Методическая разработка "Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин"
статья (подготовительная группа) на тему

Джумакаева Анна Алексеевна

Методика проведения мероприятий художественной направленности с дошкольниками с использованием картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения мероприятий с дошкольниками художественной направленности с использованием картин

 

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем прежде всего стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Так, например, малыши, видя на картине тарелку, которую художник нарисовал в перспективе, думают, что это нарисована лодочка; дети не умеют еще устанавливать взаимосвязи между изображенным, определять переживания персонажей картины. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения.
Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей. Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.
В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой; вопросы воспитателя подводят детей к выводам о взаимоотношениях действующих лиц, о взаимосвязях действий и условий; благодаря вопросам воспитателя дети приучаются видеть главное и детали, имеющие существенное значение.
Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровождать показом той части или той детали картины, о которой идет речь.
Занятия по картине проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картину так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две проходят в молчаливом созерцании картины, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картины: «Дети, посмотрите вот сюда» — и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они.
Когда исчерпано содержание этой части картины или когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картины. Такая постепенность способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления.
Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. Это может быть в том случае, если дети почувствуют заинтересованность воспитателя картиной. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.
В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине. В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи — обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация.
В качестве примера такого типа картин можно назвать картины: «Шар улетел», «Подарки маме в день 8 Марта», «Новенькая», «В гости к бабушке».
При составлении детьми рассказа по картине применяются те же приемы обучения рассказыванию, что и на других занятиях по рассказыванию: указания или образец рассказа воспитателя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных  и при...

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина,В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн,А. А.Люблинская.Темой ра...

методические указания проведения зрительной гимнастики для дошкольников

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы.Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Одним из доступных способов является зрительн...

Методическая разработка. Формиривание математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Публикация 2022 года.

Технология формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Статья для сборника Елецкого государственного университета им...

Методическая разработка «Проведение музыкальных занятий в ДОУ с использованием ИКТ-технологий»

Методическая разработка «Проведение музыкальных занятий в ДОУ с использованием ИКТ-технологий»...