Неделя психологии " Зимние странички"методическая разработка для проведения психопрофилактического комплекса мероприятий
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
зимний период в дошкольном возрасте порой сопровождается частыми сезонными заболеваниями. Лучшей здоровьесберегающей практикой, помимо физической активности, можно считать разнообразные методы и приёмы психологической направленности. Позитивное настроение, навыки здоровой коммуникации и сформированные умения безопасно проживать накопившиеся эмоции – это и есть психопрофилактика соматических расстройств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
неделя психологии в дошкольной образовательной организации | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
« Неделя психологии – зимние странички»
Актуальность: зимний период в дошкольном возрасте порой сопровождается частыми сезонными заболеваниями. Лучшей здоровьесберегающей практикой, помимо физической активности, можно считать разнообразные методы и приёмы психологической направленности. Позитивное настроение, навыки здоровой коммуникации и сформированные умения безопасно проживать накопившиеся эмоции – это и есть психопрофилактика соматических расстройств. Педагоги в дошкольной организации так же нуждаются в снятии психоэмоционального напряжения, потому что именно они сглаживают конфликтные ситуации в течение всего времени пребывания детей в саду. Общение с администрацией, родителями – это культура тактичной коммуникации, требующая от человека огромного количества внутренних ресурсов. Поэтому во время проведения недели психологии взрослые становятся такими же активными участниками, как и дети. Родители в этот период знакомятся с психологическими рекомендациями, участвуют в акциях, посещают консультации.
Цель проведения недели психологии:
Улучшить психологический климат на территории образовательной организации, развить эмоциональный интеллект всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Активно использовать различные формы работы психологической службы детского сада;
- формировать интерес взрослых к чувственному миру ребенка;
- закреплять умения детей определять и конструктивно проживать собственные эмоции;
- активизировать навык саморефлексии всех участников образовательных отношений;
- повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Дата проведения: с 16.01.2023 по 23.01.2023года
Материал: платковая кукла Маша,
средства художественной выразительности: краски, ватман, цветная бумага, клей, пластилин;
игрушки животных и насекомых;
спортивное оборудование мячи, обручи, конусы для эстафет,
технические средства: музыкальный центр, проектор, ноутбук, телефизор.
План проведения « Недели психологии для раннего, младшего и старшего дошкольного возраста»
Дата День недели | Мероприятия | Цели и задачи | Ответственные | Возрастная группа, участники |
Понедельник Зимняя страничка – «Знакомство с Машей » | 1.Встреча с куклой Машей игровая ситуация « Ёлочка настроения» Фото и видео материалы для родителей | Развитие коммуникативных навыков, формирование сенсорного восприятия, воспитание культуру общения. | Педагог – психолог, воспитатели Волкова А. С, Уфимцева А. Е | Группа № 3, Ранний возраст |
Встреча с куклой Машей, игровая ситуация «Аквариум настроения» Фото и видеоматериалы для родителей | Развивать умение называть своё имя и запоминать имена сверстников, формировать интерес к совместной творческой деятельности, воспитывать дружелюбие . | Педагог – психолог, воспитатели Абузярова О. Г. Сарсадская Е. В. | Группа №6 Младший возраст | |
Игровая ситуация Встреча с куклой Машей «Божья коровка» Фото и видео материалы для родителей | Развивать умение отслеживать и выражать внутреннее состояние, формировать сенсорное восприятие, воспитывать культуру общения. | Педагог – психолог, воспитатели | Группа №4 Младший возраст | |
Игровая ситуация « Маленькие друзья» ( приложение) | Снижение телесного и эмоционального напряжения, развитие умения внимательно слушать друг друга Развитие воображения. | Педагог – психолог, воспитатели | Группа №7 Старший возраст | |
Игровая ситуация « Живые картинки» ( приложение) | Снижение телесного и эмоционального напряжения, развития невербального эмоционального общения | Педагог – психолог, воспитатели | Группа № 1 Старший возраст | |
