План по самообразованию "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Григорьева Светлана Михайловна

План работы с детьми средней и старшей группы по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

ЦЕЛИ:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

ЗАДАЧИ:

  1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  6.  Сплотить детский коллектив.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. НОД.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

знакомления с правилами дорожного движения».


                                   Тематическое планирование на среднюю группу

Месяц

Тематика

Работа с детьми

сентябрь

Улица

Наблюдение за улицей, на которой стоит детский сад

Рассматривание фотоальбома «Улицы нашего города»

П/и «Воробышки и кот»

Чтение рассказа Н. Калиной «Как ребята переходили улицу»

Дорога в детский сад

Коллективная аппликация «Дорога в детский сад»

Д/и «Сложи картинку»

П/и «Стоп – идите»

Проезжая часть

Игры с макетом дороги

Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения

Беседа «Безопасный город»

Тротуар

Рисование «Дорога с тротуаром»

Разрезные картинки «Улица»

Отгадывание загадок по ПДД

октябрь

Транспорт

Рассматривание сюжетных картинок «Транспорт»

Беседа о наземном транспорте

Автомобили

Конструирование «Машина»

П/и «Воробышки и автомобиль»

Чтение стихотворения В. Берестова «Это еду я бегом»

Остановка

Беседа о правилах поведения на автобусной остановке

Раскрашивание трафаретов Автобус»

Чтение стихотв. С. Михалкова «Трамвай»

Пешеходы

Д/и «Большая прогулка»

Проблемная ситуация «Как правильно переходить улицу»

Лепка «Фликер»

ноябрь

Светофор

Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор»

П/и «»Бегущий светофор»

Рисование «Светофорчик»

Дорожные ситуации

Д/и «Законы улиц и дорог»

Конструирование из спичечных коробков «Грузовая машина»

Отгадывание загадок по ПДД

Одностороннее и двустороннее движение

Беседы о движениях автомобилей в городе

Наблюдение за движением машин на улице с территории детского сада

Чтение С. Волкова «Про правила дорожного движения»

Шагающий автобус

Акция «Шагающий автобус»

П/и «Где мое место»

Аппликация «Автобус»

декабрь

Знак «Железнодорожный переезд»

Беседа с детьми о знаке

Разрезные картинки «Знак ЖД переезда»

Лепка «Рельсы»

Чтение А. Дорохова «Шлагбаум»

Знак «Пешеходный переход»

Раскрашивание знака «Пешеходный переход»

П/и игра «Умелый пешеход»

Чтение «Сказка про город дорожных знаков»

Светофор

Д/и «Светофор»

Конструирование «Перекресток»

Рассматривание иллюстраций с ситуациями на пешеходном переходе

П/и «Мяч в корзину»

Перекресток

Беседа о правилах поведения пешеходов на перекрестке

П/и «Красный и зеленый»

Просмотр познавательного мультфильма «Правила дорожного движения»

январь

Жёлтый сигнал светофора

Беседа «Для чего нужен желтый сигнал светофора»

Чтение сказки «Приключения бабы Яги»

Д/и «Светофор»

Юные пешеходы

Рассматривание плаката «ПДД для юных пешеходов»

Аппликация «Проезжая часть»

П/и «Цветные автомобили»

Гололед

Беседа «Гололед на дороге»

Разрезные картинки «Зимний город»

Чтение стихотворения В. Кожевникова «Гололед»

Грамотный пешеход

Викторина «Знатоки ПДД»

Игра малой подвижности «Будь внимательным»

Д/и «Четвертый лишний»

февраль

Фликер

Просмотр обучающего мультфильма о важности ношения фликеров

Рисование «Мой веселый фликер»

Чтение стихотворения «Фликер»

Инспектор дорожного движения

Беседа «Профессия инспектора ДД»

Чтение стихотворения «Он главный на дороге»

С/р игра «Автоинспектор на дороге»

Помощники на дороге

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Дорожное движение»

Чтение стихотворения Л. Баблаяна «Переход»

Регулировщик

Презентация «Работа регулировщика»

Рисование «Жезл»

П/и «Водители»

март

Подземный и надземный переходы

Знакомство детей с назначением переходов

Конструирование «Надземный переход»

Проблемная ситуация «Что будет, если…»

Недетский знак

Знакомство со знаком «Дети»

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Недетский знак»

П/и «Водители»

Дорожные знаки

Загадки о дорожных знаках

Разрезные картинки «Дорожные знаки»

Игры на макете «Микрорайон детского сада»

Дорожные знаки

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Чтение «Сказка про город дорожных знаков»

 Раскрашивание дорожных знаков

апрель

Велосипед

Беседа «Если у тебя есть велосипед»

Рассматривание картинок с изображение велосипедистов на дорогах

С/р игра «На дорогах города»

Чтение сказки «О Пете…»

Самокат

Беседа «Где нужно кататься на самокате»

Лепка «Самокат»

Чтение отрывков стихотворения С. Волкова «Торопыжка на улице»

Двор

Рассматривание ситуаций «Машины во дворе»

Д/и «Верно- неверно»

Конструирование «Детская площадка»

Осторожность

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Где кататься?»

