Семинар-практикум «Ресурсы стрессоустойчивости личности», О.И.Соболева, МБДОУ № 41
план-конспект занятия
Семинар направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.i._soboleva_seminar-praktikum_resursy_stressoustoychivosti_lichnosti.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Ресурсы стрессоустойчивости личности»
Цель: Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- Актуализировать процесс самоанализа педагогов.
- Познакомить с приемами саморегуляции.
- Оптимизировать самооценку педагогов.
- Снять эмоциональное напряжение.
- Способствовать формированию позитивного мышления (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование:
Карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения 3 «Откровенно говоря» (см. приложение 1); калоши желательно цветные и большого размера, и карточки с ситуациями (см. приложение 2); рефлексивный кубик (см. приложение 3) к упражнению «Калоши счастья»; заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки двух цветов к упражнению «Плюс - минус»; магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, релаксационный текст, бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры к упражнению «Сад моей души» (см. приложение 4);
заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению «Моя аффирмация» (см. приложение 5); раздаточный материал: таблица «Ресурсы стрессоустойчивости».
Ход семинара:
- Введение. Объявление темы и цели семинара.
Игра-приветствие«Я сегодня вот такая...»
Цель.Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать своеэмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.Также направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение.
Содержание.Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй,(называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Татьяна, сегодня вот такая» - при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее.
Игра продолжается, пока в ней не примут участие все.В заключение все берутся за руки и хором говорят: «ЗдравствуйтеВСЕ!»
Обсуждение.После игры можно провести обсуждение, задав участникам следующие вопросы:
• Легко ли было изобразить свое состояние?
• Легко ли было повторить движения, мимику водящего?
• Приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения,интонацию?Понравилось ли обращение по имени?
- Актуализация проблемы
Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденберг в 1974г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». ЭВ – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Сегодня мы будем говорить о ресурсах стрессоустойчивости.
Назовите 3 своих любимых способа восстановления эмоционального равновесия (поделиться с коллегами).
(Примеры способов восстановления эмоционального равновесия:
- Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка.
⚫ баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA процедуры;
⚫ смех, улыбка, юмор;
⚫ размышления о хорошем, приятном;
⚫ рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
⚫ мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
⚫ вдыхание свежего воздуха;
⚫ чтение стихов;
⚫ высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
⚫ занятие любимым делом - хобби.)
- Мини-лекция «Ресурс стрессоустойчивости»
Человечество всегда боялось стрессов, используя для защиты от них ритуалы, амулеты, приметы, заговоры, молитвы, веру в Светлыесилы. Все это говорит о том, что человеку всегда хотелось чувствоватьсебя более защищенным от воздействия неожиданных стрессоров.Наблюдая за поведением людей в ситуациях стресса, мы видим,что одни легче реагируют на стресс и быстрее восстанавливаются посленего, а другие чувствуют себя подавленными и больными, пережив схожиеситуации. Можно предположить, что, столкнувшись со стрессом,люди обладали различными ресурсами преодоления.
Решающее значение в процессе преодоления стрессов современные ученые отводят роли именно личностных ресурсов. К ресурсам личности относят знания, умения, навыки, способности, опыт, модели конструктивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым.
Используя в повседневной жизни наши ресурсы, мы повышаем свою стрессоустойчивость.
Информационная модель стрессоустойчивости, выделяет например, несколько видов ресурсов.
Когнитивное преодоление –использование позитивного мышления для анализа причин стресса и поиска способов его преодоления, поиск и оценка ресурсов, которые могут быть использованы для преодоления стресса. Когнитивные последствия стресса – нарушения концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления.
Эмоциональное преодоление – осознание и принятие своих чувств и эмоций, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний на переживании ситуации и др. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали, тревоги, беспомощности или гнева.
Поведенческое (деятельностное) преодоление — коррекция стратегий,планов и задач деятельности, изменение поведения или деятельности.Поведенческие стрессовые реакции – агрессия, бегство,дезорганизация.
