ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (старшая группа)
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - важный начальный этап в создании фундамента здоровья детей.
Исследования на протяжении длительного времени отмечают тенденцию к снижению показателей здоровья и физического развития детей. Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место, поэтому детский травматизм и ортопедическая патология, признаны ВОЗ главными направлениями исследований на 2000-2010 гг. (Потапчук А.А., 2005) /I/.
Формирование скелета сложный многостадийный процесс, продолжающийся в течение всей жизни, однако, основной тип осанки и стоп формируется к 6-7 годам. Поэтому воспитание правильной осанки является одной из задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Под понятием «осанка» подразумевается привычное положении тела человека, которое он принимает во время движения и в состоянии покоя. Осанка может быть правильной или неправильной. Понятие о характере осанки слагается на основании учета конфигурации позвоночника, угла наклона газа, положения головы, плечевого пояса и осей нижних конечностей.
Правильная осанка способствует укреплению и сохранению здоровья. Она создает максимально благоприятные условия для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, нервной. Правильная осанка благотворно влияет на психику ребенка, содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности в своих силах. При неправильной осанке затруднено кровообращение, дыхание и общее состояние сопровождается чувством угнетения, подавленности. Следовательно, осанка отражается на всей жизнедеятельности ребенка и его поведении (Фомина И.А., 1960) 121.
Осанка формируется под влиянием различных факторов, среди которых большое значение имеют:
- наследственное строение организма (строение костной, связочно-суставной и нервно-мышечной систем и т.д.);
- внешняя среда (воспитательное воздействие, двигательный режим, питание, одежда, мебель и т.д.)
Все эти факторы при отрицательном воздействии могут явиться как прямыми, так и косвенными причинами образования тех или иных дефектов осанки. Поэтому работа по их выявлению и устранению предупреждает возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. (Полухина Л.В., 1982) /3/.
Большое значение имеет постоянное укрепление силы и выносливости крупных мышечных групп и выработка стойкого рефлекса правильного положения тела ребенка в разных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при ходьбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях - важный начальный этап в создании фундамента здоровья детей.
Исследования на протяжении длительного времени отмечают тенденцию к снижению показателей здоровья и физического развития детей. Болезни опорно-двигательного аппарата занимают первое место, поэтому детский травматизм и ортопедическая патология, признаны ВОЗ главными направлениями исследований на 2000-2010 гг. (Потапчук А.А., 2005) /I/.
Формирование скелета сложный многостадийный процесс, продолжающийся в течение всей жизни, однако, основной тип осанки и стоп формируется к 6-7 годам. Поэтому воспитание правильной осанки является одной из задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Под понятием «осанка» подразумевается привычное положении тела человека, которое он принимает во время движения и в состоянии покоя. Осанка может быть правильной или неправильной. Понятие о характере осанки слагается на основании учета конфигурации позвоночника, угла наклона газа, положения головы, плечевого пояса и осей нижних конечностей.
Правильная осанка способствует укреплению и сохранению здоровья. Она создает максимально благоприятные условия для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, нервной. Правильная осанка благотворно влияет на психику ребенка, содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности в своих силах. При неправильной осанке затруднено кровообращение, дыхание и общее состояние сопровождается чувством угнетения, подавленности. Следовательно, осанка отражается на всей жизнедеятельности ребенка и его поведении (Фомина И.А., 1960) 121.
Осанка формируется под влиянием различных факторов, среди которых большое значение имеют:
- наследственное строение организма (строение костной, связочно-суставной и нервно-мышечной систем и т.д.);
- внешняя среда (воспитательное воздействие, двигательный режим, питание, одежда, мебель и т.д.)
Все эта факторы при отрицательном воздействии могут явиться как прямыми, так и косвенными причинами образования тех или иных дефектов осанки. Поэтому работа по их выявлению и устранению предупреждает
!
возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. (Полухина Л.В., 1982) /3/.
Большое значение имеет постоянное укрепление силы и выносливости крупных мышечных групп и выработка стойкого рефлекса правильного положения тела ребенка в разных ситуациях: стоя, сидя, лежа, при ходьбе.
При правильной осанке в положении стоя фиксируется:
- Положение головы - прямое, находится на одной вертикали с туловищем;
- Состояние плечевого пояса:
- рельеф шеи - линия от уха до края плеча одинаково, выгнута с обеих
сторон;
- плечи - находятся на одном уровне, развернуты, слегка опущены;
- лопатки - не выступают, находятся на одном уровне относительно
позвоночника, их углы расположены на одной горизонтальной линии;
- Грудная клетка - спереди и сзади не имеет западаний или выпячиваний, симметрична по отношению к средней линии (соски на одной линии);
- Живот - втянут, симметричен, пупок расположен по его центру;
- Талия - линии талии с обеих сторон одинаковы;
- Таз - угол наклона не значительный, гребешки подвздошных костей на одной горизонтальной линии;
7. Ноги - выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, ровные,
одинаковой длины, симметричные;
- Позвоночник - физиологические изгибы (шейный, поясничный лордозы, грудной, крестцово-копчиковый кифозы) выражены, глубина которых не превышает 3-4 см;
- Стопы - без деформаций с видимой выемкой свода стопы. Распределение тяжести туловища равномерное на обе ноги
При правильной осанке в положении сидя фиксируется:
- голова слегка наклонена вперед так, что расстояние от глаз до поверхности стола составляет 30-35 см;
- плечи слегка наклонены вперед и расположены симметрично относительно позвоночного столба;
- предплечья симметрично и свободно (без напряжения мышц) лежат на поверхности стола;
- грудная клетка зафиксирована таким образом, чтобы не создавалось
дополнительного давления на внутренние органы, между грудью и столом
расстояние составляет ширину ладони;
- живот втянут;
- равномерная опора на обе половины таза и оба бедра;
2
- расположение тазобедренных, коленных и голеностопных суставом под прямым углом;
- параллельное расположение коленей на одном уровне;
- параллельная постановка стопы на опору.
При правильном положении лежа фиксируется;
- нейтральное или слегка растянутое состояния основных мышечных групп;
- расслабление мышц при облегании контуром тела матрацем средней жесткости или детензор-матрацем;
- сохранение естественных изгибов позвоночника (благодаря правильному выбору постели, матраца, подушки).
При правильной ходьбе фиксируются:
- правильная осанка;
- согласованность движений рук и ног;
- подъем и пронос ноги без шарканья по полу;
- параллельная постановка ног;
- постановка ноги на пятку с перекатом на носок;
- выпрямление колена в начале и конце фазы опоры;
- раскованность движений;
- перенос центра тяжести с одной ноги на другую без раскачивания
туловища из стороны в сторону;
- темп равномерности.
Манера ходьбы складывается из двигательных элементов шага: подъема, выноса, постановки ноги, сопутствующих движений рук, головы, туловища и, конечно, индивидуальных особенностей строения опорно-двигательного аппарата и психоэмоционального состояния (Транквиллитати А.Н., 1989)/4/.
Для формирования навыков правильной осанки необходима повседневная коррекционно-профилактическая и тренировочная работа как на физкультурно-оздоровительных занятиях (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутка, закаливающие процедуры), так и во время сводной деятельности на улице и в помещении.
Для профилактики нарушения осанки используются специальные упражнения:
& 1. На формирование мышечной памяти правильного положения тела:
- встать к стене, касаясь его затылком, лопатками, ягодицами, пятками и
локтями. Сохраняя такое положение туловища, сделать шаг вперед, затем
назад, вернуться в исходное положение;
3
'
- встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить,
стараясь сохранять нранильное положение всех частей тела; подойти к стене,
прижаться к ней и проверить правильность осанки;
- стоя у_ стены, принять правильное положение. Отойти от стены,
наклониться с расслабленными руками, выпрямиться и постараться снова
встать правильно;
- встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны -вверх, опустить в исходное положение. Сделать шаг и повторить задание снова;
- встать к стене, принять правильное положение Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены;
- ходьба без задания, на носках, пятках, внутренних и наружных сводах стопы, перекат с пятки на носок;
- ходьба в приседе, полу приседе (с фиксированным прямым положением спины);
- ходьба (выработка походки через сюжетно-образцовые задания);
- обшеразвивающие упражнения с гимнастической палкой за спиной.
2. На равновесие:
- пройти с грузом на голове;
- пройти в полуприседе, скрестным шагом с мешочками на голове;
- плавно опуститься на колени и встать, не роняя мешочки;
- удержание равновесия на ограниченной опоре;
- удержание равновесия на подвижной опоре.
Упражнения в равновесии развивают у детей мышечное чувство -ж* позволяющее определять правильное положение тела, а также развивают координацию движений.
3. На разностороннее, общее физическое развитие:
Из исходного положения стоя
- потягивание, махи (расслабление), упражнение на растяжку и увеличение подвижности суставов;
- сведение лопаток (для укрепления мышц плечевого пояса и спины);
- наклоны, повороты, круговые движения головой и туловищем (для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц туловища);
- приседания (для совершенствования опорной функции и удержания осанки).
Д Из исходного положения на^четвереньках
- ползание (для снятия нагрузки с позвоночника);
- "кошечки" (для увеличения подвижности позвоночника),
•
- Упражнения в движении (ходьбе, беге, прыжках, ползании, лазании):
- Упражнения с элементами аутотренинга, тактильного воздействия телесного ориентирования, психологической работы с чувствами в круге;
- Свободная двигательная активность (5 минут в начале или в конце занятий для изучения интересов занимающихся и удовлетворения индивидуальных потребностей в различных видах двигательной деятельности).
7. Упражнения с предметами (гимнастической палкой, мячом,
лентами).
Упражнения со спортивным оборудованием создает хороший эмоциональный настрой.
8. Воспитанию у детей привычки принимать и соблюдать правильную
рабочую позу способствует применение жилета от сутулости. Жилет от
сутулости - является тренажером так как, снимая напряжение с мышц спины,
поддерживая позвоночник в физиологически правильном состоянии, он
действует как "перевоспитатель" центральной нервной системы. Происходит
это по тому, что при ношении жилета в течение 2-3 месяцев мозг ребенка
получает от мышц информацию о новом положении тела, и образующиеся
рефлекторные связи обеспечивают в будущем правильную иннервацию и
работу мышц, поддерживающих позвоночный столб. Так формируется
привычка к хорошей осанке, то есть происходит нейроки?етическое
«перевоспитание» опорно-двигательного аппарата.
Жилет конструктивно создан таким образом, что эластичные плечевые лямки и пояс не пережимают кровеносных сосудов, не нарушают дыхания, не затрудняют движения, что исключает атрофию мышц. (Забела В. П., 2000). 151.
Воспитание правильной осанки у старших дошкольников возможно при совместной и согласованной деятельности медицинского и педагогического персонала в планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня ДОУ. в оказании коррекционной помощи на основе результатов тестирования и обследования, зафиксированных в индивидуальных маршрутах сопровождения ребенка. В этом маршруте указаны ближайшие зоны развития для каждого ребенка по достижению оптимальных результатов с рекомендациями всех специалистов.
5
Литература^
Ей
- Потапчуй А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием, дошкольников лс нарушениями опорно-двигательного аппарата// Автореф. дис. .,лдок. мед. наук: 14.00.51. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2005 г. - 37 с.
- Фомина А.А. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста // Физическое воспитание в детском саду. - М.$ 1960ЙР. - С. 53-63.
- Полухина Л. Я Профилактика нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата // Физическое воспитание детей дошкольного возрастаЯА'Гюд ред. Шустова А.И. М: ^Просвещение^, 1982 г. С.38 - 44.
- Транквиллитати А.И. Если у вас болит спина. - М.: А<Со ветскии спорт»; 1989.-С. 4-5.
- Задела В.П. Жилет Валентина Забелы // Мир здоровья. - М.: ООО ^Агрофарм-^, 2000 г. С. 1.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению" (Публикация в периодическом методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников». Св-во о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 55136. ISSN 230)
Статья "Игра как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению"...
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Содержание Введение......................................................................................................31.Формирование толерантности у дошкольников в условиях соврем...
Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...
Формирование правильного дыхания детей в дошкольном образовательном учреждении
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...