ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (старшая группа)

Федорович Виктория Рустамовна

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - важный начальный этап в создании фундамента здоровья детей.

Исследования    на    протяжении    длительного    времени    отмечают тенденцию к снижению показателей здоровья и физического развития детей. Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место, поэтому детский травматизм и ортопедическая патология, признаны ВОЗ главными направлениями исследований на 2000-2010 гг. (Потапчук А.А., 2005) /I/.

Формирование скелета сложный многостадийный процесс, продолжающийся в течение всей жизни, однако, основной тип осанки и стоп формируется к 6-7 годам. Поэтому воспитание правильной осанки является одной из задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Под понятием «осанка» подразумевается привычное положении тела человека, которое он принимает во время движения и в состоянии покоя. Осанка может быть правильной или неправильной. Понятие о характере осанки слагается на основании учета конфигурации позвоночника, угла наклона газа, положения головы, плечевого пояса и осей нижних конечностей.

Правильная осанка способствует укреплению и сохранению здоровья. Она создает максимально благоприятные условия для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, нервной. Правильная осанка благотворно влияет на психику ребенка, содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности в своих силах. При неправильной осанке затруднено кровообращение, дыхание и общее состояние сопровождается чувством угнетения, подавленности. Следовательно, осанка отражается на всей жизнедеятельности ребенка и его поведении (Фомина И.А., 1960) 121.

Осанка формируется под влиянием различных факторов, среди которых большое значение имеют:

  • наследственное     строение     организма     (строение     костной, связочно-суставной и нервно-мышечной систем и т.д.);
  • внешняя среда (воспитательное воздействие, двигательный режим, питание, одежда, мебель и т.д.)

Все эти факторы при отрицательном воздействии могут явиться как прямыми, так и косвенными причинами образования тех или иных дефектов осанки.  Поэтому работа по их  выявлению и устранению предупреждает возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. (Полухина Л.В., 1982) /3/.

Большое значение имеет постоянное укрепление силы и выносливости крупных мышечных групп и выработка стойкого рефлекса правильного положения тела ребенка в разных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при ходьбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - важный начальный этап в создании фундамента здоровья детей.

Исследования    на    протяжении    длительного    времени    отмечают тенденцию к снижению показателей здоровья и физического развития детей. Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место, поэтому детский травматизм и ортопедическая патология, признаны ВОЗ главными направлениями исследований на 2000-2010 гг. (Потапчук А.А., 2005) /I/.

Формирование скелета сложный многостадийный процесс, продолжающийся в течение всей жизни, однако, основной тип осанки и стоп формируется к 6-7 годам. Поэтому воспитание правильной осанки является одной из задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Под понятием «осанка» подразумевается привычное положении тела человека, которое он принимает во время движения и в состоянии покоя. Осанка может быть правильной или неправильной. Понятие о характере осанки слагается на основании учета конфигурации позвоночника, угла наклона газа, положения головы, плечевого пояса и осей нижних конечностей.

Правильная осанка способствует укреплению и сохранению здоровья. Она создает максимально благоприятные условия для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, нервной. Правильная осанка благотворно влияет на психику ребенка, содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности в своих силах. При неправильной осанке затруднено кровообращение, дыхание и общее состояние сопровождается чувством угнетения, подавленности. Следовательно, осанка отражается на всей жизнедеятельности ребенка и его поведении (Фомина И.А., 1960) 121.

Осанка формируется под влиянием различных факторов, среди которых большое значение имеют:

  • наследственное     строение     организма     (строение     костной, связочно-суставной и нервно-мышечной систем и т.д.);
  • внешняя среда (воспитательное воздействие, двигательный режим, питание, одежда, мебель и т.д.)

Все эта факторы при отрицательном воздействии могут явиться как прямыми, так и косвенными причинами образования тех или иных дефектов осанки.  Поэтому работа по их  выявлению и устранению предупреждает

!

возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. (Полухина Л.В., 1982) /3/.

Большое значение имеет постоянное укрепление силы и выносливости крупных мышечных групп и выработка стойкого рефлекса правильного положения тела ребенка в разных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при ходьбе.