Социально-психологическое преодоление – коррекция жизненныхценностей, изменение ролевого поведения, межличностных отношений.
Мы можем использовать ресурсы в момент стресса или консервировать их, то есть укреплять свои ресурсы задолго до того, как окажемся в стрессовой ситуации (помогать друзьям, заниматься спортом, вкладывать деньги в собственное обучение и здоровье).
В психологической литературе существует достаточно много классификаций ресурсов. Большинство авторов выделяют внутренние (личностные) и внешние ресурсы.
Ресурсы стрессоустойчивости личности(таблица, раздаточный материал)
Внутренние ресурсы | Внешние ресурсы |
Личностные Активная мотивация преодоления стресса. Интернальный локус контроля. Уверенность в себе. Позитивное и рациональное мышление. Эмоционально-волевые качества. Эмоциональный интеллект. Знания. Жизненный опыт, опыт преодоления подобных ситуаций. Способности. Способность обратиться за помощью и принять помощь. Умение формировать сеть поддержки. Навыки психическойсаморегуляции. Информационная активность. Надежда. Мужество. Психологическая компетентность. Психологические защиты. Тайм-менеджмент. Поведенческие Копинг-стратегии. Поиск социальной поддержки. Ассертивное поведение. Физические ресурсы Состояние здоровья, забота о сохранении и укреплении здоровья. Стиль жизни Наличие/отсутствие вредных привычек. Наличие времени для отдыха. Питание. Сон. | Социальная поддержка Институты социальной поддержки. Государство. Организация/компания. Семья, друзья. (Виды социальной поддержки: материальная, эмоциональная, информационная.) Материальные ресурсы Достаточный уровень материального дохода. Условия для проживания и отдыха для восстановления сил. Безопасность жизни. Оптимальные условия труда. Стабильность оплаты труда. |
Обсуждение с участниками: - Почему важно заботиться о сохранении, укреплении и развитии собственных ресурсов?
Ресурсы помогают нам адаптироватьсяк стрессу, поэтому, чем больше ресурсов (внутренних и внешних)имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется со стрессовойситуацией.
- Сегодня мы будем применять некоторые из них.
- Социальная поддержка, как один из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости (эмоциональная, информационная). Так, например, совместное обсуждение проблем сближает, помогает эмоционально разрядиться.
- Позитивное мышление, внутренний ресурс личности.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое… (Омар Хаям)
Существует два типа мышления: патогенное: (пессимист) и саногенное (оптимист). В себе необходимо развивать второй тип мышления. Светлые мысли порождают веселое настроение. Важно, чтобы позитивное мышление вошло в повседневную привычку, тогда оно будет работать на здоровье и успех.
- Медитативные и релаксационные техники, как способы психической саморегуляции в борьбе со стрессами.
Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку не существует универсального способа снижения напряжения. Чтобы понять, подходит или не подходит тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае мы можем выбрать эффективные именно для нас способы.
- Практическая часть
- Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.(см. приложение 1)
Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
- Упражнение «Молодец!»
Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т.д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.
Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.
- Упражнение «Калоши счастья»
Цель: Развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи:
- Развитие навыков самопознания.
- Формирование навыков позитивного восприятия мира.
- Развитие позитивной Я – концепции.
- Развитие навыков эмоциональнойсаморегуляции.
Материалы и оборудование: Калоши счастья (игровой элемент, обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик.(см. приложение 2,3)
Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Ожидаемый результат: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
- Упражнение «Плюс-минус»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи:
Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности. Сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиесястикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.
Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то, что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
- Упражнение - медитация «Сад моей души»
1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 4).
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст-медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
2 часть упражнения – арт-терапия.
Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.
- Упражнение «Моя аффирамация»
Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями – аффирмации(приложение 5).
Инструкция: «Я Вам предлагаю вытянуть ту карточки спозитивными утверждениями-аффирмациями, если вам она не нравится, то можете вытянуть другую, которая Вам близка». Участники тянут по очереди карточки с аффирмациями и зачитывают их. После завершения упражнения можно задать следующие вопросы: какие у Вас ощущения от этого упражнения? Трудно было ли прочитать фразу? И т.п. участники делятся впечатлениями.
Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта. Положительный настрой.
- Завершение семинара
- Обобщающее упражнение: Реклама «Лекарство от стресса»
Цель.Обобщение полученного в ходе тренинга материала, обменопытом участников.
Содержание.Участники делятся на несколько подгрупп (по5-6 человек). Каждая команда в течение 10-15 минут готовит рекламный ролик «Лекарство от стресса», который затем демонстрируетгруппе. Как правило, упражнение не только помогает обобщить информацию,но и вызывает эмоциональный подъем участников.
Как вариант данное упражнение может быть заменено упражнением «Антистрессовый календарь». Он состоит из 12 (поколичеству месяцев в году) или из 7 (по количеству дней в неделе)страниц, каждая из которых должна содержать девиз, пословицу, рисунок, иллюстрирующий какой-либо способ совладания со стрессом.
- Рефлексия
Вопросы для обратной связи:
- Узнали ли вы новую информацию?
- Сможете использовать новые знания?
- Какое упражнение было для вас самым трудным и почему?
- Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
- Каковы ваши пожелания на следующую встречу?
- Прощание («Я сегодня вот такая…»)
Список литературы:
1. Психологический тренинг «Формирование и развитие стрессовой устойчивости педагогов к воздействию внешней среды». Шарыпова Елена Владимировна. Томск, 2005.
2. «Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» Монина Г.Б., Раннала Н.В. – СПб.: Речь, 2009.
Приложение 1
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»:
oОткровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
oОткровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
oОткровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
oОткровенно говоря, когда я волнуюсь..
oОткровенно говоря, когда я проверяю тетради…
oОткровенно говоря, когда я прихожу на урок…
oОткровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
oОткровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
oОткровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…
oОткровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
oОткровенно говоря, когда мой рабочий день…
oОткровенно говоря, когда я провожу свой урок…
oОткровенно говоря, когда работа с детьми…
oОткровенно говоря, моя работа…
oОткровенно говоря, когда я думаю о работе…
oОткровенно говоря, мое здоровье…
oОткровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
oОткровенно говоря, когда я вижу ребенка…
oОткровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
oОткровенно говоря, когда я выставляю оценки…
oОткровенно говоря, когда наступает пора каникул…
oОткровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
oОткровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
oОткровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
oОткровенно говоря, неприятности на работе…
oОткровенно говоря, успехи на работе…
Приложение 2
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»:
Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.
• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
• Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
• Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
• Можно сэкономить на чем-то.
• Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу Вы сломали каблук.
• Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство Ваших учеников написали контрольную очень слабо.
• Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
• Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
• Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя.
• Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
• Новый коллектив, новые перспективы.
Приложение 3
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик):
• Трудно ли Вам было отвечать?
• Было ли для Вас что- то новое?
• Считаете ли Вы полезным упражнение?
• Открыли ли Вы что - то новое для себя?
• Как Вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у Вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Приложение 4
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Приложение 5
Карточки к упражнению «Мояаффирмация» (позитивные утверждения):
У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!
Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!
Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!
Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!
Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!
Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!
У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!
Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!
У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!
Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!
Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!
Я ВЕРЮ В СЕБЯ!
МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!
Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!
Я СЧАСТЛИВА!
Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!
СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!
МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!
ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!
Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!
Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!
У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!
МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!
Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!
Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!
МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!
Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!
Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!
Я САМАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!
Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!
Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!
Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!
Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов "«Способы релаксации для повышения стрессоустойчивости педагогов образовательных учреждений в условиях повышенной степени вредности труда»
Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г....
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»
В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интелле...
Семинар-практикум " Стрессоустойчивость"
Цель: расширение у педагогов круга методов и приемов в решении вопросов профилактики и коррекции стрессовых состояний....
Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
Семинар-практикум«Творчество: воображение и личность ребенка»«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончай...
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»...
Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
Семинар- практикум для воспитателей...