«Методическая разработка по проведению патриотического мероприятия с обучающимися» «НОД по теме «Журавли победы» в рамках тематической недели, посвященной Дню Победы» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Мария Каратаева

Введение

Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Цель: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой родиной, воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- познакомить с историческими фактами военных лет;

- познакомить  с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла;

- организовать посещение «Аллеи Славы» погибших воинов и объяснить её значимость.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к родине во все времена в нашем государстве была чертой национального характера. Но в последнее время все более заметной стала утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Условия реализации: данная методическая разработка реализуется в условиях детского сада.

Содержание: В начале своей работы на основе наблюдений, индивидуальных бесед с детьми своей группы я сделала вывод, что у воспитанников недостаточно сформированы представления о родном крае, культурных ценностях, государственных и народных праздниках, декоративно-прикладном искусстве. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников (анкетирование, наблюдение) выяснила, что многие родители уделяют недостаточно внимания воспитанию любви к родному краю, своей малой родине, ее истории и культуре. Несмотря на разнообразие научно-методической литературы, которая позволяет педагогам методически правильно организовать работу по  воспитанию любви к малой родине и систематической работы по приобщению к народным традициям, я столкнулась с некоторыми проблемами при организации образовательного процесса: ­ дети владеют недостаточной информацией о своей малой родине; ­ у них отсутствует чувство гордости за место, где они родились; ­ имеют поверхностное представление о народных праздниках и традициях; ­ родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников; ­ отсутствует единая система ценностей (семья–люди–село) в сознании дошкольников и их родителей. Наличие этих проблем побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми по формированию у них патриотических чувств посредством ознакомления с родным селом. Сложность решения задач патриотического воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процессе накопления знаний.

На данном занятии дети знакомятся с видом памятника. В рамках участия акции «Белый журавлик - символ памяти» на занятии дети  складывают журавликов в технике оригами.  

Место проведения: групповая комната, «Аллея Славы»

Возрастной ценз: 6-7 лет

Срок проведения: 2-3 мая

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграции с другими образовательными областями: по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»;

- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Познавательное развитие».

Задачи:

- расширять представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы ВОВ, формировать патриотические чувства («Познавательное развитие»);

- совершенствовать умения, следовать устным указаниям педагога («Познавательное развитие»);

- способствовать развитию познавательного интереса, внимания («Познавательное развитие»);

- закреплять навыки умения работы с бумагой («Социально – коммуникативное развитие»);

-обогащать словарный запас детей («Речевое развитие»);

- знакомить детей с историей своей страны, с праздником «День Победы»; воспитывать гордость, уважение и любовь к Родине и ее защитникам. («Познавательное развитие»).

-  снять усталость и напряжение; («Физическое развитие»);

- внести эмоциональный заряд («Физическое развитие»)

- обучать различным приемам работы с бумагой; («Художественно – эстетическое развитие»)

 - обучать детей складывать поделку по схеме; («Художественно – эстетическое развитие»)

 

 

Методы и приемы:

- практические: физ. минутка «Солдаты»; пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы», изготовление журавликов из бумаги;

- наглядные: фото участников ВОВ, иллюстрации с изображением журавлей, памятников, парада Победы;

- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение стихов о ВОВ, рассказов Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату», просмотр видео сюжетов, рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование: бумага, мультимедиа. Фото участников ВОВ, иллюстрации с изображением журавля, фонограмма песни «Журавли» (Военный вальс) - сл. Расул Гамзатов, музыка — Ян Френкель, исп. М.Бернес, военные песни.

Виды детской деятельности

Детская деятельность

Виды детской деятельности

Коммуникативная

Беседа о нашей Родине, о великом празднике «День Победы», журавли – символ памяти.

Познавательно-исследовательская

Беседа для уточнения значения слов «война», «символ». Рассматривание фотографий и иллюстраций журавля, парада Победы, памятников, участников ВОВ.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения Е. Новиковой «Журавли»

Двигательная

П/г «Бойцы – молодцы», Физкультминутка «Солдаты»

Продуктивная

Изготовление поделки методом оригами

 

 

Структурные

части

 

Деятельность

воспитателя

 

 

Деятельность

воспитанников

 

Ожидаемые

результаты

1

2

3

4

1

Звучит запись песни «Журавли»

Воспитатель предлагает детям побеседовать  о нашей стране, в которой мы живем. Вопросы к детям:

Как вы думаете,  что такое Родина?

Какой праздник отмечает страна?

Пояснение о празднике.

В этот день по всей стране проходят парады, ветераны встречаются вместе, вспоминают годы войны, поют песни, а по вечерам на главных площадях гремит праздничный салют.

Слушают, отвечают на вопросы.

 

2

Рассказ воспитателя:

Наш народ защищал свою родину от немецких захватчиков. Она унесла много жизней наших прадедов и прабабушек. В бой шли все – и мужчины и женщины. А подростки, дети и старики вставали за станки на заводах – делали снаряды, пули,  патроны, чтобы приблизить День Победы. Долгих 4 года длилась та страшная война. Наша страна была разрушена захватчиками, они не только убивали наших бойцов во время сражения, но и выжигали города, убивали беззащитных матерей и детей.

 Но мы выстояли! И сейчас над нашими головами мирное небо, цветут цветы и поют птицы! Мы с вами должны помнить о той великой Победе.  Журавль во многих народных легендах и сказаниях символизирует благополучие и мир. Там, где эта птица – свет, добро, надежда на прекрасное будущее, долголетие и обеспеченная жизнь. Случилось так, что, когда началась Великая Отечественная Война, миллионы людей разбросала судьба, они, как птицы улетели в разные уголки земли. Молодым юношам и девушкам пришлось идти на фронт. Многие из них не вернулись к своим родным никогда.

 План:

От кого защищал народ Родину?

Кто стоял  у станков?

Сколько длилась эта страшная война?

Как чтить память павшим героям?

 Слушают, беседуют, отвечают на вопросы.

Отвечают  на вопрос, правильно формируя предложение.

Подбирают однокоренные слова, узнают новое о Родине. Активизированы  новыми словами – война, патроны, пули, станок, символ.

 

 

3. 

Дидактическая игра «Экскурсовод». Воспитатель предлагает рассмотреть  фотографии ветеранов и рассказать, как они защищали нашу страну от врагов.

Рассматривают фотографии, рассказывают.

Узнают новую информацию. Называют знакомые памятники. Узнают знакомые памятные места.

4.

Воспитатель предлагает рассмотреть  иллюстрации с изображением журавлей.

Предлагает послушать стихотворение  Е. Новикова

«Журавли»

Сегодня  в  праздник    День   победы
Летят    над     нами      журавли…..
Напоминая   нам   про   боль  и   беды
Что б   павших  позабыть мы не смогли.
А может  то  не  птицы,  наши    деды
Те,  безымянные,   бессмертного полка,
Которые   сражались   за       победу
И   каждый   год   летят   из  далека.
Так   высоко,  большая    стая   птиц.
Их     крик    тревожит    наши    уши
Летят из дальних стран не ведая границ
Поднимем  головы,  и  их  увидим  души.
Опять   летят,   над   нивами  родными
Любуются   лесами    и    рекой  ……… 
Мы помним  всех  и  рады встречи с ними
Их   провожаем мы  с  поникшей головой .

Объяснение воспитателя:

 Сегодня мы сделаем журавликов из бумаги, потому что они являются символом памяти.

Воспитатель вносит  схему изготовления журавлика из бумаги оригами и объясняет технику выполнения.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти все бойцы

(раскрытые ладони вперёд)

Удалые молодцы

(в кулак)

2 больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых

2 гвардейца –храбреца

2 метких молодца

2 героя безымянных

Но в работе очень рьяных!

2 мизинца –коротышки

Очень славные мальчишки!

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены журавли.

Посмотрите, как выглядят журавли.   Журавль – символ памяти. Сегодня мы научимся изготавливать журавликов из бумаги, которых мы с вами соберем в одну памятную гирлянду и возложим к Вечному гоню, в этом нам помогут наши родители.

Во время практической работы (изготовление журавлей) педагог включает аудиозапись с военными песнями.

Рассматривают иллюстрации,  слушают, обсуждают, выполняют.

 

Развивается память и воображение.

Пополняется   словарный запас. Сформирована диалогическая речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научились самостоятельно складывать оригами по схеме. Создали свои поделки. Научились творчески мыслить.

 

 

5.

Воспитатель предлагает  Физкультминутку «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз – рывок (прыжок),

Два – рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

Снимают мышечное напряжение.

Проговаривают слова.

Развитие чувства ритма, памяти,

навыков строевых движений.

 

Сняли усталость и напряжение;

эмоционально разредились.

6.

 

Загадки о Родине.

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о Родине, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо памятнике, а дети отгадывают.

Например: этот памятник  стоит на площади нашего села, это мужчине в каске, с оружием.

Дети отгадывают.

 

 

 

Улучшено  настроение, развита память.

Сформировать умение  детей слушать загадку. Закреплять знания о Родине.

7.

Итог. Памятную гирлянду  воспитатель предлагает возложить к Вечному огню и обобщает рассказ о журавлях, как символе памяти.

Великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной победе.

В честь какого праздника мы сделали журавлей? (ответы детей).

Что вы узнали нового на занятии?

Какое чувство вы испытываете, глядя на наших журавликов? (ответы детей).

Анализируют, удивляются, гордятся.

Воспитывается чувство любви к Родине, умение видеть его красоту. Развита эмоциональная отзывчивость.

Заключение.

          Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу, деревне, чувство бережного и уважительного отношения к природным и культурным ценностям родного края. Таким образом, перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит проблема приобщения детей дошкольного возраста к родному языку, основам истории, культуре своей страны с целью их патриотического и нравственного воспитания.

      Считаю, что только совместная, планомерная, целенаправленная и систематическая работа учреждения дошкольного образования и семьи позволит сформировать первоначальный интерес дошкольников к культурному и историческому наследию русского народа, воспитать уважение и чувство любви к своей малой родине. Для этого важно проводить активную работу с родителями, показывать перспективы развития их детей, вовлекать в совместную деятельность.

Вывод.

      Ознакомление детей с историей своего края имеет большое значение не только для формирования чувства патриотизма, но и для формирования социальных навыков поведения и общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, понимать, повышается интерес к русскому народному творчеству.

Рекомендации.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию в детском саду в старшем дошкольном возрасте.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razr._konspekt_-_zhuravli.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на тематическую неделю "Я росту здоровым" в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ.

Представляю план на неделю разработанный в нашем комплексе для ДО. Данную структуру плана используем каждую тематическую неделю....

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

Акция «Голубь мира» Конспект занятия, посвященного Дню Победы в подготовительной к школе группе

В преддверии празднования Дня Победы в рамках областной акции "Обелиск" в нашем детском саду прошла акция "Голубь мира"....

Сценарий тематического развлечения, посвященного Дню знаний в подготовительной к школе группе

Данный материал предназначен для воспитателей старших возрастных групп, а так же может быть полезен музыкальным руководителям. Отдельные игры из сценария можно использовать на занятиях и в совместной ...

Тематическая неделя «День защитника Отечества!» в подготовительной к школе группе «Колокольчик»

Традиционно отмечаемый в России праздник 23 февраля уже давно воспринимается как день мужского населения, день защитника!Мероприятия, посвященные этому празднику-хороший повод для воспитания у дошколь...

Проект тематической недели «Сказки А.С.Пушкина». Подготовительная к школе группа.

Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики...