«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Введение
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой родиной, воспитание гражданина и патриота своей страны.
Задачи:
- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- познакомить с историческими фактами военных лет;
- познакомить с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла;
- организовать посещение «Аллеи Славы» погибших воинов и объяснить её значимость.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к родине во все времена в нашем государстве была чертой национального характера. Но в последнее время все более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Условия реализации: данная методическая разработка реализуется в условиях детского сада.
Содержание: В начале своей работы на основе наблюдений, индивидуальных бесед с детьми своей группы я сделала вывод, что у воспитанников недостаточно сформированы представления о родном крае, культурных ценностях, государственных и народных праздниках, декоративно-прикладном искусстве. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников (анкетирование, наблюдение) выяснила, что многие родители уделяют недостаточно внимания воспитанию любви к родному краю, своей малой родине, ее истории и культуре. Несмотря на разнообразие научно-методической литературы, которая позволяет педагогам методически правильно организовать работу по воспитанию любви к малой родине и систематической работы по приобщению к народным традициям, я столкнулась с некоторыми проблемами при организации образовательного процесса: дети владеют недостаточной информацией о своей малой родине; у них отсутствует чувство гордости за место, где они родились; имеют поверхностное представление о народных праздниках и традициях; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников; отсутствует единая система ценностей (семья–люди–село) в сознании дошкольников и их родителей. Наличие этих проблем побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми по формированию у них патриотических чувств посредством ознакомления с родным селом. Сложность решения задач патриотического воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процессе накопления знаний.
На данном занятии дети знакомятся с видом памятника. В рамках участия акции «Белый журавлик - символ памяти» на занятии дети складывают журавликов в технике оригами.
Место проведения: групповая комната, «Аллея Славы»
Возрастной ценз: 6-7 лет
Срок проведения: 2-3 мая
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграции с другими образовательными областями: по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Познавательное развитие».
Задачи:
- расширять представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы ВОВ, формировать патриотические чувства («Познавательное развитие»);
- совершенствовать умения, следовать устным указаниям педагога («Познавательное развитие»);
- способствовать развитию познавательного интереса, внимания («Познавательное развитие»);
- закреплять навыки умения работы с бумагой («Социально – коммуникативное развитие»);
-обогащать словарный запас детей («Речевое развитие»);
- знакомить детей с историей своей страны, с праздником «День Победы»; воспитывать гордость, уважение и любовь к Родине и ее защитникам. («Познавательное развитие»).
- снять усталость и напряжение; («Физическое развитие»);
- внести эмоциональный заряд («Физическое развитие»)
- обучать различным приемам работы с бумагой; («Художественно – эстетическое развитие»)
- обучать детей складывать поделку по схеме; («Художественно – эстетическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: физ. минутка «Солдаты»; пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы», изготовление журавликов из бумаги;
- наглядные: фото участников ВОВ, иллюстрации с изображением журавлей, памятников, парада Победы;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.
Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение стихов о ВОВ, рассказов Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату», просмотр видео сюжетов, рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: бумага, мультимедиа. Фото участников ВОВ, иллюстрации с изображением журавля, фонограмма песни «Журавли» (Военный вальс) - сл. Расул Гамзатов, музыка — Ян Френкель, исп. М.Бернес, военные песни.
Виды детской деятельности
Детская деятельность | Виды детской деятельности |
Коммуникативная | Беседа о нашей Родине, о великом празднике «День Победы», журавли – символ памяти. |
Познавательно-исследовательская | Беседа для уточнения значения слов «война», «символ». Рассматривание фотографий и иллюстраций журавля, парада Победы, памятников, участников ВОВ. |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения Е. Новиковой «Журавли» |
Двигательная | П/г «Бойцы – молодцы», Физкультминутка «Солдаты» |
Продуктивная | Изготовление поделки методом оригами |
Структурные части |
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Звучит запись песни «Журавли» Воспитатель предлагает детям побеседовать о нашей стране, в которой мы живем. Вопросы к детям: Как вы думаете, что такое Родина? Какой праздник отмечает страна? Пояснение о празднике. В этот день по всей стране проходят парады, ветераны встречаются вместе, вспоминают годы войны, поют песни, а по вечерам на главных площадях гремит праздничный салют. | Слушают, отвечают на вопросы. |
|
2 | Рассказ воспитателя: Наш народ защищал свою родину от немецких захватчиков. Она унесла много жизней наших прадедов и прабабушек. В бой шли все – и мужчины и женщины. А подростки, дети и старики вставали за станки на заводах – делали снаряды, пули, патроны, чтобы приблизить День Победы. Долгих 4 года длилась та страшная война. Наша страна была разрушена захватчиками, они не только убивали наших бойцов во время сражения, но и выжигали города, убивали беззащитных матерей и детей. Но мы выстояли! И сейчас над нашими головами мирное небо, цветут цветы и поют птицы! Мы с вами должны помнить о той великой Победе. Журавль во многих народных легендах и сказаниях символизирует благополучие и мир. Там, где эта птица – свет, добро, надежда на прекрасное будущее, долголетие и обеспеченная жизнь. Случилось так, что, когда началась Великая Отечественная Война, миллионы людей разбросала судьба, они, как птицы улетели в разные уголки земли. Молодым юношам и девушкам пришлось идти на фронт. Многие из них не вернулись к своим родным никогда. План: От кого защищал народ Родину? Кто стоял у станков? Сколько длилась эта страшная война? Как чтить память павшим героям? | Слушают, беседуют, отвечают на вопросы. | Отвечают на вопрос, правильно формируя предложение. Подбирают однокоренные слова, узнают новое о Родине. Активизированы новыми словами – война, патроны, пули, станок, символ.