Рассматривание плаката «Мы играем во дворе»

Чтение стихотворение О. Бедарева «Если бы…»

май

Трамвай

Рассматривание картинки трамваев

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»

С/р игра «Пассажиры»

П/и «Трамвайчики

Троллейбус

Сравнение трамвая и троллейбуса

Разрезные картинки «Ситуации на дороге»

Чтение стихотворения М. Манакова «Я – троллейбус», М. Мисярова «В детский сад мы опоздали»

Автобус

Рассматривание картинки автобусов: обычные, двухъярусные, «гармошки»

Отгадывание загадок про трамваи, троллейбусы, автобусы»

Рисование «Автобус»

П/и «Самый быстрый»

Маршрутное такси

Беседа «Как вести себя в «маршрутке»

Наблюдение за «маршруткой» со двора детского сада

Крупные пазлы «Транспорт»

Тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Тематика

Работа с детьми

сентябрь

На улицах города

Экскурсия по улице возле детского сада

Рисование мелом на асфальте «Улица города»

Чтение отрывков из книги А. Дорохова «Улица»

Беседа «Улица, на которой я живу»

ПДД для пешеходов

Ситуативный разговор «Зачем пешеходу знать ПДД»

Чтение отрывка из книги П. Ивнева «Пешеходом быть – наука»

Ситуативная игра «Дорожная азбука»

Лепка «Пешеходы»

Светофор – наш верный друг

Рассматривание плаката «Всем без исключения о правилах движения»

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности. Мигающие человечки»

Игра малой подвижности «Светофор»

Пешеходный переход

Аппликация «Пешеходный переход»

П/игра-аттракцион «Внимание, пешеход»

Чтение стихотворение Я. Пишумова «пешеходный светофор»

октябрь

Островок безопасности

Игровой сюжет-беседа «Островок безопасности»

Игра «Собери картинку»

Конструирование «Островок безопасности»

Разделительная полоса

Беседа «Для чего нужна разделительная полоса на асфальте»

Рисование «Разделительная полоса на дороге»

Настольная игра «Дорожное – не дорожное»

Бордюр

Рассматривание иллюстраций «Проезжая часть»

Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было бордюра?»

Конструирование «Проезжая часть»

Безопасная дорога

Развлечение «Что? Где? Когда?»

Чтение сказок Почемучки «Почему у светофора три глаза», «Почему на дороге рисуют зебру», «Почему нельзя играть с мячом возле дороги»

Д/и «Автомульти»

ноябрь

Запрещающие знаки

Рассматривание плаката «Запрещающие знаки»

Отгадывание загадок про запрещающие знаки

Просмотр обучающего мультфильма «Дорожные знаки для детей. Запрещающие знаки»

Предупреждающие знаки

Рассматривание плаката «Предупреждающие знаки»

Аппликация «Предупреждающие знаки»

П/и «К своим знакам»

Знаки дорожного движения

Лото «Дорожные знаки»

Театрализованная игра по ПДД «Приключения Колобка»

Разрезные картинки «Собери знак»

Раскраска «Раскрась знак»

Говорящие знаки

Чтение из книги И. Серякова «Дорожная грамота» главы «Сами не видят, а другим показывают»

Рисование «Придумай знак»

Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Азбука города»

декабрь

Пассажиры

Чтение из книги В. Стрелкова «Это должен знать каждый» главы «Пассажиром быть не просто»

Беседа «Кому нужно уступать место в городском транспорте»

Рассматривание иллюстраций «опасные ситуации в общественном транспорте»

Пристегните ремень!

Просмотр обучающего видео «Пристегните ремень!»

Проблемная ситуация «Если ремень не пристегнут…»

Лепка «Детское сиденье»

С/р игра «Семья едет на отдых»

Нас везет такси

Беседа «правила поведения в такси»

Ситуативный разговор «Нужно ли пристегиваться в такси»

Объемная аппликация «Ремень и треугольник безопасности»

Сюжетная игра «Таксисты»

В автобусе

Беседа «Как нельзя вести себя в автобусе»

Чтение сказки З. и Н. Некрасовых «Про маленький желтый автобус»

Игра малой подвижности «Повороты»

январь

Дорожные ловушки

Беседа «Что такое дорожные ловушки»

Рассматривание иллюстраций «Дорожные ловушки»

Чтение стихотворения «Ловушки для старушки»

Будь осторожен, пешеход!

Беседа «Чем опасны сосульки»

Рассматривание иллюстраций «Дорожные работы»

Чтение Н. Мигунова «Берегись открытых люков»

Целевая прогулка «Определение опасных участков на территории детского сада»

Внимательный водитель

Разрезные картинки «Опасные ситуации»

Просмотр обучающего мультфильма

«Водитель, будь бдителен»

П/и «К своим флажкам»

Игра – эксперимент с мячами «Успеет ли машина резко остановиться»

февраль

Регулировщик

Чтение рассказа А. Дорохова «Влиятельная палочка»

Беседа «Зачем нужны регулировщики»

Проблемная ситуация «Светофор сломался»

С/р игра «Регулировщик»

Инспектор ГИБДД

Беседа «Что делает инспектор ГИБДД»

Рассматривание иллюстраций «Работа инспектора на дорогах»

Рисование «Добрый инспектор»

Инструктор по вождению

Знакомство с профессией инструктора по вождению

С/р игра «Инструктор и ученик»

Лепка «Значок ученика»

Проектировщик дорог

Беседа «Для чего нужно проектировать дорогу»

Обучающий фильм «Планирование дороги»

Д/и «Проектируем дорогу»

Игры на макете «микрорайон детского сада»

март

Двор

Беседа «Дорожные опасности во дворе многоэтажного дома»

Конструирование «Двор»

С/р игра «Водители и пешеходы»

Детский транспорт

Проблемная ситуация «сел на велосипед – соблюдай правила. Почему?»

Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Самокат»

Знакомство с дорожным знаком для велосипедистов

Детские правила

Познавательный мультфильм «Робокар Полли: Правила дорожного движения»

Разрезные картинки «Знаки дорожного движения»

Раскрашивание «Улицы города»

Автогородок

Беседа «как вести себя на улице»

Логическое упражнение «Определи безопасный путь»

П/игра «Поехали»

Рисование «Автогородок»

апрель

Первый светофор

Беседа «История возникновения светофора»

Д/игра «Да – нет»

Чтение сказки «Веселый светофорик»

Первая машина

Презентация «История возникновения машины»

Коллективная аппликация «Машины нашего города»

Настольная игра «За рулём»

Первый полицейский

Ситуативный разговор «Первый полицейский»

Инсценировка «На лесном перекрестке»

Загадки по ПДД

Первые правила

Беседа «Первые правила дорожного движения»

Рисование «Паровоз»

С/р игра «Мальчик-глашатай»

май

Мы – пассажиры

Рассматривание иллюстраций «На пассажирском сиденье»

Чтение Н. Носова «Автомобиль»

Конструирование «Автобус с пассажирами»

Мы – пешеходы

Разрезные картинки «Пешеходы на улицах города»

Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат»

Настольная игра «»Безопасность»

Мы – инспекторы

Просмотр обучающего мультфильма «Инспекторы дорожного движения»

Кубики «Собери знак»

Д/и «Веселый жезл»(две команды)

Интересные факты о ПДД

Презентации:

«Ручной светофор Сингапура»

«Музыкальные дороги Японии»

«Пробка – дорожный затор»

Тематическое планирование работы с родителями воспитанников

Сроки реализации

Средняя группа

Старшая группа

Сентябрь

Оформление уголка по ПДД

Анкетирование родителей по ПДД

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»

Беседа с родителями о детских креслах

Памятка для родителей

«Правила перевозки детей в автомобиле»

Октябрь

Консультация по ПДД «О правилах дорожного движения детям»

Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице

Родительское собрание «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

Анкета для родителей по ПДД «Взрослые и дети на улице»

Ноябрь

Консультация на тему: «Воспитываем правильного пешехода»

Буклет «Интересные факты»

Пополнение уголка по ПДД

(дома).

Памятка для родителей «Особенности пешеходов»

Декабрь

Консультация ««Чем занять ребенка в дороге?»

Анкетирование «Осторожно: дорога!»

Памятка для родителей «Все начинается с малого»

Помощь в изготовлении дидактических игр.

Папка передвижка для родителей «Уроки на дороге»

Январь

Сотворчество родителей и детей «Уроки улицы» (рисование)

Папка – передвижка «Ошибка родителей – беда на дороге».