Игровая ситуация « Кораблик дружбы» | Формирование дружеского отношения ко всем сверстникам. Просмотр мультфильма по сказке Сутеева « Кораблик». Коллаж « Кораблик дружбы» | Педагог, воспитатели | Группа 5 подготовительная к школе | |
Вторник Зимняя страничка « Моё настроение» | Игра «Раз, два , три, кто там спрятался внутри?» Игра с шумелками из киндерсюприза | Развитие коммуникативных навыков, Формирование умения действовать по образцу взрослого. | Педагог – психолог, воспитатели | Группа №3 Ранний возраст |
Игра « Наши цветочки» Игра « Покажи, как зимой играют дети» | Развитие коммуникативных навыков Снятие психоэмоционального напряжения, развитие невербального общения. | Педагог – психолог, воспитатели | Группа № 4 Младший возраст Группа №6 Младший возраст | |
Среда Зимняя страничка «День Приятных слов» | Коммуникативная игра « Полянка бабочек» Оформление коллажа | Активизация речи, воспитание чувства эмпатии. | Педагог – психолог, воспитатели. | Группа № 4 Младший возраст |
Игровая ситуация « Мамины цветочки» Групповая аппликация. | Развитие эмоциональной активности, воспитание чувства принятия друг друга | Педагог – психолог, воспитатели | Группа №3 Ранний возраст | |
Игровая ситуация «Крошечные человечки» ( приложение) | Показать, как можно сосредоточить внимание детей перед занятием или, например, перед каким-нибудь рассказом. Настроить детей на то, чтобы успокоиться, говорить тихо и внимательно слушать. | Педагог – психолог, воспитатели | Группа 5 подготовительный возраст | |
Акция с родителями МАДОУ « Цветок пожеланий» (приложение) | Воспитание поддерживающих, гармоничных детско- родительских отношений; Активизация позитивного коммуникативного контакта родителей и детей. | Педагог – психолог | Родители всех возрастных групп, дети всех возрастных групп | |
Музыкальное релаксационное упражнение « Музыка Земли» ( приложение) | Познакомить детей с активным слушанием с помощью характерной музыки. | Педагог – психолог, музыкальный руководитель | Дети старших возрастных групп 7, 1, подготовительная. 5 | |
Игра « Доброе животное» ( приложение) | Развитие эмоциональной активности, воспитание чувства принятия друг друга, воспитание дружелюбности, сплочение детского коллектива | Педагог – психолог, воспитатели | Группа №1 Старший возраст Группа № 7 Старший возраст | |
Четверг Зимняя страничка « Забота о себе и окружающих» Неделя психологического здоровья | Коммуникативная игра «Покорми собачку» | Формирование умений бережного и заботливого отношения к животным; активизация речи, развитие позитивных отношений между педагогами и детьми | Родители, воспитатели, старший воспитатель, психолог | Группа№ 3 |
Игровая ситуация « Трудно птицам зимой» | Формирование эмпатии, сопереживания зимующим птицам. | Педагог - психолог | Подготовительная группа 5 | |
Пятница Зимняя страничка. «Зимние игры и забавы» | Игровая ситуация « Маша и медведь» | Снятие эмоционального и физического напряжения. Развитие умение двигаться по сигналу. Формирование коммуникативных навыков. | Воспитатели групп, педагог - психолог | Группа № 3 Ранний возраст |
Викторина « Зимние игры и забавы» | Формирование умения конструктивного соперничества и сотрудничества | Педагог - психолог | Группа №5 Подготовительный возраст | |
Викторина « Доскажи словечко» | Формирование умений самовыражения; активизация речи, развитие позитивных внутригрупповых отношений. | Педагог - психолог , воспитатели | Группа № 1 Старший возраст Группа №7 Старший возраст | |
Понедельник | Подведение итогов « Недели психологии» на тренинговом занятии для педагогов | Развитие умение сотрудничества, формирование умения саморефлексии у педагогов по итогу недели психологии, заполнение анкеты для определения уровня эмпатии у педагогов в коллективе | Педагоги МАДОУ, психолог. | Педагоги групп № 1,2,3,4.,5.6,7. Педагоги – специалисты. |
Приложение №1
волшебная звезда
ИГРА 2 (с 6 лет)
Цели: Прежде чем рассказывать детям какую-нибудь историю, создайте в группе атмосферу таинственности, чтобы они настроились слушать со всем вниманием. Игра поможет Вам настроить детей на нужный лад.
Материалы: Необходимо вырезать из картона небольшую звезду, наклеить на нее солому. Если хотите, можно напылить на эту звезду золотистую краску или смазать клейковиной и обсыпать блестками.
Инструкция: Я принесла вам сегодня нечто особенное — волшебную звезду. Она имеет таинственную силу. Если я качну ее взад-вперед, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.