|
3. | Дидактическая игра «Экскурсовод». Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии ветеранов и рассказать, как они защищали нашу страну от врагов. | Рассматривают фотографии, рассказывают. | Узнают новую информацию. Называют знакомые памятники. Узнают знакомые памятные места. |
4. | Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением журавлей. Предлагает послушать стихотворение Е. Новикова «Журавли» Сегодня в праздник День победы Объяснение воспитателя: Сегодня мы сделаем журавликов из бумаги, потому что они являются символом памяти. Воспитатель вносит схему изготовления журавлика из бумаги оригами и объясняет технику выполнения. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» Пальцы эти все бойцы (раскрытые ладони вперёд) Удалые молодцы (в кулак) 2 больших и крепких малых, И солдат в боях удалых 2 гвардейца –храбреца 2 метких молодца 2 героя безымянных Но в работе очень рьяных! 2 мизинца –коротышки Очень славные мальчишки! Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены журавли. Посмотрите, как выглядят журавли. Журавль – символ памяти. Сегодня мы научимся изготавливать журавликов из бумаги, которых мы с вами соберем в одну памятную гирлянду и возложим к Вечному гоню, в этом нам помогут наши родители. Во время практической работы (изготовление журавлей) педагог включает аудиозапись с военными песнями. | Рассматривают иллюстрации, слушают, обсуждают, выполняют.
| Развивается память и воображение. Пополняется словарный запас. Сформирована диалогическая речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Научились самостоятельно складывать оригами по схеме. Создали свои поделки. Научились творчески мыслить.
|
5. | Воспитатель предлагает Физкультминутку «Солдаты» Встали ровненько, ребята, Пошагали, как солдаты. Влево, вправо наклонись. На носочках потянись. Раз – рывок (прыжок), Два – рывок, Отдохнул ли ты дружок? Помаши кистями дружно Нам работать сейчас нужно! | Снимают мышечное напряжение. Проговаривают слова. | Развитие чувства ритма, памяти, навыков строевых движений.
Сняли усталость и напряжение; эмоционально разредились. |
6.
| Загадки о Родине. Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о Родине, развивать воображение, память. Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо памятнике, а дети отгадывают. Например: этот памятник стоит на площади нашего села, это мужчине в каске, с оружием. | Дети отгадывают.
|
Улучшено настроение, развита память. Сформировать умение детей слушать загадку. Закреплять знания о Родине. |
7. | Итог. Памятную гирлянду воспитатель предлагает возложить к Вечному огню и обобщает рассказ о журавлях, как символе памяти. Великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной победе. В честь какого праздника мы сделали журавлей? (ответы детей). Что вы узнали нового на занятии? Какое чувство вы испытываете, глядя на наших журавликов? (ответы детей). | Анализируют, удивляются, гордятся. | Воспитывается чувство любви к Родине, умение видеть его красоту. Развита эмоциональная отзывчивость. |
Заключение.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу, деревне, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края. Таким образом, перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к родному языку, основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.
Считаю, что только совместная, планомерная, целенаправленная и систематическая работа учреждения дошкольного образования и семьи позволит сформировать первоначальный интерес дошкольников к культурному и историческому наследию русского народа, воспитать уважение и чувство любви к своей малой родине. Для этого важно проводить активную работу с родителями, показывать перспективы развития их детей, вовлекать в совместную деятельность.
Вывод.
Ознакомление детей с историей своего края имеет большое значение не только для формирования чувства патриотизма, но и для формирования социальных навыков поведения и общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, понимать, повышается интерес к русскому народному творчеству.
Рекомендации.
Данная методическая разработка рекомендуется к использованию в детском саду в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razr._konspekt_-_zhuravli.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник, посвященный Дню победы в подготовительной к школе группе «Пчелки» Тема: ДНЮ ПОБЕДЫ СЛАВА!
Сценарий праздника, посвященного Дню Победы!...
План работы на тематическую неделю "Я росту здоровым" в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ.
Представляю план на неделю разработанный в нашем комплексе для ДО. Данную структуру плана используем каждую тематическую неделю....
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...
Акция «Голубь мира» Конспект занятия, посвященного Дню Победы в подготовительной к школе группе
В преддверии празднования Дня Победы в рамках областной акции "Обелиск" в нашем детском саду прошла акция "Голубь мира"....
Сценарий тематического развлечения, посвященного Дню знаний в подготовительной к школе группе
Данный материал предназначен для воспитателей старших возрастных групп, а так же может быть полезен музыкальным руководителям. Отдельные игры из сценария можно использовать на занятиях и в совместной ...
Тематическая неделя «День защитника Отечества!» в подготовительной к школе группе «Колокольчик»
Традиционно отмечаемый в России праздник 23 февраля уже давно воспринимается как день мужского населения, день защитника!Мероприятия, посвященные этому празднику-хороший повод для воспитания у дошколь...
Проект тематической недели «Сказки А.С.Пушкина». Подготовительная к школе группа.
Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики...