Мастер-класс для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
консультация по теме
Материал будет полезен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master-klassa.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы МБДОУ д/с № 1 г.Кропоткин
Методическая разработка мастер-класса «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-образовательном процессе ДОУ
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники:
Ведущий – старший воспитатель МБДОУ д/с №1 – Калиянц Л.С.
Заведующий МБДОУ д/с № 1 Моргоева Г.В.
Старшая медсестра ДОУ
Воспитатели ДОУ
Цели мастер-класса:
1. Дать определение понятию «здоровье и здоровьесберегающие технологии»
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ
3. Построение модели полосы препятствия с использованием развивающей среды по физическому воспитанию.
Ход мастер-класса:
1. Представление технологии.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются специалисты. Исходя из возникших проблем, необходимо решить следующие цели:
1. Дать определение понятию «здоровье» и «здоровьесберегающие технологии»
2. Подобрать физкультурно-оздоровительные технологии, применяемые в ДОУ, для укрепления состояния здоровья детей.
Уважаемые коллеги, давайте совместно дадим определение, что такое здоровье. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод:
Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное и нравственное благополучие человека.
А что, по-вашему, включают в себя здоровьесберегающие технологии?
(участники высказывают свое мнение.) Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод:
Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.
Для этого в ДОУ применяется система физкультурно-оздоровительных технологий.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и выполнить со мной ряд упражнений из различных здоровьесберегающих технологий.
1. Физминутка на статичном занятии (способствует снятию мышечной напряженности, расслаблению, дает возможность подвигаться)
* Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу (качаем поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу (опускаем руки вниз, стряхиваем кистями)
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят (имитация размаха крыльев птиц)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (приседание, спрятали руки за спину).
2. Развитие общей моторики
Зайцы
Слова | Действия |
Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки. | Прыжки на месте на 2 ногах |
Прыг-скок, прыг-скок, Встал зайчонок на пенёк. | Прыжки вперёд, назад |
Всех построил по-порядку, Стал показывать зарядку. | Встать прямо |
Раз – шагают все на месте. | Шаги на месте |
Два – руками машут вместе. | «Ножницы» руками |
Три – присели, дружно встали. | Присесть, встать |
Все за ухом почесали. | Почесать за ухом |
На четыре – потянулись Пять – прогнулись и нагнулись. | Прогнуться, наклон |
3. Пальчиковая гимнастика.
УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ПАЛЬЦЕВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. Проанализировав имеющуюся на русском языке литературу, составители сочли полезным включение следующих упражнений.
* Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов
Сгибание пальцев перед лицом
- На уровне глаз складывают руки ладонями.
- Схватывают кончики пальцев правой руки пальцами левой руки.
3. Схватывают кончики пальцев левой руки пальцами правой руки.
Прогибание пальцев
1. Перед грудью складывают руки ладонями.
2. Разом и быстро развертывают все пальцы друг от друга.
Сгибание и разгибание пальцев
1. Поднимают руки ладонями к себе.
2. Сгибают все пальцы один за другим, начиная от большого пальца правой руки.
* Упражнения для снятия нервной усталости, раздражения и эмоционального напряжения
1. Катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием.
2. Катают орех на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки.
* Упражнение для усиления памяти
Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе и с усилием прижимают их друг к другу. То же упражнение делают для большого и безымянного пальцев, большого и мизинца. Для каждой руки 20 раз.
4. Дыхательная гимнастика
Для детей 3-4 лет
- «Каша кипит»
Исходное положение: сидя на скамейке
Упражнение: поднять прямые руки вверх – вдох;
медленно опускать руки вниз – выдох ( с произношением
звука «ш- ш-ш» до полного выдоха).
Руки опускать прямые. Повтор 4-5 раз
- «Комарик»
Исходное положение: сидя верхом на скамейке, руки на талии.
Упражнение: Сделать вдох, затем повернуть туловище вправо (выдох)
На выдохе протяжно произнести звук «з-з-з»(подражая комару)до полного выдоха.
После этого вернуться в исходное положение(вдох) и то же движение повторить в другую сторону. Повтор 4-5 раз в каждую сторону.
Для детей 5-6 лет
- «Ворона»
Исходное положение: сидя на скамейке.
Упражнение: поднять руки через стороны вверх – вдох
Медленно опускать руки вниз – выдох
На выдохе громко произнести – «к-а-а-р»
Повтор 3-4 раза.
- «Аист»
Исходное положение: стоя, ноги вместе.
Упражнение: поднять руки в стороны, одну ногу приподнять
и согнуть – вдох.
Медленно опустить руки и ногу – выдох.
На выдохе протяжно произнести звук «ш-ш-ш».
Повтор 3-4 раза.
5. Гимнастика для глаз
Проводится два раза в день для улучшения работы головного мозга.
- Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд.
- Под закрытыми веками рисовать глазами круги — влево, вверх, вправо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
- Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
- И. п. — вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем — рука перемещается вправо в сторону затем — влево. Сменить руку, все повторить по 5 раз каждой рукой медленно.
- И. п. см. упражнение 4. Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз. «Елочка» Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку. При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза.
Ашу-ашу-ашу — Нарядим елку нашу.
Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая
движение взглядом.
Ишки-ишки-ишки - Вот золотые шишки.
Поднимают елочку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом.
Ош-ош-ош - Шар большой хорош.
Рисуют глазами в воздухе круг.
Ша-ша-ша - Елка тоже хороша.
Рисуют в воздухе елочку.
6. Профилактика плоскостопия
Все упражнения проводятся босиком
Упражнения с предметами
1. «Собери платочек в маленький комочек».
И.п. – сидя на гимнастической скамье, руки в упоре сзади.
Ребенок собирает пальцами ног разложенный на полу платочек в комочек. Сначала правой ногой, затем левой. Усложнение: собираем двумя ногами сразу 2 платочка. Длительность - 10 сек. каждой ногой.
2. «Подними платочек».
И.п. – сидя на гимнастической скамье, руки в упоре сзади.
Ребенок поднимает платочек пальцами ног на небольшую высоту. Сначала правой ногой, затем левой. Колени не сгибать! Усложнение: поднимать сразу двумя ногами 2 платочка. Длительность – 5 сек. каждой ногой.
3. «Раскатай лепешку»
И.п. – сидя на гимнастической скамье, руки в упоре сзади.
Ребенок катает вперед-назад гимнастическую палку двумя ногами, как бы раскатывая тесто. Длительность 10 сек.
4. «Собери шарики»
И.п. – сидя на гимнастической скамье, руки в упоре сзади.
Ребенок собирает пальцами ног по одному 5-6 небольших пластмассовых шариков и кладет их в коробочку. Сначала правой ногой, затем левой.
7. Стретчинг. Проводится только с детьми старшей и подготовительной группы
Упражнения на развитие гибкости
и подвижности суставов
1. И.п.- стоя, руки вперед. Одной рукой растягивать связки ладони другой руки, выставленной вперед. Локти не сгибать! Тоже другой рукой.
Длительность - 8 сек. Дозировка – 1 раз
2. И.п. - стоя, руки сцепленные «замком», наружу и вверх. Отведение прямых рук вверх-назад.
Длительность – 8-10 сек. Дозировка – 1 раз
3. И.п. – сидя, ноги скрестно, «по-турецки». Наклониться в правую сторону, положив правую руку на колено левой ноги, а левую руку тянуть к колену правой ноги через голову.
Длительность – 8 сек. Дозировка - 1 раз
То же в другую сторону, поменяв положение рук и ног.
4. . И.п. – стоя, руки вверх:
- расслабить кисти рук,
- расслабить предплечья,
- расслабить плечи,
- согнув колени, расслабить туловище.
Длительность – 8 сек. Дозировка – 2 раза.
8. Логоритмика
Дрова | |
Слова | Действия |
Мы теперь бревно осилим, Пилим, пилим, пилим, пилим. | Встать парами, взяться за руки. Движение вперёд, назад. |
А потом топор возьмём, И дрова рубить начнём. | Упражнение «лесоруб» |
Раз, два, раз, два. Будут на зиму дрова. | Тоже |
Кто за кем идёт
Слова | Действия |
Цыплёнок на цыпочках Крался за кошкой, А кошка на цыпочках Шла за Антошкой. Антошка на цыпочках Двигался к дому. | Дети крадутся на цыпочках друг за другом по кругу |
Теперь повернёмся, Пойдём по-другому. | Разворачиваются на месте |
На пятках за кошкой Плетётся Антошка. За бедным цыплёнком Усатая кошка. | Идут по кругу на пятках |
Цыплёнок от страха Забрался в корзину. | Присесть, руки к полу |
Сердитая кошечка Выгнула спину. | Не отрывая рук, встать |
3. Моделирование.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Теперь я предлагаю посмотреть, как используются здоровьесберегающие технологии в разных возрастных группах (конспект мероприятий прилагается)
4. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо». Для этого подойдите к стенду и выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и разместите соответствующую цветную полоску рядом с ней. Благодарю вас за сотрудничество!
Калиянц Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по логопедии: "Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"
"Использование здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях"....
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии"
В материале отражено практическое применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии"
В материале отражено практическое применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе...
Мастер - класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
На базе дошкольного учреждения было проведено районное методическое объединение, где я провела мастер-класс , с целью распостранения педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий,...