«Степ-аэробика для дошкольников»
статья (старшая группа)

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нем. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл step_aerobika.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Степ-аэробика для дошкольников»

Актуальность

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, из стен дошкольных учреждений необходимо выпускать детей, которые всесторонне развиты, способны социализироваться в меняющихся, усложняющихся, развивающихся социальных условиях, быть востребованными и способными к самореализации, следовательно, возрастают и требования к уровню как психического, так и физического развития детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема физического воспитания детей – одна из актуальных на сегодняшний день.

Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре недостаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной.

Основной проблемой является недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий,а именно:

- наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка;

- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья);

- а также от характера педагогических воздействий.

В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.

По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений)можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно мышечного аппарата.

К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику, ритмическую гимнастику, аэробику и степ аэробику.

Утренняя гимнастика способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддерживанию высокого уровня работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно мышечного аппарата, деятельности сердечно сосудистой и дыхательной системы.

Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода.

К аэробике можно отнести любые упражнения, от которых ваше сердце начинает биться быстрее, а дыхание становится тяжелее. Плавание, бег, быстрая ходьба, длительная прогулка - что угодно, просто надо разнообразить свою двигательную активность, поскольку каждые упражнения тренируют разные группы мышц. Чем более разнообразные движения включает оздоровительная программа, тем меньше будут скучать, и получать травмы дети.

Особенности ритмической гимнастики состоит том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.

Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями дети стремятся соразмерить их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятии по физической культуре может дать волю, энергии заложенной в нем. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ - аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремленности.

Новизна

Новизна занятий с использованием степ - платформ, заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения, оптимальное их сочетание в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

Степ аэробика популярна во всем мире. Этот вид спорта известен более 10 лет, хотя в России о нем узнали совсем недавно.

«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Он в качестве аэробики был изобретен в США известным фитнес инструкторомДжиной Миллер. Степ аэробика - это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ платформе.

Степ аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т. е. недостатком движений. Она развивает подвижность в суставах. Формирует свод стопы. Тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий. Занятия усложняется и, несмотря на внешнюю простоту, упражнения могут быть весьма непростыми для выполнения.

Целью моей деятельности является:

создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В соответствии с целью мною определены следующие задачи:

I.Укрепление здоровья:

- развивать и укреплять костно-мышечную систему организма дошкольника;

- формировать правильную осанку, стопу;

- стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма;

- приобщать к здоровому образу жизни.

II.Развитие двигательных качеств и умений:

- развивать точность и координацию движений;

- развивать гибкость, пластичность;

- воспитывать выносливость;

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

- обогащать двигательный опыт ребенка.

III. Развитие музыкальности.

- развивать способность слушать и чувствовать музыку;

- развивать чувство ритма;

- развивать музыкальную память.

IV. Развитие психических процессов

- развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление.

- тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.

V. Воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость;

Внедрение инновационной технологии «степ-аэробика» в воспитательно– образовательный процесс детского сада, включает в себя три этапа.

На первом, подготовительном, этапе были выявлены основные проблемы, сформулированы идеи по их решению. Изучена и проанализирована методическая литература по теме, были получены рекомендации инструктора по фитнесу секции «Степ – аэробика»Разработаны конспекты занятий (см. приложение № 1,2)

На втором этапе для занятий степ – аэробикой были изготовлены степ – платформыразработаны технологические карты выполнения упражнений,начата работа по внедрению степ – аэробики в воспитательно-образовательный процесс.

На третьем этапе были организованы и проведены открытые мероприятия для родителей воспитанников. Прошла демонстрация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Для педагогов ДОУ по теме был проведен мастер – класс.

Методика проведения занятий.

Степ аэробикой с детьми дошкольноговозраста можно заниматься в различных вариантах:

- В форме полных занятий оздоровительно тренирующего характера с детьми младшего дошкольного возраста продолжительностью 20 мин. и с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-30 мин.

- Как часть занятия от 10 до 15мин.

- В форме утреней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

- В показательных выступлениях на праздниках.

- Как степ развлечение.

Необходимым атрибутом на занятиях степ – аэробикой является степ – платформаСтеп – это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длинной 40 см, легкая, обтянутая мягким дерматином или это платформа высотой 15,20, или 25 см, шириной 40 см, длинной 80 см. в зависимости от подготовленности воспитанников высота их может меняться.

Степыобладают для детей особой привлекательностью: как некоторые ограничители персонального пространства - «домики». Для воспитателя подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же, отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини-степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

Оптимальным временем для проведения занятий степ-аэробикой считает утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает его общий тонус. Степ-аэробику проводят под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку.

Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений состоит из:

- вводной части (5 – 7 мин)

- основной части (15 – 20 мин)

- заключительной части (4 – 6 мин)

Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки.

Основная часть, целью которой, является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств.В основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, рекомендует выполнять с детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться. При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.

На занятиях степ-аэробикоймною используются разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения, художественное слово, наглядность, повторение, закрепление, воспитание инициативы и творчества; поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Образные сравнения, приводимые в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать. Изменение темпа выполнения упражнения – является важным методическим приемом, замедляется или ускоряется темп в зависимости от стадии усвоения упражнения. Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как показывают наблюдения, улучшают восприятие двигательных заданий и повышают эффективность выполнения движений.

Техника безопасности во время занятий.

Организуя степ-аэробику, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей дошкольного возраста, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности.

-держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными,колени расслабленными;

-избегать перенапряжения в коленных суставах;

-избегать излишнего прогиба спины;

-не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;

-при подъеме или опускании со степ - доски всегда использовать

безопасный метод подъема;

-стоя лицом к степ - доски, подниматься, работая ногами, но не спиной;

- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.

Основные правила техники выполнения степ-тренировки

- выполнять шаги в центр степ - доски;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а

спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий

шаг;

- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней,

не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;

- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в

совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ -

доски, стоя к ней спиной;

Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

Особое внимание уделяется технике выполнения наиболее сложных движений. Гораздо большего эффекта можно достичь, если усложнить уже освоенные детьми движения, и тогда предлагается другой вариант, который уже потребует от детей дополнительных двигательных и волевых усилий.

Интерес детей к выполнению упражнений степ – аэробики возрастает, когда у них появляется уверенность в своих силах.

В своей работе я использую контрольные занятия, занятия – зачеты, которые позволяют выявить уровень физической подготовленности детей, наметить план индивидуальной работы. Оценка правильности выполнения движений – один из важных факторов формирования у детей интереса к двигательной деятельности. Дети на контрольных занятиях, занятиях - зачетах получают объективную оценку, анализируют и оценивают свои движения и движения товарищей, обязательно отмечаются успехи, подсказывается, как можно выполнить то или иное упражнение еще лучше. В конце таких занятий детям вручаются значки - сувениры. Занятие – соревнование проводится между подгруппами или в индивидуальном порядке. На таких занятиях имеют место экраны соревнований, а для награждения грамоты, медали, дипломы.

Как часть физкультурного занятия степ – аэробика используется в общеразвивающих упражнениях.

Упражнения степ – аэробики также используются в утренней гимнастике. Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики включаются только хорошо знакомые им физические упражнения. При проведении занятий по степ – аэробике мною было замечено, что более высокая работоспособность детей и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются ими при использовании разнообразных предметов, поэтому в комплекс утренней гимнастики мною включаются упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками и любыми игрушками, в том числе и с мягкими, что оказывает эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей.

Для поддержания интереса у детей к занятиям степ-аэробикой, целесообразно проводить степ – развлечения, которые строятся на хорошо знакомом детям материале. На таких развлечениях, дети выполняют необычные игровые упражнения с использованием степ – платформы,например:«Мостики»«Раки на тропинке»«Мишка – лентяй»«Подъемный кран»«Опорный прыжок»«Отжимание» и другие.Дети с удовольствием участвуют в подвижных играх«Сделай фигуру»«Перелет птиц»«Медведи и пчелы» «Быстро в домик»(см. приложение 3,4)

Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.

Детский спортивный праздник, праздник с участием родителей – это радость, веселье! Показательные выступления детей с комплексами степ – аэробики на таких праздниках вызывает всегда восторг, как у зрителей, так и у участников. Комплексы степ – аэробики украшают любой праздник и всегда интересны родителям и детям!

Таким образом, область применения степ-платформы довольна широка:в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста, для проведения эстафет, для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики; для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Методические приемы для учета

возрастно – половых и индивидуальных особенностей детей

При проведении степ-аэробики я учитываю индивидуальные, возрастные и половые особенности детей. Так в работе используются следующие методические приемы для учета половых особенностей детей на занятиях степ-аэробикой.

1. Различия в подборе упражнений;

2. Различия в дозировке в зависимости от пола;

3. Различия по времени (например, девочки выполняют упражнения

1 мин., мальчики - 1,5 мин).

4. Подбор музыкального сопровождения, которое сочетается с движениями с учетом специфики пола.

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям

(например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений и т. д.)

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек – ближнее).

7. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков требуется больше четкости в выполнении задания, ритмичности, затраты дополнительных усилий, от девочек – больше пластичности, грациозности, выразительности).

8. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и неважно, как оценивается его поведение, а для девочек – кто их оценивает и как).

9. Мальчикам чаще напоминаем о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

10. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

11. Наличие индивидуальных карточек-заданий обеспечивает индивидуальную работу с детьми.

Содержательная сторона занятий степ-аэробикой с дошкольниками имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, т. е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их способности, связанные с полом.

Подбор музыкального сопровождения:

- наличие четкого ударного ритма.

- чередование медленного и быстрого темпа.

Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.

Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания имеют единую целевую направленность – это развитие координационных способностей дошкольников

Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степе создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных

ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных

частей тела.

Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе.

Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц,

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Для каждого отрезка степ-программы музыка должна подбираться с учетом рекомендаций по темпу и продолжительности. Следует так же учитывать, что более быстрый темп часто приводит к увеличению риска травм.

Важной частью степ - тренировки являются словесные команды. Они должны быть краткими и чёткими.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что правильная организация занятий по степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста, способствует развитию всего детского организма. Вызывает у детей интерес к физическим упражнениям и положительное эмоциональное отношение к ним. Так же занятия степ-аэробикойразвивают у детей физические качества и координационные способности: способность ориентироваться в пространстве, способность к выполнению движений в заданном ритме, способность к перестроению движений, способность к произвольному расслаблению мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.

рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....

СТЕП - АЭРОБИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие.Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды – степы.Степ -  это ступеньк...

МБДОУ №130 «Центр развития ребенка – детский сад». Презентация: Оздоровительная аэробика в детском саду. Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ-аэробика с дошкольниками 6-7 лет.

Оздоровительная  аэробика Основные направления оздоровительной аэробики:n     С использованием приспособлений и предметовn     Без использования...

ДЕТСКИЙ ФИТНЕС. Комплексы степ-аэробики оздоровительно-тренирующей направленности для старших дошкольников.

Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует...

Эффективность использования степ-аэробики в оздоровлении дошкольников.

Эффективность использования степ-аэробики в оздоровлении дошкольников....

«Степ-аэробика: польза, вред, эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики.»

Степ-аэробика — это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движения на специальной возвышенности (степ-платформы). Степ-аэробика является очень популярны...