Конспект НООД "История часов"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №24
Управления образования Администрации г.о. Жуковский
140180, г.о. Жуковский, Московской области, ул. Дугина, д. 11 «а», тел.8- 498-48- 2-17-60, 8-498-48-2-17-20
Е-mail:lukonina.detsad24@yandex.ru
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
для участия в городском конкурсе педагогического мастерства
«ИКТ в дошкольном образовании»
На тему:
«История часов»
Подготовила и провела воспитатель
Селиверстова Анна Константиновна
г.о. Жуковский
08.10.2020
Интегрированный конспект занятия по ФЭМП
с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийного оборудования.
Тема: «Путешествие в прошлое часов».
Предварительная работа.
Цель: Познакомить детей с историей часов.
Задачи:
1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Словарная работа: часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные, циферблат, механические, электронные.
2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приёмы: Погружение в игровую ситуацию, загадки, словесная игра « Назови, какие, это часы?».
Здоровье сберегающие технологии: Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу».
Предварительная работа:
- Рассказы детям о разновидностях современных часов.
- Знакомство с циферблатом (для механических часов).
- Дидактическая игра « Электронные часы».
- Раздать детям карточки с изображением цифры (как на электронном циферблате) и попросить выложить эту цифру счетными палочками. Воспитатель помогает и показывает, как это можно сделать.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально – коммуникативное», « Художественно – эстетическое».
Материалы и оборудование:
Компьютер, видеопроектор, музыкальная колонка, флешка, конверт с письмом, песочные часы, карточки с цифрами. Круглый циферблат, прищепки с платочками, кисти для клея, клей ПВА, салфетки, цветная бумага, карандаши, белый картон.
Литература:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» \ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 268с.
- «Азбука физкультминуток для дошкольников» Ковалько В.И. –М.: ВАКО, 2006.
- Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. М.:Просвещение, 1982.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96с.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости должен приехать гном Тик-Так и научить определять время по часам, но что-то он опаздывает.
(В группу приходит телеграмма от гнома Тик-Така).
Дорогие ребята!
В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам.
Воспитатель. Ой, ребята, какая беда. Что произойдёт, если сломаются все часы?
Ответы детей:
Воспитатель. Ребята, а как мы можем помочь гному?
Дети. Предлагают свои ответы.
Воспитатель: Значит, мы с вами решили, что нам надо подарить ему современные часы. Но в начале, нам придётся, отправится в прошлое.
Воспитатель: Ну, что отправляемся в путешествие в прошлое часов, чтобы побывать на разных этапах их развития.
Как вы думаете, как давно существуют часы?
Ответы детей.
Ребята скажите, а когда жили наши прадеды? (В далёком прошлом)?
- А мы с вами, в каком времени находимся?
Ответы детей: (В настоящем).
- А завтра наступит день, где мы будем? (В будущем).
Прошлое всё то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас,-
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.
Воспитатель. – Как вы думаете, на чем можно нам попасть в прошлое?
(Дети предлагают свои ответы: построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т.д.)
Воспитатель. Хорошо, давайте мы с вами полетим на машине времени и окажемся в прошлом. Согласны? Ответы детей.
Дети с воспитателем садятся вокруг воображаемой машины времени, берутся за руки, произносят заветные слова.
Дети. Замыкаем дружный круг.
В прошлом, окажемся мы вдруг!
Гному мы поможем,
Часы доставить сможем.
Используются звуковые эффекты космического полёта.
II. Основная часть.
Воспитатель. Смотрите, вот мы и оказались в прошлом. Я расскажу вам историю появления часов.
Просмотр презентации: «Этапы развития часов».
Слайд 1:
Первым часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад). У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
Как вы думайте, удобны ли такие часы? Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать. А ещё, если ненастная погода, то не определишь время.
Слайд 2:
Да, такими часами люди пользовались не долго, и изобрели масляные часы.
Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а такие часы удобны?
Дети. Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар.
Да, верно, а что было дальше, вы узнаете после небольшой разминке.
Физкультминутка «Часы».
А часы идут, идут: тик-так, тик-так, (Ходьба на месте)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой,
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель. Занимайте свои места, и вы узнаете самое интересное. Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.
Слайд 3:
Воспитатель. А, ещё с прошлое время были восковые часы, которые представляли собой длинную (около метра) свечу с нанесенной по всей длине шкалой. К ее боковым сторонам иногда прикрепляли штырьки: по мере таяния воска они падали, и удар о металлическую чашу подсвечника был своего рода звуковым отсчетом времени. Восковые часы сравнительно точно показывали время, а ночью еще и освещали дом. Плохо было лишь только то — что надо было несколько раз за ночь менять свечу.
Воспитатель. Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.
Слайд 4:
Воспитатель. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Воспитатель. Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Слайд 5:
Похоже, устроены и песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло определенное количество времени (1 минута, 3, 5 и более). Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными.
Подвижная игра «прицепи платочки за минуту».
( Воспитатель ставит перед детьми песочные часы на 1 минуту, и объясняет, что за это время ребенку нужно прицепить как можно больше платочков на прищепках на плоскость).
Молодцы, вот видите, что 1 минута быстро проходит. Слушайте дальше.
Слайд 6:
Воспитатель. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Так появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. Это часы с механизмом. Внутрь их поставили пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
При таких часах был мастер. Знаете, как его называли?
Дети. Часовщик.
Воспитатель. Часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская.
Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Слайд 7:
А, с этим изобретением мы с вами познакомимся поближе это - электрические часы. Они интересны тем, что это часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электричества или на батарейках.
Про них еще говорят: А, есть новые – электронные часы неугомонные!
Только раз заведи, заведешь – и год ходи!
Проводится гимнастика для глаз.
«Глазки»
(снятие зрительного напряжения)
Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Воспитатель. А теперь давайте вспомним о часах, которые есть у вас дома. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?
Рассказы детей о часах.
Воспитатель. И так, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают.
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу,
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Воспитатель. Говорит время, например: Пять часов!
(встают дети, сидящие рядом с цифрой 5 и 12).
Игра повторяется.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Ну что ребята пришла пора смастерить нам часы для гнома Тик-Так. И это будут современные электронные часы.
Проводится аппликация с элементами рисования: «Электронные часы».
Воспитатель:
Молодцы ребята! Часы, которые мы смастерили, давайте оставим в стране «Времени». И гном Тик – Так теперь сможет выставить время на всех часах в своей стране.
Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу. Садитесь в нашу машину времени и полетели обратно.
Дети с воспитателем садятся вокруг воображаемой машины времени, берутся за руки, произносят заветные слова.
Дети. Замыкаем дружный круг.
В настоящем, окажемся мы вдруг!
Гному мы помогли,
Все часы завели. Используются звуковые эффекты космического полёта.
Воспитатель с детьми подводит итоги, и обсуждают, какие часы детям понравились больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....