Большинство детей охотно начинают чувствовать "волшебную силу" звезды. Если какой-нибудь ребенок настроен критически, Вы можете его включить в игру, сказав: "Ты будешь держать волшебную звезду, пока я рассказываю историю".
Для того чтобы поддерживать интерес детей к волшебной звезде, Вы можете ее использовать и в других случаях. Время от времени Вы можете давать ее кому-нибудь из детей в конце учебного дня, чтобы он на прощанье мягко коснулся ею других.
Крошечные друзья
ИГРА 1 (с 6 лет)
Цели: Мы покажем, как можно сосредоточить внимание детей перед уроком или, например, перед каким-нибудь рассказом. Эта игра настроит детей на то, чтобы успокоиться, говорить тихо и внимательно слушать.
Материалы: Две-три небольшие игрушечные фигурки в коробке.
Инструкция: Прежде чем я расскажу вам следующую историю, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко — мои маленькие друзья пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать.
Когда дети успокоятся, достаньте из коробки фигурки.
Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать историю, которую я вам буду рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена мы дадим этим существам. (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет его нежным ушкам причинить боль.
Когда дети "познакомятся" с фигурками, Вы можете рассказывать свою историю. По окончании дайте детям попрощаться с "крошечными друзьями" и положите их обратно в коробку. Превратите присутствие этих фигурок на Ваших занятиях в некий ритуал, которого Вы постоянно придерживаетесь. Чтобы дети более серьезно относились к "маленьким крошечным друзьям", Вы можете придумать историю о происхождении этих фигурок и о приключениях, которые они пережили. Если дети во время занятий будут шуметь, напомните им о присутствии в классе особенных участников: "Подумайте о наших маленьких друзьях. Мы не должны причинять боль их ушкам!".
Музыка земли
ИГРА 9 (с 6 лет)
Цели: Вы сможете гораздо лучше познакомить детей с "активным слушанием", если будете регулярно ставить им специально подобранную музыку. Мы предлагаем Вам использовать музыкальные произведения, которые могут дать детям чувство уверенности, защищенности и надежности. Необходима спокойная, теплая и мелодичная музыка, которая вызывает чувство покоя и общности с другими. Предложите эту игру детям, когда они находятся в спокойном настроении, могут ее воспринять и испытать особое тепло и чувство защищенности.
Материалы: Аудиокассета с записью двух вариантов спокойной мелодичной музыки.
Инструкция: Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются. Можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом и кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно когда вы слушаете прекрасные звуки музыки. Я сейчас поставлю вам два музыкальных произведения, их очень приятно слушать.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...
Когда начнется музыка, представь себе, что ты "вдыхаешь" звуки музыки ушами, носом и ртом и всеми порами твоей кожи... (Звучит первая мелодия.)
Дыши глубоко через нос... и через уши... через кожу... Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце... Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту...
33
Сделайте краткую паузу после первой мелодии и повторите инструкцию.
Когда начнется вторая мелодия, представь себе, что ты вдыхаешь все звуки своими ушами, носом, ртом и всеми порами своего тела...
Анализ упражнения:
— Что ты переживал во время первой мелодии?
— Что ты чувствовал, когда слушал второе произведение?
— Ты смог представить себе, что ты вдыхаешь звуки всем телом?
— Какая музыка тебе ближе?
— В этот раз ты слушал музыку по-другому, не так, как обычно?
Для акции «Цветок пожеланий» Цель: улучшение контакта между родителями и детьми
Текст : мама, не забудь – запись на сердцевине цветка.
Лепестки: обними меня, улыбнись, погладь, на ушко пошепчи, приласкай, похвали!
Игра « Доброе животное»
Цель: сплочение детского коллектива
Участники встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Тест – опросник для педагогов « Определение уровня эмпатии»
Самооценка эмпатических способностей
(тест Ю.М. Орлова и Ю.Н. Емельянова)
Инструкция
Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Отвечая «да», обведите букву Д справа от вопроса, отвечая «нет», обведите букву Н.
