Публичный доклад на тему: «Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология»
методическая разработка (средняя группа)

Котова Ирина Валентиновна

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Публичный доклад на тему:

«Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология»

                                                 

 «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

В.А. Сухомлинский

I.Теоретическая часть

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Слайд 5

Пальчиковая Гимнастика -это развитие мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью).

-это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Пальчиковые игры –это упражнения пальчиковой гимнастики.

Слайд 6

Игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти, появились еще в древности, причем в разных странах. Так в Китае практиковались занятия с шарами из дерева и металла, в Японии реквизитом для подобных игр служили грецкие орехи. А в России на протяжении многих веков люди сложили для детей множество потешек, сопровождающих двигательные игры для маленьких пальчиков и рук: «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки». 

Слайд 7 Значение пальчиковой гимнастики

Выполнение упражнений и  ритмичных движений пальцами  приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что , в конечном  итоге стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон.

Выполнение пальчиковой гимнастики способствует развитию памяти ребенка.

Развивается воображение и фантазия.

Регулярное выполнение упражнений укрепляют мышцы кистей и пальцев повышает подвижность и гибкость.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

      Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук), можно воздействовать на мозговые зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали пальчиковые игры практически с рождения, быстрее начинают говорить и четче мыслят.

Слайд 8, 9

Игровые упражнения пальчиковой гимнастики бывают:

-Традиционные

   -Нетрадиционные

       -Су-джок  терапия, аппликация, лепка, оригами,  

         складывание узора из мозаики, перебирание

         крупы, палочек, пуговиц, бусинок, вырезание  

         ножницами по контуру, рисование пальчиками и другое

Слайд 10

    Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но сказать не может. Это объясняется следующим образом. Правое полушарие мозга отвечает за создание образов предметов, различных явлений и т. п., а левое полушарие отвечает за воспроизведение слова, обозначающего данный объект.

       Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.

Слайд 11

Когда играть в пальчиковые игры? Для успешного развития ребенка родителям необходимо не пропустить возраст, длящийся примерно до поступления в школу. Интервал с 1,5 до 3 лет - самое время для активного использования в пальчиковых играх народных потешек, детских стишков. Они не только развивают мелкую моторику рук, но и дают различные знания: учат названию пальцев, частей тела, положению вещей в пространстве (выше-ниже, правое-левое), элементарному счету и др.

  Развивающие игрушки в данном возрасте наиболее актуальны. Их можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно. Детям полезны игры с пальчиковыми игрушками, со шнурками и самим процессом шнурования, застегиванием и расстегиванием пуговиц, молний, клепок, лепка из пластилина, теста.

Слайд 12

      С 3 до 6 лет следует развивать уже освоенные пальчиковые игры, постепенно усложняя их. Пальцы рук здорового ребенка становятся полноценно развитыми лишь к трем годам. Поэтому малыш уже должен приобретать такие умения, как завязывание узелков, нанизывание бусин на леску, раскрашивание рисунка без выхода за контур.

Слайд 13

С 6 до 8 лет для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо продолжать заниматься рисованием и раскрашиванием, можно показать ребенку основы бисероплетения и других прикладных искусств.

Слайд 14

Польза пальчиковых игр

Активируют зоны коры головного мозга, отвечающие за речь

Развивают мелкую моторику

Помогают формированию четкой, ритмичной речи

Помогают научиться концентрировать и распределять внимание

Снимают излишнее нервное напряжение

Улучшают память, внимание

Способствуют овладению навыками письма, рисования

Развивают фантазию, воображение

Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка

В общении со взрослым помогают развитию подражания и социализации

 Способствует развитию пространственного мышления;

 Снимает тревожность.

Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.

Слайд 15

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2.  Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4.  Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5.  При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6.  Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Слайд 16
8.  Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.  В идеале  каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10.  При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12.  Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13.   Никогда не принуждайте.  Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.  Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Слайд 17

 Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

-развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать).

«Кошечка»

Вариант1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать к столу, повторить 3-5 раз.

Кулачок- ладошка.

Я иду как кошка.

Вариант2.

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счёт «раз-два».

«раз»: левая рука- кулачок, правая рука- ладошка.

«два»:левая рука- ладошка, правая рука-кулачок.

Повторить несколько раз.

Слайд 18

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений, воспроизведения образов предметов с помощью пальцев.

Слайд 19

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

-развивают точную координацию движений;

III.Заключение

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!

Таким образом, с помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

Литература:

1.   Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008. 

2.  Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008. 

3.   Карепова Т.Г. , Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009. 

4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007. 

5.  Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ"

 « Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, п...

Доклад"Использование нетрадиционных приемов и методов здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:Здоровье – бесценный дар,Потеряв его в молодостиНе найдешь до самой старости.Так гласит народная мудрость.В последни...

Доклад на педагогическом Совете по теме: «Здоровьесберегающие технологии»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...

Доклад на РМО «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечен...

Доклад на тему : «Роль сказки и здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми».

В  работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является  логопедическая  сказка, она  является хоро...

Доклад на тему: "Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...