При правильной осанке в положении стоя фиксируется:

  1. Положение головы - прямое, находится на одной вертикали с туловищем;
  2. Состояние плечевого пояса:

-        рельеф шеи - линия от уха до края плеча одинаково, выгнута с обеих
сторон;

-        плечи - находятся на одном уровне, развернуты, слегка опущены;

-        лопатки - не выступают, находятся на одном уровне относительно
позвоночника, их углы расположены на одной горизонтальной линии;

  1. Грудная клетка - спереди и сзади не имеет западаний или выпячиваний, симметрична по отношению к средней линии (соски на одной линии);
  2. Живот - втянут, симметричен, пупок расположен по его центру;
  3. Талия - линии талии с обеих сторон одинаковы;
  4. Таз - угол наклона не значительный, гребешки подвздошных костей на одной горизонтальной линии;

7.        Ноги - выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, ровные,
одинаковой длины, симметричные;

  1. Позвоночник - физиологические изгибы (шейный, поясничный лордозы, грудной, крестцово-копчиковый кифозы) выражены, глубина которых не превышает 3-4 см;
  2. Стопы - без деформаций с видимой выемкой свода стопы. Распределение тяжести туловища равномерное на обе ноги

При правильной осанке в положении сидя фиксируется:

  • голова слегка наклонена вперед так, что расстояние от глаз до поверхности стола составляет 30-35 см;
  • плечи слегка наклонены вперед и расположены симметрично относительно позвоночного столба;
  • предплечья симметрично и свободно (без напряжения мышц) лежат на поверхности стола;

-        грудная клетка зафиксирована таким образом, чтобы не создавалось
дополнительного давления на внутренние органы, между грудью и столом
расстояние составляет ширину ладони;

  • живот втянут;
  • равномерная опора на обе половины таза и оба бедра;

2

  • расположение тазобедренных, коленных и голеностопных суставом под прямым углом;
  • параллельное расположение коленей на одном уровне;
  • параллельная постановка стопы на опору.

При правильном положении лежа фиксируется;

-        нейтральное или слегка растянутое состояния основных мышечных групп;

  • расслабление мышц при облегании контуром тела матрацем средней жесткости или детензор-матрацем;
  • сохранение естественных изгибов позвоночника (благодаря правильному выбору постели, матраца, подушки).

При правильной ходьбе фиксируются:

  • правильная осанка;
  • согласованность движений рук и ног;
  • подъем и пронос ноги без шарканья по полу;
  • параллельная постановка ног;
  • постановка ноги на пятку с перекатом на носок;
  • выпрямление колена в начале и конце фазы опоры;
  • раскованность движений;

-        перенос центра тяжести с одной ноги на другую без раскачивания
туловища из стороны в сторону;

-        темп равномерности.

Манера ходьбы складывается из двигательных элементов шага: подъема, выноса, постановки ноги, сопутствующих движений рук, головы, туловища и, конечно, индивидуальных особенностей строения опорно-двигательного аппарата и психоэмоционального состояния (Транквиллитати А.Н., 1989)/4/.

Для формирования навыков правильной осанки необходима повседневная коррекционно-профилактическая и тренировочная работа как на физкультурно-оздоровительных занятиях (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутка, закаливающие процедуры), так и во время сводной деятельности на улице и в помещении.

Для профилактики нарушения осанки используются специальные упражнения:

&  1. На формирование мышечной памяти правильного положения тела:

-        встать к стене, касаясь его затылком, лопатками, ягодицами, пятками и
локтями. Сохраняя такое положение туловища, сделать шаг вперед, затем
назад, вернуться в исходное положение;


3

'

-        встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить,
стараясь сохранять нранильное положение всех частей тела; подойти к стене,
прижаться к ней и проверить правильность осанки;

-        стоя у_ стены, принять правильное положение. Отойти от стены,
наклониться с расслабленными руками, выпрямиться и постараться снова
встать правильно;

  • встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны -вверх, опустить в исходное положение. Сделать шаг и повторить задание снова;
  • встать к стене, принять правильное положение Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены;
  • ходьба без задания, на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, перекат с пятки на носок;
  • ходьба в приседе, полу приседе (с фиксированным прямым положением спины);
  • ходьба (выработка походки через сюжетно-образцовые задания);
  • обшеразвивающие упражнения с гимнастической палкой за спиной.

