Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии по теме

Иванова Светлана Венадьевна

"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_sdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологии и нетрадиционных методик на логопедических занятиях»

                                                                Учитель – логопед:  Иванова Светлана Венадьевна

МАДОУ № 96 г.Тюмень

Цель: применение здоровьесберегающих  и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • обучить детей приёмам сохранения здоровья:
  • восстановления сил,
  • развития переключаемости,
  • снятия напряжения,
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Ход мастер - класса.

Для того, чтобы наши дети во время обучения не уставали, а если и устали, то необходимо   научиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые помогут привести  в порядок  физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды».

(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, 
на руках – запястья, локти, 
Темя, шея, плечи, грудь 
И животик не забудь! 
Бёдра, пятки, двое стоп, 
Голень и голеностоп. 
Есть колени и спина, 
Но она всего одна! 
Есть у нас на голове 
уха два и мочки две. 
Брови, скулы и виски, 
И глаза, что так близки. 
Щёки, нос и две ноздри, 
Губы, зубы – посмотри! 
Подбородок под губой 
Вот что знаем мы с тобой!

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» . – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).

Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. 
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
 
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам, 
растяну я, как лягушка 
потяну – перестану, и нисколько не устану! 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. 
Губы чуть приоткрываются…. 
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! 
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! 
Он на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! 
Я растаять ей велю – напряженье не люблю! 
Язык на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Артикуляционная гимнастика

7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Мимическая гимнастика

8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

- в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

9. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз, 
А теперь их на бочок 
И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки 
Ни минутки не сидят 
Ловко прыгают подружки, 
Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем, 
А другую разжимаем 
А потом их поменяем 
И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем 
И кольцо мы получаем: 
1/2 1/3 1/4 1/5 
Поздоровались пальцы опять! 
1/5 1/4 1/3 1/2 
Закрепили кольца-слова!

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность.

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

                                                      Использованная литература.

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  2. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
  4. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  5. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  6. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях".

Сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, ка...

Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий

Обобщение опыта по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с целью повышения эффективности логопедических занятий"...

Нетрадиционные методики на логопедических занятиях в ДОУ

1 слайдНетрадиционные методыики на логопедических занятиях в ДОУ2 слайдРазличные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Речевая недостаточность у большинст...

Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Криотерапия – нетрадиционная методика здоровьесберегающих технологий».

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях: «Приключения в стране правильной речи»

Конспект мастер-класса для родителей, в котором логопед знакомит со здоровьесберегающими технологиями....