«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
консультация
На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ.
В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Курского района Курской области
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»
(из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
Колпачёва Е.Л
На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ.
В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ.
Для этого я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, при использовании этих методов и приемов, занятия становятся более интересными и разнообразными.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «не навреди!»,
- принцип сознательности,
- принцип непрерывности процесса,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип доступности и индивидуальности,
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
На занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз (зрительная гимнастика);
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- массаж и самомассаж;
- су-джок – терапия;
- кинезеологические упражнения;
- психогимнастика.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный и равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Параллельно с этим решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
• насыщение организма кислородом;
• улучшение обменных процессов;
• нормализация психоэмоционального состояния;
• повышение иммунитета.
Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Для развития дыхания я использую такие игры и упражнения:
- «Забей мяч в ворота»;
- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;
- «Накорми тигра, собачку, лисичку» и др.
Зрительная гимнастика
Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.
Упражнения зрительной гимнастики я использую и как компонент общей релаксации. Провожу гимнастику в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом (яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки») и др.
Пальчиковая гимнастика.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.
Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Для развития мелкой моторики я использую различные формы работы:
• самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
• пальчиковые игры с речевым сопровождением;
• пальчиковую гимнастику за столом;
• графические упражнения: обводки по контуру картинок, штриховки, дорисовки картинок, графические диктанты, соединение по точкам;
• игры: мозаику, конструкторы;
• игры с пуговицами, с прищепками, ребристыми карандашами, шнуровки;
• игры с крупой.
Физкультминутки.
Физминутки я подбираю к изучаемым на занятии лексическим темам. Провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Самомассаж лица, языка, губ - относится к нетрадиционным технологиям. Самомассаж лица, языка, губ – это массаж, проводимый самим ребёнком. Самомассаж выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы.
Су - Джок терапия.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су – джок стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на стопах и кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Су-Джок – это массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, стопе, а массажные колечки надеваются на пальчики. Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Таким образом, Су– Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей посредством двигательных упражнений.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений:
- «Бегающие человечки»;
- Смена упр. «Ушки-коза»
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Разноимённые колечки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) на правой руке и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке на левой руке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Затем усложняем «Ухо-нос-хлопок».
- «Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.
Психогимнастика.
Психогимнастика– это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Я использую игры с элементами психогимнастики.
Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.
В ходе работы я составила ряд картотек:
- картотека пальчиковых игр по лексическим темам;
- картотека гимнастика для глаз;
- картотека физминуток по лексическим темам;
- картотека речевых игр с мячом;
- картотека игр с использованием шарика-массажера Су-Джок.
Можно с уверенностью отметить, что эффективность использования здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они:
- повышают работоспособность детей;
- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;
- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ является важной составляющей коррекционно-оздоровительной работы с дошкольниками. Но самое главное, что здоровьесберегающие технологии - помогают сохранить здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...
Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
Здоровьесберегающие технологии - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....