Доклад на педсовете "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ"
статья (средняя группа) на тему
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki_s_ovz_gamota.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
« Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности.
Физкультминутка - это «минутка» активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, размяться во время занятия, которые требуют усидчивости и повышенного внимания малыша.
В своей практической деятельности учитель - логопед неоднократно убеждается в том, что дети с ОВЗ как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе напряженного логопедического занятия, длительность которого для детей 5-летнего возраста достигает 25 минут, таким детям особенно необходима двигательная разрядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. Вместе с тем учитель-логопед получает дополнительную возможность использовать активную речь детей.
Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания учителя-логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности в детском саду часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и четко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение. Игровые упражнения всегда вызывают у детей интерес, поэтому и правила выполнения их быстро усваиваются всеми воспитанниками.
В процессе проведения физкультминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.
Наблюдая за детьми с различными нарушениями, заметили, что дошкольники во время фронтальных занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивают их. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении физкультминуток музыкальное сопровождение (по возможности), элементы логоритмики: отстучать определенный такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки.
Упражнения должны отвечать следующим требованиям:
- Быть простыми по структуре, интересными и знакомыми воспитанникам, удобными для выполнения на ограниченной площади.
- Включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики).
- Эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы).
- Связанными с содержанием занятий (по определенной лексической теме или грамматической категории), а движения и тексты - быть доступными воспитанникам.
Наблюдения показывают, что воспитанники, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе, своих силах и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и речевой моторики.
Организация физкультминутки.
Физкультминутку необязательно поводить в середине занятия. Перерыв на 1 -2 минуты делали тогда, когда чувствовали у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).
Специального место для проведения физкультминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели или стоят в кругу. Учитель-логопед следит, чтобы между детьми было достаточное расстояние, и они не задевали друг друга.
Учитель-логопед проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующие движения. При этом дети молча, вслед за логопедом или вместе с ним выполняют только движения, вслушиваясь или запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Усвоение слов происходит быстро, так как они подсказываются движениями. Логопед, проговаривая текст, стремится подчеркнуть ритмический рисунок фразы путем повторения соответствующих движений. Добиваться заучивания стихотворений не надо, так как это отнимет много времени, да и цели такой данный этап занятия не преследует.
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.
«Подарок для мамы»
На носочки я встаю, Яблочко я достаю, С яблочком иду домой, Мамочке подарок мой. | ( дети встают в круг, поднимаются на носочки) ( «срывают» яблоко) ( идут по кругу, держась за руки) ( протягивают руки вперед) |
«Уточки»
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-а! Га-га-га! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя – петушок Рано – рано поутру Нам поет: ку-ка-ре-ку! | (дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток) ( идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад) (встают лицом в круг, бьют руками по бокам) ( вытягивают шею вверх, поднимаются на носочки) |
«Урожай»
В огород мы пойдем, Урожай мы соберем. Мы морковки натаскаем. Мы картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Огурцов нарвем немножко И вернемся по дорожке | (дети идут по кругу, взявшись за руки) («таскают») («копают») («срезают») (показывают круги руками) («рвут») (идут по кругу, взявшись за руки) |
«Ласточки»
Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились. Сели, посидели. Взвились, полетели | ( бегут по кругу, машут руками) ( приседают) (бегут по кругу, машут руками) |
«Теленок»
Му-му, я рогатый! Му-му, я хвостатый! Му-му, я ушастый! Му-му, очень страшный! Му-му, испугаю! Му-му, забодаю! | ( дети делают «рожки» из пальцев) ( «хвост» из руки за спиной) («ушки» из ладошек) ( наклон головы вперед) ( топают ногами) ( делают «рожки» и «бодаются») |
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. | (надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик) (присели, одна рука на поясе) (кружатся, рисуя руками круг) (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой) |
«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не проедет, никто не пройдет. Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» | (идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком) ( рисуют руками три круга) ( грозят пальчиком) ( идут по кругу, взявшись за руки) |
«Как на горке»
Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег, И на елке – снег, снег, И под горкой – снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь! | ( встают на носочки, руки вверх) (приседают) ( встают на носочки, руки вверх) (приседают) (сидят на корточках, изображают спящего медведя) |
Использованная литература:
1.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 349 с.
2.Соколова Ю. Речь и моторика / Илл. Е. Белозерцевой, Д. Белозерцева. — М.: Изд. — во Эксмо, 2005. — 48 с., илл.
3. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. 2-е ИЗД., дораб. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с., илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей...
Презентация "Динамические паузы как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
quot;Динамические паузы как элемент здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...
Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Старшая дошкольная группа Воспитатель: Киося Е.Г. Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие техноло...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека....
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы»
Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова 1. Летит по небу ветерок, подгоняет лёгкие облачка.Вдруг появилась сердитая туча,А её навстречу другая.Рассердились тучи, столкнулись лбами.Загре...