"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"
статья по теме
Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
И. Г. Журавлёва
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 22 Кировского района
Формирование здорового образа жизни детей
как направление социализации детей
в дошкольном образовательном учреждении
Среди значимых для любого государства ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье будущего поколения. В связи с кризисным состоянием общества увеличивается заболеваемость и инвалидность детей в ранние годы. Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять достаточно времени своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся решить многие вопросы и возникшие проблемы, решение части которых они перекладывают на дошкольное образовательное учреждение. Поэтому дошкольные образовательные учреждения помогают семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Изменение окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций при поступлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение обуславливают необходимость его адаптации к новым условиям жизни.
На процесс адаптации ребёнка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закалённости организма, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также личностные особенности родителей.
В связи с этим приоритетом в деятельности ДОУ становится стремление сохранить и укрепить здоровье каждого отдельного ребёнка. Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни рассматривается как индивидуальная жизненная потребность ребёнка, так как в этом возрасте у ребёнка формируются жизненные, общественно значимые нормы и ценности, он осваивает социальную среду, осознает своё место и предназначение в окружающем мире.
Поэтому, работа с воспитанником осуществляется как личностно ориентированная, что предполагает развитие индивидуальности ребёнка.
Создавая модель по формированию здорового образа детей дошкольного возраста, необходимо учитывать основы их жизнедеятельности, что должно создать условия для сохранения и улучшения их здоровья. Основы жизнедеятельности это: режим дня, рациональное питание, лечебно-профилактические и образовательные мероприятия.
Методы укрепления и развития здоровья детей, используемые в деятельности ДОУ, часто сочетают традиционные и нетрадиционные формы для образовательных учреждений, такие как, например, создание системы отношений «ребёнок — взрослый» в детской игре. В ДОУ в рамках социально — оздоровительной, социально — профилактической деятельности была разработана и реализована современная модель сохранения и развития детей дошкольного возраста. Главная цель модели — привлечь всех участников процесса сохранения, укрепления и развития здоровья детей к его эффективной реализации.
Принимая за основу технологию по формированию здорового образа жизни ребёнка — как целостную систему воспитательно-образовательных, физкультурно- оздоровительных, коррекционно-педагогических и профилактических мероприятий, эти мероприятия осуществляются в процессе взаимодействия «ребёнок — специалисты ДОУ», «ребёнок — врач», «специалисты ДОУ — родители».
Это взаимодействие может происходить на уровне:
- ребёнка: создание гармонии его психического, физического, нравственного здоровья;
- семьи: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
- образовательного учреждения: организация взаимопомощи, сотрудничества, доверительных отношений как условий сохранения и укрепления здоровья;
- организации деятельности образовательного учреждения:
* создание системы диагностики и объективного контроля здоровья ребёнка;
* формирование у всех участников образовательного процесса навыков, позволяющих сохранить и укрепить своё и детское здоровье;
* создание положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;
* разработка системы требований к осуществлению воспитательно- образовательной работы и контроля её результатов;
* систематичная и последовательная реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Данные целевые ориентиры определяют составляющие модели
поддержки здоровья детей дошкольного возраста, которая обеспечивает поддержку развития, как в коррекционном, так и в профилактическом, оздоровительном направлении.
В модели была сформирована система по формированию здорового образа, которая включала:
- комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
- работу над осознанным саморазвитием воспитанника;
- деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования, социализации каждого участника процесса.
Понимание здоровьесбережения не только как телесного состояния, но и как душевного, социального благополучия ребёнка позволила построить так называемую «технологию здоровья» и тогда становиться понятным понимание сущности тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» означает:
- создание резерва физических сил ребёнка;
- формирование благоприятной атмосферы, гармонии между ребёнком и окружающим миром;
- создание положительного эмоционального настроя, оптимистического видения себя, своего развития.
Работа по осуществлению тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» заключается в следующем:
- формирование у ребёнка и взрослого знаний о здоровье человека в целом и о своём здоровье в частности;
- создание гармонии личности;
- привитие ребёнку навыков личной гигиены;
- создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития.
Разработанная технология по формированию здорового образа жизни детей, позволила эффективно осуществить социально-психолого-педагогическую, социально-медицинскую поддержку дошкольника на основе совместных усилий специалистов дошкольного учреждения, врачей, родителей.
Эффективность обеспечивалась, прежде всего:
- системностью воспитательно-оздоровительных условий и действий;
- специально организованным пространством жизнедеятельности, позволяющим ребёнку естественно развиваться и выражать себя;
- созданием условий для психического и физического здоровья, наличием положительной эмоциональной атмосферы в дошкольном учреждении;
- созданием системы диагностики и объективного контроля здоровья ребёнка.
Эффективность предложенной модели подтверждалась результатами диагностического обследования по формированию здорового образа жизни на начало и конец 2011-2012 уч. Года, которые показали, что низкий уровень уменьшился с 21% до 12%, одновременно высокий вырос с 8% до 21%. Произошло уменьшение числа детей со средним показателем здорового образа жизни с 71% до 67%. Исследования позволили спрогнозировать перспективы социальной работы в ДОУ, и уменьшить острую и общую заболеваемость детей, снизить травматизм, облегчить адаптацию к условиям нового социального окружения и повысить коэффициент здоровья каждого ребёнка в отдельности.
Технологии по осуществлению тезиса «помогать ребёнку быть здоровым» могут быть использованы в практике дошкольного образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни у детей на протяжении всего периода посещения дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-424623-1396337392.jpg)
Проект с презентацией "Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей"
Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые (Шарова Н.Н., Чепель Т.Л., Свиридова В.А.) конст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993236-1515570256.jpg)
В рамках работы Окружной инновационной площадки "Социализация личности и формирование здорового образа жизни" доклад: Неделя педагогических идей по проблеме: «Культура формирования здорового образа жизни детей».
В докладе представлен опыт работы дошкольного отделения по формированию здорового образа жизни дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/13/picture-985971-1513158916.jpg)
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1191103-1575702837.jpg)
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Как питаешься, так и улыбаешься» (средняя группа)
Цель: формирование основ здорового образа жизни.Задачи:Образовательные: учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма.Развивающие: соверше...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1261926-1618922129.jpg)
Программа формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»города Смоленска на 2021-2022 учебный год
ПРИНЯТОПедагогическим советомМБДОУ «Детский сад No 52 «Аленький цветочек»Протокол от «19» августа 2021 г. No 6УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад No 52«Але...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/23/picture-1544770-1732340161.jpg)
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни у детей в группе дошкольного возраста 4-5 лет...