Памятки для родителей о ПДД.

Изготовление дорожных знаков.

Памятка для родителей «Осторожно гололёд»

Консультация «Безопасный путь до детского сада».

Выставка детских работ «Дорожная фантазия».

Февраль

Придумать дома с детьми свой дорожный знак

Памятка «Причины ДДТТ»

Консультация «Детский травматизм»

Выставка рисунков «Отличный пешеход»

Консультация «Внимание, гололед!»

Показ открытого занятия «Зеленый, желтый, красный!»

Март

Консультация «Автомобильное

кресло для детей. Как выбрать правильное»

Изготовление атрибутов для игр по ПДД

Папка-передвижка «Велосипедисты»

Консультация «Изучаем дорожную азбуку»

Консультация «Безопасность детей в автомобиле».

Апрель

Анкета «Осторожно-дорога!»

Консультация «Безопасное поведение детей на дорогах»

Стенд «Осторожно, дорога!»

Газета «Мы за безопасность!»

Папка передвижка «Игры во дворе»

Выставка рисунков: «Я и

светофор»

Буклет «Безопасное поведение на дороге»

Май

Консультация «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

Памятка «Дорога не терпит шалости -наказывает без жалости»

Родительское собрание «Пример взрослого заразителен»

Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов»

Использованная литература

  1. Белая  К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
  2. Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013
  3. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.
  5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
  6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.
  7. Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
  8. Лиходед В. Уроки светофор.
  9. Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  10. Пикулева Н. Дорожная азбука.
  11. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного поведения. Для работы с детьми 3 – 7 лет, 2013
  12. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с
  13. Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду, 2013
  14.  Шаланова Е.И. Правила безопасности Дорожного движения

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадки для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

***

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы»)

***

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная.

(Знак «Подземный переход»)

***

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге …

(Дети)

***

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как

Вам в пути...

(Дорожный знак)

***

Знак дорожный на пути

Путь железный впереди.

Но загадка в знаке есть:

Чем опасен переезд?

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

***

И, шагая по дорогам,

Не забудьте, малыши:

Край дороги - пешеходам,

Остальное – для ...

(Машин)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПДД

«Автомульти»

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,

правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,

в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)

8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На

поезде)

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чѐм катался Кай? (На санках)

11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В

бочке)

«Автошкола»

Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о

назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в

ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,

находчивость, умение помогать товарищу.

Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с

изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны

правила.

Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных

ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию,

оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного

дорожного знака.

«Безопасный город»

Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

Правила игры: В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек. Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик.

Ход игры: Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде — на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией. Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания — нужно пропустить один ход. Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина — в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.

«Большая прогулка»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.

Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.

Ход игры:

Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.

«Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

«Водители»

Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.

Ход игры:

Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

Подвижные игры по правилам дорожного движения

«Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит» Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

«Бегущий светофор»

Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход»

Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

«К своим знакам»

Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

КОНСУЛЬТАЦИИ И ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема:

«Дети и дорога»

Уважаемые папы и мамы!

Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Ситуация на дорогах напряженная и опасная. Необходимо помнить, что Ваше поведение на дороге, беседы, просто упоминания о безопасном поведении на дороге должны быть не от случая к случаю, а постоянными.

Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Формирование навыка наблюдения и ориентирования в дорожных ситуациях зависит от взрослых, находясь на дороге со своими детьми, применяйте постоянно некоторые методы, которые помогут Вам и вашему ребенку сформировать навыки безопасного поведения.

Никогда не спешите на проезжей части, переходите дорогу только размеренным шагом.

Не разговаривайте при переходе дороги, как бы интересна не была тема беседы, тогда ребенок поймет, что нельзя отвлекаться при маневре перехода.

Никогда не переходите дорогу наискосок, не говоря уже о перекрестках. Покажите, что правильный и соответственно безопасный переход – только строго поперек дороги.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы Вы не спешили. Это не только разовая опасность. Без Вас он сделает то же самое.

Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где Вам надо, а там, где есть переходы.

При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми, чтобы проконтролировать дальнейшее передвижение ваших детей.

Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность.

Особенно обращайте внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом, поворот головы налево, направо для оценки ситуации на дороге; все должно быть зафиксировано ребенком, чтобы он, в случае необходимости мог скопировать Ваше поведение. Сформируйте обязательно твердый навык – сделал первый шаг на проезжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях.

Никогда не выходите на дорогу из прикрытия в виде машины или кустарника, тем самым показывая плохую привычку неожиданно появляться на проезжей части.

Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающихся видов транспорта, для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина или мотоцикл смогут доехать до Вас.

Обращайте внимание на обманчивость пустынных дорог, они не менее опасны, чем оживленные. Не ожидая встретить на ней опасность, человек подвергает свою жизнь еще большей опасности.

Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение, играющее огромную роль при переходе улицы, у ребят с ослабленным зрением развито слабее. Приучите их чаще поворачивать голову для оценки ситуации на дороге.

Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых.

НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!

Тема:

«Как сделать детей дисциплинарными пешеходами»

Уважаемые родители, воспитывайте грамотного пешехода!

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улице.

Находясь с ребенком на улице, объясняйте ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами, учите анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах:

- понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора и движением машин и пешеходов;

- покажите ребенку дорожные знаки, расскажите об их назначении;

- спрашивайте у ребенка, как следует поступить на улице в той или иной ситуации;

- укажите на нарушителей, отметьте, что они нарушают правила, рискуя попасть под транспорт.

Проверьте, умеет ли ребенок использовать свои знания в реальных дорожных ситуациях: попробуйте переходить дорогу с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, уберечься от которой невозможно. Это неверно! 95% детей, пострадавших на дорогах, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, ситуациях обманчивой безопасности.

Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.

Недостаточно ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью.

На остановке люди обычно спешат и забывают о безопасности. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади, двигайтесь в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. Покажите ребенку на дороге, что если стоять на осевой линии, машины приближаются с обеих сторон, и объясните ему, как он должен вести себя.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого, его необходимо держать за руку.

Опасно играть рядом с дорогой: кататься летом на велосипеде или зимой на санках.

В зимний период на тротуарах и проезжей части появляется ледяной накат, который может явиться причиной попадания ребенка под движущийся транспорт.

Следите за тем, чтобы у вашего ребенка была удобная обувь.

Будьте предельно внимательны и осторожны при посадке в общественный транспорт, соскальзывание с подножки которого может послужить причиной падения под колеса.

Нельзя спрыгивать с останавливающегося транспорта, это также может повлечь за собой травматизм и различные переломы.

Предложите ребенку утром самому привести вас в детский сад, или, наоборот, возвращаясь, самому найти дорогу домой.

Соблюдайте правила безопасности пешеходов!

Крепко держите ребенка за руку, особенно возле перехода дороги. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не замечая идущую машину, и думая, что путь свободен, могут вырваться из рук взрослого и побежать через дорогу.

Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановитесь у края проезжей части, посмотрите налево и, если нет машин, дойдите до середины проезжей части. Еще раз посмотрите направо, и при отсутствии транспорта закончите переход.

Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди.

Никогда не переходите улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.

Переходите дорогу под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Не спешите, переходите дорогу спокойно.

Замедлите шаг, прислушайтесь, подходя к арке, углу дома и любому другому месту, откуда может неожиданно выехать машина.

Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части. Опасно играть рядом с дорогой: кататься летом на велосипеде или зимой на санках.

В зимний период на тротуарах и проезжей части появляется ледяной накат, который может явиться причиной попадания ребенка под движущийся транспорт.

Следите за тем, чтобы у вашего ребенка была удобная обувь.

Будьте предельно внимательны и осторожны при посадке в общественный транспорт, соскальзывание с подножки которого может послужить причиной падения под колеса.

Нельзя спрыгивать с останавливающегося транспорта, это также может повлечь за собой травматизм и различные переломы.

Предложите ребенку утром самому привести вас в детский сад, или, наоборот, возвращаясь, самому найти дорогу домой.

Дошкольник должен знать!

1. Для чего служит тротуар (для движения пешеходов).

2. Как следует ходить по улице (спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, чтобы не мешать движению встречных пешеходов).

3. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (она предназначена для движения машин).

4. Как и на какой сигнал светофора можно переходить дорогу (либо по наземному переходу на зелёный сигнал светофора, либо по подземному переходу, предварительно необходимо убедиться в безопасности, нельзя переходить улицу на роликах, скейтбордах, самокатах и т. д.).

5. Как следует двигаться в случае отсутствия тротуара (навстречу движению транспорта по обочине или краю дороги, в этом случае не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину).

6. Может ли машина остановиться мгновенно (нет, даже если водитель нажмет на тормоз, она еще несколько метров будет по инерции двигаться по дороге).

Берегите себя и своих близких и не забывайте, что самая доходчивая форма обучения – личный пример!

Тема:

«Улица – лучший учебник»

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения!»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:  «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление  с правилами дорожного движения!...