Доклад на РМО «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
консультация
Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?
Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс
Добрый день уважаемы коллеги. Сегодня вместе с вами рассмотрим тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт –терапии.
Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?
Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Впервые термин «арт – терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл. В 40 – е годы XX века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт – педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и способствуют выздоровлению.
На сегодняшний день это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи арт-терапии для дошкольников
- Развитие речевой и познавательной активности.
- Развитие уверенности в себе.
- Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции.
- Стимулирование креативного мышления.
- Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.
В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции:
- Координирующая
- Познавательная
- Развивающая
- Адаптационная
- Коммуникативная
- Стимулирующая
- Диагностическая
- Психотерапевтическая
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства.Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
Остановимся на некоторых техниках изотерапии.
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Техника марание рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями
Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
С малоактивными, пассивными детьми - используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д.
Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание сказкой.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Еще один метод арт-терапии, который используется при работе с детьми это игротерапия.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.
Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для песочной терапии использую прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом "творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод используется для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвета ясного неба, настраивающий на творческий лад.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Кинетический песок - это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации.
Зеркальная песочная терапия отличается от классической тем, что на дно «песочницы» вместо стекла с подсветкой кладут зеркало. Свет отражается от зеркальной поверхности и «подсвечивает» рисунок из песка. Зеркальный экран – альтернативный бюджетный вариант, так как стол для песочной терапии.
Куклотерапия – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.
Библиотерапия – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..
Фототерапия – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;
Кинотерапия – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
В своей работе я использую такие приемы как изотерапия, песочная терапия, терапия танцем, сказкотерапия.
В изотерапии дети рисуют пальчиками, используем пластилинографию, рисование на манной крупе, тестопластика.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия. Раздел здоровьесберегающие технологии
что такое песочная терапия и как ее использовать?...
Статья "Методика песочной терапии как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Методика песочной терапии является одной из приоритетных здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья. Игры с песком развивают восприятие, мышление...
«Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
Выступление на семенаре " Здоровьесберегающие технологии"...
Буклет «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Песок – один из первых материалов, который ребенок использует в самостоятельной деятельности, в познании мира: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Игра с песком – ...
"Су-Джок"-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОО
Мы знаем, что на ладонях и стОпах находится множество биологически активных точек, массируя их мы воздействуем на весь организм в целом. Метод «Су – Джок» так же направле...
"Песочная Арт терапия- как здоровьесберегающая технология в ДОУ"
Презентация на тему "Песочная Арт терапия- как здоровьесберегающая технология в ДОУ"...
"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов
Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...