2.        На равновесие:

  • пройти с грузом на голове;
  • пройти в полуприседе, скрестным шагом с мешочками на голове;
  • плавно опуститься на колени и встать, не роняя мешочки;
  • удержание равновесия на ограниченной опоре;
  • удержание равновесия на подвижной опоре.

Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство -ж* позволяющее определять правильное положение тела, а также развивают координацию движений.

3.        На разностороннее, общее физическое развитие:
Из исходного положения стоя

  • потягивание, махи (расслабление), упражнение на растяжку и увеличение подвижности суставов;
  • сведение лопаток (для укрепления мышц плечевого пояса и спины);

  • наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем (для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц туловища);
  • приседания (для совершенствования опорной функции и удержания осанки).

Д   Из исходного положения на^четвереньках

  • ползание (для снятия нагрузки с позвоночника);
  • "кошечки" (для увеличения подвижности позвоночника),


  1. Упражнения в движении (ходьбе, беге, прыжках, ползании, лазании):
  2. Упражнения с элементами аутотренинга, тактильного воздействия телесного ориентирования, психологической работы с чувствами в круге;
  3. Свободная двигательная активность (5 минут в начале или в конце занятий для изучения интересов занимающихся и удовлетворения индивидуальных потребностей в различных видах двигательной деятельности).

7.        Упражнения с предметами (гимнастической палкой, мячом,
лентами).

Упражнения со спортивным оборудованием создает хороший эмоциональный настрой.

8.        Воспитанию у детей привычки принимать и соблюдать правильную
рабочую позу способствует применение жилета от сутулости. Жилет от
сутулости - является тренажером так как, снимая напряжение с мышц спины,
поддерживая позвоночник в физиологически правильном состоянии, он
действует как "перевоспитатель" центральной нервной системы. Происходит
это по тому, что при ношении жилета в течение 2-3 месяцев мозг ребенка
получает от мышц информацию о новом положении тела, и образующиеся
рефлекторные связи обеспечивают в будущем правильную иннервацию и
работу мышц, поддерживающих позвоночный столб. Так формируется
привычка к хорошей осанке, то есть происходит нейроки?етическое
«перевоспитание» опорно-двигательного аппарата.

Жилет конструктивно создан таким образом, что эластичные плечевые лямки и пояс не пережимают кровеносных сосудов, не нарушают дыхания, не затрудняют движения, что исключает атрофию мышц. (Забела В. П., 2000). 151.

Воспитание правильной осанки у старших дошкольников возможно при совместной и согласованной деятельности медицинского и педагогического персонала в планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня ДОУ. в оказании коррекционной помощи на основе результатов тестирования и обследования, зафиксированных в индивидуальных маршрутах сопровождения ребенка. В этом маршруте указаны ближайшие зоны развития для каждого ребенка по достижению оптимальных результатов с рекомендациями всех специалистов.

5

Литература^

Ей

  1. Потапчуй  А.А.   Средства   лечебной   физкультуры   в   управлении физическим   состоянием, дошкольников лс   нарушениями   опорно-двигательного аппарата// Автореф. дис. .,лдок. мед. наук: 14.00.51. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2005 г. - 37 с.
  2. Фомина А.А. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста // Физическое воспитание в детском саду. - М.$ 1960ЙР. - С. 53-63.
  3. Полухина Л. Я Профилактика нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата // Физическое воспитание детей дошкольного возрастаЯА'Гюд ред. Шустова А.И.        М: ^Просвещение^, 1982 г.    С.38 - 44.
  4. Транквиллитати А.И. Если у вас болит спина. - М.: А<Со ветскии спорт»; 1989.-С. 4-5.
  5. Задела В.П. Жилет Валентина Забелы // Мир здоровья. - М.: ООО ^Агрофарм-^, 2000 г.    С. 1.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Содержание  Введение......................................................................................................31.Формирование толерантности  у дошкольников в условиях соврем...

Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...