Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (совместно с детьми для средней группы)
материал
цель мероприятия - создание условий для повышения педагогического мастерства у родителей по разделу «здоровьесберегающие технологии», пропаганда здорового образа жизни в семье и ответственности за здоровье детей и свое здоровье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
(совместно с детьми для средней группы)
Автор:
Саратовкина В.А.
Цель: создание условий для повышения педагогического мастерства у родителей по разделу «здоровьесберегающие технологии», пропаганда здорового образа жизни в семье и ответственности за здоровье детей и свое здоровье.
Задачи:
- повышать уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения и современных здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО.
- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
- формировать у родителей мотивации к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей.
- развивать творческий потенциал родителей.
Форма проведения: мастер-класс для родителей.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись физминутки «У оленя дом большой», музыка для релаксации, «карусель», игрушки для гимнастики для глаз, листки бумаги и ручки на каждого родителя, солнышко «Здоровый образ жизни», буклеты.
Предварительная работа:
анкетирование родителей по теме «Здоровый образ жизни в семье» (анкета заполняется до мероприятия);
папка – передвижка по ЗОЖ «Здоровьесберегающие технологии»
оформление выставки литературы и пособий по теме «ЗОЖ»
памятка для родителей «Закаливание детей».
План проведения.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Ознакомление с темой.
3.Масер-класс с детьми и родителями «Ознакомление с здоровьесберегающими технологиями в МБДОУ»
4. Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия.
Мероприятие проходит в спортивном зале. Дети и родители в спортивной форме. Начинается мероприятие с родителями без детей.
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Сейчас мы вам предлагаем взять ручку и бумагу и нарисовать ….
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – семья, 2 место - здоровье и т.д.
2. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. По данным медицинского исследования с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Эта проблема была и остается актуальной.
А что такое здоровье? (ответы родителей)
«Это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (Всемирная Организация Здравоохранения).
Давайте зажжем солнышко. Сейчас подумайте из каких элементов, компонентов состоит здоровый образ жизни. У каждого из вас лежат лучики. Напишите на лучиках и прикрепите к солнышку.
- гигиенические условия
- двигательная активность
- полноценное питание
- рациональный режим дня
- закаливание
- положительные эмоции
- пребывание на свежем воздухе
- психологический микроклимат
- профилактика курения
- профилактика СПИД
- профилактика алкоголизма
- профилактика наркомании
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровью, здоровому образу жизни и здоровьесберегающим технологиям.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.
Еще Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Формирование здоровья детей является приоритетным направлением детского сада, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование привычки к здоровому образу жизни. И применение здоровьесберегающих технологий, этот тот кладезь, который поможет нам в этом направлении.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные
на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни
и здоровья воспитанников
К группе ЗТ, направленных на сохранение и стимулирование здоровья детей относятся – релаксация, различные гимнастики (дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, для глаз и т.д.), самомассаж, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия)
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
И сегодня в мастер-классе мы познакомим вас с некоторыми из них.
(заходят дети и проходят к своим родителям)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Игры, эмоциональные минутки, помогают создавать положительный эмоциональный настрой на день – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.
Проводим по выбору 2 упражнения (выделены полужирным текстом).
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Я возьму в ладошки солнце,
Я дарю его друзьям
Улыбнитесь это просто.
Лучик солнца – это вам.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.
психологический этюд «Нежность».
Вместе встанем ровным кругом,
И почувствуем друг друга!
Руки нежно пожимаем,
Свою маму обнимаем! …
А теперь мы поиграем
А поиграем мы в подвижную игру.
Ведь ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – это эмоции. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывает эстетику, трудовые навыки, большое оздоровительное значение.
Малоподвижная игра «Скажи и покажи»
Как живёшь? Вот так! (показать большой палец)
Как плывёшь? Вот так! (имитация)
Как идёшь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Обеда ждешь? Вот так!
Как шалишь? Вот так! (ударить кулачками по надутым щекам)
Как любишь? Вот так! (обняться и поцеловать друг друга)
Садятся на лавочки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.
Ребята предлагайте какую пальчиковую гимнастику мы будем делать? Уважаемые родители дети вам сейчас будут показывать, а вы повторяйте. (дети решили, н-р, научить родителей ПГ «Повстречались два котенка…», «Замочек, крючочек…» и т д.)
А сейчас новая и для детей пальчиковая гимнастика, давайте разучим ее.
Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить, Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
А сейчас немного разомнёмся, вы, наверное, устали сидеть. Вставайте и под музыку сделаем физминутку.
ФИЗМИНУТКА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»
Молодцы. А теперь предлагаю сделать массаж. Садимся на пол.
САМОМАССАЖ - (сидя на ковре)
Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память, помогает познакомить с частями тела.
Массаж ушей, носа (по С. А.Уманской) используем в детском саду – это важная процедура при простуде, насморке, кашле, аллергии. Ребята вам покажут, как это делается и научат дома. А мы проведем массаж другой.
РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ (родители делают ребенку)
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый.
Из последних из окошек мы просыпали горошек.
Пришли куры – поклевали, (поклевали, поклевали)
Пришли утки – пощипали (пощипали, пощипали)
Пришёл слон – потоптал, (топ, топ, топ, топ)
Дворник всех метлой прогнал, (кыш, кыш, кыш, кыш)
А теперь ребята своим родителям сделают массаж (поглаживание по спине, пощипывание, постукивание пальчиками, ладошками и кулачками, проводим ребром ладони по спине с нажимом небольшим – воспитатель проговаривает).
Ну, а сейчас встаем и я предлагаю вам всем прокатиться на карусели.
ИГРА «КАРУСЕЛИ»
Парашют есть здесь у нас,
С ним играть нам просто класс!
Приглашаем веселиться,
И на карусели дружно прокатиться!
(участники держатся за петли парашюта в порядке ребёнок - взрослый)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (стоя) – это профилактика нарушений зрения дошкольников. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя 2-4 мин. При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара
Смотрит влево! Смотрит вправо!
Смотрит вверх! И смотрит вниз!
Чуть забралась на карниз, А потом свалилась вниз! или
(взрослые берут игрушку от киндера, бабочку на палочке и поводить ею перед ребенком влево-вправо, верх-вниз, по кругу, приближая и отдаляя от лица).
РЕЛАКСАЦИЯ
– это умение расслабиться, она помогает одним снять психоэмоциональное напряжение, психическое и физическое утомление, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ее можно проводить перед завтраком, перед занятиями, в перерыве или после занятий, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой и др. Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.
Волшебный сон.
Реснички опускаются,…глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,… ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена и расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхаем,…своё тело расслабляем…
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем
И всё тело напрягаем!
Потянулись, улыбнулись, бодро встали!
Все проснулись?
Будем бодро мы шагать, день чудесный продолжать!
(И.п: лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление туловища и конечностей)
Сейчас мы релаксировали, а теперь встаем и еще немного поиграем.
ФИЗМИНУТКА «ПОМОГИ МНЕ ПОДРАСТИ»:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише,
Деревцо растёт всё выше, выше, выше!
(движения выполняются по смыслу текста, на слова последней строфы взрослый поднимает ребёнку руки вверх, потягивая, «помогая» подрасти)
- Кто это пришел? (взрослый в роли кошки – шапочка на голове)
Киска в гости к нам пришла,
Игру с собою принесла,
Будет мышек догонять, а мышки – в норку убегать!
Текст игры:
Котя, котенька, коток,
Котя – черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
(дети встают в круг, после текста игры разбегаются по залу; потом убегают и «прячутся» в норку, а норку изображает взрослый, он прячет от кота своего «мышонка», обнимая его.
Ведущий предлагает взрослому «побаюкать» своего «мышонка» под музыкальное сопровождение песни «Серенькая кошечка».
Садятся.
Вот и подошло наше мероприятие к концу и хочется сказать, что здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь».
И еще любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Использование здоровьесберегающих технологий дома с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком. И потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители!
Закончить хотелось бы восточной мудростью «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам», т. е. все в наших руках.
Спасибо за участие в мастер-классе. Если вам понравилось, то громко похлопайте. Если нет – то потопайте.
Предлагаем вашему вниманию буклет, где рассказывается не только о технологиях, которые мы сегодня использовали на нашем мастер-классе, но и о других. Надеюсь вам будет интересно!
Будьте все здоровы! Всем удачи! Благодарим за внимание!
Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья детей
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая
Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж.
Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия)
ЦВЕТОТЕРАПИЯ — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - способна изменить душевное и физическое состояние человека. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
Игры, эмоциональные минутки, помогают создавать положительный эмоциональный настрой на день – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.
САМОМАССАЖ - активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память, помогает познакомить с частями тела.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА -
способствует овладению навыками мелкой моторики; Помогает развивать речь; Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; Снимает тревожность
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ – это профилактика нарушений зрения дошкольников. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя 2-4 мин. При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
РЕЛАКСАЦИЯ – это умение расслабиться, она помогает одним снять психоэмоциональное напряжение, психическое и физическое утомление, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ее можно проводить перед завтраком, после дневной прогулки, перед сном, перед вечерней прогулкой и др. Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – это эмоции. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывает эстетику, трудовые навыки, большое оздоровительное значение.
АРТТЕРАПИЯ - понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Арт-терапия помогает:
• в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
• облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
• повысить самооценку;
• научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
• справиться со страхами, тревожностью;
получить удовольствие от самовыражения и др.
составитель: Саратовкина В.А.
МБДОУ «Детский сад № 35»
Здоровьесберегающие технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"
"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Материал будет полезен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии"
В материале отражено практическое применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Конспект родительского собрания совместно с детьми в средней группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки"
Конспект родительского собрания совместно с детьми в средней группе на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки" Цель:формирование компетентности и активной родительской пози...
Мастер- класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...