Вопрос | 1 | 0 |
Меня огорчает, когда я вижу, как кто-то чувствует себя одиноко среди людей | Д | Н |
Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать | Д | Н |
Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства | Н | Д |
Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют | Н | Д |
Я тоже начинаю нервничать, если кто – то нервничает рядом со мной | Д | Н |
Я считаю, что плакать от счастья глупо | Н | Д |
Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг | Д | Н |
Иногда песня о любви очень трогает меня | Д | Н |
Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости | Д | Н |
Люди, окружающие меня, сильно влияют на моё настроение | Д | Н |
Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными | Н | Д |
Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми | Д | Н |
Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют не верно | Н | Д |
Мне нравится видеть, как люди принимают подарки | Д | Н |
Одинокие люди часто недоброжелательны | Д | Н |
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека | Д | Н |
Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливым | Д | Н |
Когда я читаю какой – нибудь роман, я так переживаю, как будто всё это происходит на самом деле | Д | Н |
Я всегда сержусь, если вижу, что с кем – нибудь плохо обращаются | Д | Н |
Я не очень волнуюсь даже тогда, когда некоторые люди вокруг меня плачут | Н | Д |
Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему | Н | Д |
Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьёз принимают фильмы, плачут и вздыхают | Н | Д |
Чужой смех меня не раздражает, люди часто смеются вообще бессмысленно | Н | Д |
Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют | Н | Д |
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем – то угнетены | Д | Н |
Мне тяжело видеть, как люди часто расстраиваются из-за пустяков | Д | Н |
Я расстраиваюсь при виде страданий животных | Д | Н |
Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах | Н | Д |
Беспомощность старых людей меня угнетает | Д | Н |
Чужие слёзы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие | Н | Д |
Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов | Д | Н |
Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих | Н | Д |
Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин | Н | Д |
Обработка результатов
Подсчитайте количество обведённых букв в правом столбике (под цифрой 1). Это ваш итоговый балл. Теперь можно обратиться к интерпретации.
Интерпретация
0-11 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы довольно суровый и жёсткий человек. С большим скепсисом относитесь ко всяким переживаниям, телячьим нежностям и крокодиловым слезам. Старайтесь держать в узде свои эмоции и не приветствуете бурное выражение чувств другими. На работе предпочитаете формальные общения. Вы можете быть отличным мастером межличностных отношений (а именно к таким профессиям относится педагогика), вам будет сложно завоевать доверие собеседника. Большинство людей немного или намного чувствительнее вас, и им вы можете казаться холодным и бесчувственным. Если вы хотите повысить степень вашего влияния на других, стоит задуматься о том, что человеческие чувства и слабости – прекрасная основа для поиска общего языка между людьми.
12-22 балла – средний уровень эмпатии. Ничто человеческое вам не чуждо, вы умеете и смеяться, и плакать, умеете разделить чувства с окружающими. Люди считают вас в меру эмоциональным человеком, понимающим чужие проблемы. Вместе с тем вы чувствуете, что стоит, а что не стоит ваших переживаний и никогда не позволите себе сходить с ума из – за ерунды. Ваша эмоциональная теплота и уравновешенность – прекрасная база для успешной работы с людьми.
23-33 балла – высокий уровень эмпатии. Иногда вам кажется, что вы видите «невидимые миру слёзы». Чужие радости и горести для вас – то же самое, свои собственные. Ваша чувствительность и ранимость, позволяя вам понимать других людей без слов, может сослужить и плохую службу. Эмоционально откликаясь на все чужие проблемы, вы идёте по пути «профессионального выгорания», приобретаете различные соматические заболевания и невротические проблемы. Постоянно работая с людьми, вам нужно приобрести адекватные формы защиты от эмоциональных стрессов, выработать навыки саморегуляции, отработать способы конструктивного переживания наиболее часто встречающихся проблем. Хотя в целом ваша «тонкокожесть» делает вас очень приятным собеседником, люди любят вас и доверяют вам.
Список литературы:
- Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе) .
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
- Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: Класс, 1994.
- Дилео Джон. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М: Генезис, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в старшей группе
Методическая разработка для проведения праздника "День защитника Отечества" в с таршей группе.Проводится с использованием мультимедиа-слайдов. Цель:- воспитывать дошкольников в духе патриотизма, ...
Методическая разработка. Конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" для детей средней группы ДОУ.
Предлагаемый конспект проведения подвижно-дидактической игры "Потеряшки" вариативен в использовании. Адресован воспитателям детских садов, а так же родителям для занятий с детьми....
Методическая разработка по физической культуре. Комплексы бодрящей гимнастики.
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость....
Методическая разработка для проведения НОД с детьми подготовительной к школе группы с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"
Активизация словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры, развитие мышления....
Методическая разработка "Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин"
Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин...
Неделя психологии. Примерный план и отчет по проведению мероприятия.
Примерный план и отчет по проведению мероприятия....
«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе
ВведениеОдной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества...