприятие, развивать мелкую моторику. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.
Планируемый результат: дети умеют распознавать органы чувств, понимают связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают, уметь соотносить органы чувств с их деятельностью, учатся заботиться о своем здоровье. Дети делятся впечатлениями от результатов деятельности, делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения, проявляют любознательность.
Оборудование: магнитная доска, маркер, контурные рисунки органов чувств, коробочка с коркой апельсина, чеснок, лук, яблоко, огурец, футляры от «киндер-сюрприза», зеркало, блюдца с сахаром, солью, кофе, бумага различных свойств, шкатулка с предметами, кукла, матрешка, шоколад, салфетки, муз.инструменты, аудиозапись голосов животных, приложение 1.
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Вводная часть | Речевая игра-разминка «Хорошо» - создание позитивного настроя–Хорошо, что светит солнце? Хорошо! Хорошо, что дует ветер? Хорошо! Хорошо идти с друзьями? Хорошо! Хорошо прижаться к маме? Хорошо! Хорошо в краю родном? Хорошо! Хорошо, там где твой дом? Хорошо! Хорошо кружиться в танце? Хорошо! Хорошо всем рассмеяться? Хорошо! | Дети проводят игру-разминку, выполняя соответствующие. | 2 мин. |
2. | Постановка образовательной задачи | Педагог предлагает отправиться в путешествие. «Мы едем, едем, едем на быстром колесе, куда пока не скажем, потом узнают все. Мы катим, катим, катим - спеши, спеши, ездок, еще чуть-чуть и въедем в волшебный городок». Предлагает загадки детям, помогающие определить, что мы узнаем в путешествии.
Демонстрация таблицы «Органы чувств» (приложение 1) | Дети высказывают предположения, в какой город, для чего. Отгадывание загадок помогает детям понять цель и план путешествия. | 10 мин. |
3. | Основная часть | Совместная деятельность по анализу возможностей наших органов чувств на основы опытов: 1 опыт: Что ближе стоит кукла или матрешка? Как вы определили?. 2 опыт: Где большая, где маленькая игрушка. Что больше? Что вы сделали ,чтобы определить? 3 опыт: Смогут ли глаза определить форму? Как называется эта фигура? 4 опыт: Какая игрушка у тебя в руках? Гимнастика для глаз «Белка дятла поджидала, гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри , вот орехи :1,2,3. Пообедал дятел с белкой и пошел играть в горелки» 5 опыт: Определи по запаху шоколад, чеснок, корицу, и еще раз, закрыв нос салеткой. Дыхательная гимнастика «1,2,3,4,5! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим, голову поднимем выше, и легко, легко подышим» 6 опыт: Определи на вкус (яблоко, соль, сахар). Артикуляционная гимнастика 7 опыт: «Определи, какой предмет звучит» (муз.инструменты). 8 опыт: Определи на ощупь предмет. Вводим новые понятия: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. | Дети выполнят опыты и делают выводы:
| 30 мин. |
4. | Актуализация и применение полученных знаний на практике. | Дид. игры на развитие фантазии и воображения
| Узнают предмет по различным ощущениям, фиксируют в речи понятия обоняние, осязание, вкус, слух, зрение). | 10 мин. |
5. | Систематизация знаний. | Беседа с детьми «Мы – исследователи». Ответы на вопросы детей. | По желанию дополняют рисунками схему «Органы чувств». Дети осознают важность органов чувств и необходимость их беречь. | 5 мин. |
6. | Рефлексия | Будем здоровы? | Дети делятся впечатлениями от результатов деятельности.. | 3 мин. |
Приложение к НОД 1.
Приложение к НОД 2. «Радуга»
Вы видели радугу? А кто может сказать, как пахнет воздух в то время, когда вы наблюдаете на небе радугу? Сейчас мы попробуем представить радуг , увидеть её цвета. ( Дети или взрослые устраиваются поудобнее на паласе и закрывают глаза) .
Сосредоточьте внимание. Дышите спокойно и глубоко…
Теперь, когда вы расслабились, представьте, что весь зал наполнен красным воздухом. Внутренним зрением посмотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий вас, вдохните его свежесть. Если хотите, можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его удивительный аромат (арбуз, вишня, клубника).
Представьте, что весь зал наполнился оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Оранжевый воздух пахнет апельсином (морковью, мандарином, абрикосом). Почувствуйте этот запах.
Смотрите, воздух стал вокруг вас желтеть и стал совсем желтым. Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние. Прикоснитесь к нему.
Цвет окружающего воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленый цвет. Это цвет первых весенних листьев. Вы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат, запах и ощущение травы…
Чудеса продолжаются. Воздух вокруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба. Наслаждайтесь сияющей голубизной. Представьте, что ваши руки – крылья. Медленно парите в голубом пространстве.
Но вот воздух постепенно сгущается, и его голубой цвет плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным. Мысленно попробуйте раздвинуть его руками, как воду.
И, наконец, воздух окрашивается в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады (сливы, фиалки, сирени…).
А теперь мысленно представьте, как выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет этот зал. Внутренним зрением медленно осмотрите зал, почувствуйте коврик, на котором лежите. Мысленно стряхните остатки всех цветов и откройте глаза. Нарисуйте свои чувства и ощущения, используя различные цвета.
Беседа:
Поделитесь своими впечатлениями и чувствами;
Какой цвет был самым приятным;
Ощущали ли вы запах?
Возникло ли ощущение полета, парения?
Приложение 2
Консультация для родителей «Экспериментируем дома»
Лучший способ познания законов химии, биологии и физики вместе с ребенком — это эксперименты для детей. Они бывают простыми и сложными, абсолютно наглядными и направленными скорее на воображение. Но они неизменно интересные. Эти идеи точно понравятся детям. Скорее выбирайте ту, которая понравится ребенку больше всего! Не лишним будет напомнить ребенку о технике безопасности, чтобы процесс экспериментирования принес ребенку радость и удовлетворение!
Лампа из лавы в доме
Чтобы получить дома настоящую лавовую лампу, необязательно ее покупать. Благодаря реакции соды и лимонной кислоты, которую провоцирует вода, можно добиться такого же эффекта. Главное — выбрать подходящий стеклянный сосуд.
Что понадобится: растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель.
Что делаем:
Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость;
в отдельном месте замешиваем столовую ложку воды и ложку лимонной кислоты;
высыпаем смоченную кислоту в сосуд с маслом;
капаем немного пищевого красителя в емкость, наполненную водой;
выливаем окрашенную воду в сосуд с маслом и оставляем его открытым.
Движущаяся вода
Этот занимательный и зрелищный эксперимент с водой поможет ребенку понять, как происходит смешение цветов. А еще он показывает, как вода может двигаться незаметно для человеческого глаза.
Что понадобится: набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.
Что делаем:
Сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера;
Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;
В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;
Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.
Давление воздуха: видим своими глазами
Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно благодаря ему ребенок может увидеть действие атмосферного давления.
Что понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги.
Что делаем:
Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает;
Наливаем в стакан заготовленную воду;
Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;
Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление.
Приложение 3
Берегите любимые глазки!
Гигиене зрения детей необходимо уделять пристальное внимание с первых дней жизни ребенка.
Комната, где ребенок проводит большую часть времени, должна быть хорошо освещена.
ВАЖНО
общее световое оформление детской комнаты. Светлые тона в отделке (мебель, полы), прозрачные шторы, наличие нескольких ярких цветовых пятен (постер на стене, яркая подушка на кровати, аппликация на мебели).
Зрительной нагрузкой являются:
-всезанятия связанные с разглядыванием вблизи (чтение, рисование, пазлы, лего, лото, домино, вышивание, лепка и т.п.);
- просмотр телепередач;
- работа и игры на компьютере;
- игры в любые электронные игрушки, включая мобильный телефон, на абсолютно любом расстоянии от глаз.
Отдыхом для глаз является только взгляд вдаль (не закрытые глаза и не сон).
Правила зрительного режима
1. Кратность зрительной нагрузки (поработал 20 минут - отдохни 10 минут).
2. За полчаса до сна зрительная нагрузка должна быть снята (перед сном ребенок поел, попил, всех
поцеловал, позанимался гигиеническими процедурами и лег спать)
Ни в коем случае не засыпать под телевизор и не читать в постели!
Общие рекомендации по соблюдению гигиены зрения у дошкольников.
Питание. Мышцы аккомодации ребенка (которые работают по очереди, когда ребенок смотрит то вдаль, то вблизи) очень слабые, их нужно укреплять специальными упражнениями и, конечно же, их нужно правильно питать. Фаворит всех офтальмологов – морковь. Надо помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, морковь следует готовить с маслом или сметаной. Кроме моркови рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину. В питании должно быть достаточно продуктов, содержащих кальций и витамин Е, также необходимо употреблять сладкий перец, шпинат, пастернак, брокколи. Чем больше разноцветных овощей и фруктов будет в рационе вашего ребенка, тем здоровее будут его глаза.
Рекомендуется с 1 года в игровой форме приучить ребенка к гимнастике для глаз.
Упражнения:
- посмотреть вдаль в течение 1-2 минут, переводя взгляд с предметов;
-поморгать глазами — 20 раз;
-дать «попрыгать глазкам с лестницы» — посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз — 5-6
раз;
-закрыть глазки на полминуты;
-открыв глаза вновь поморгать ими — 20 раз, после чего снова в течение минуты — двух посмо-
треть вдаль.
Литература:
1. Т.А.Тарасова «Я и мое здоровье» \ Занятия, упражнения и дидактические игры
2. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
4. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада»
5. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.
6. Е.И.Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада
7.Иванова А. И. Программа развития «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»
8. Интернет ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему " Мой город" для детей старшей группы
Среднесрочная проектная деятельность для детей старшей группы " Мой город"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Целебная сила музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей п...
Проектная деятельность по познавательному развитию (раздел ЗОЖ)для подготовительной группы
сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы здорового образа жизни....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы. Тема: "Салют над Москвой" (с использованием технологии деятельного подхода).
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – картонными втулками (гуашь). Задачи:1. Образовательные. - Познакомить детей с нетрадиционной...
Проектная деятельность на тему: «Сказки Пушкина» для детей подготовительной к школе группы
Тип проекта:творческий,информационно-исследовательский,средней длительности.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги.Вид проекта: групповой.Цель проекта:Фо...
Конспект занятия по ПДД с использованием технологии проектной деятельности. Тема: «Засветись на дороге» (для детей старшей группы)
Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города. Составить коллаж.Задачи:Образовательные: познакомить детей с фликерами; cформировать у детей представление об организации дви...
Тема: Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста.
Представлена комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искат...