Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
материал

Мячина Татьяна Александровна

Семинар-практикум

«Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Участники семинара заходят в зал, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать нашу работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Карточки «Значение цвета».

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил:

"Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос вдругом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Вхождение в тему метод «Ассоциации».

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Придумайте слова к каждой букве данного слова. (Варианты педагогов). К – красота О – органичность М – мама Ф – фантазия О – отдых Р – радость Т – тепло Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов) Эмоциональный комфорт – это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Упражнение «ОРАНЖЕВЫЕ ОЧКИ»

 «Если вы найдете оранжевые очки, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Расскажите, пожалуйста, о...

  • посещении ресторана
  • разговоре с другом
  • нашем тренинге
  • своей зарплате
  • вашей квартире
  • себе самом (самой)
  • ваших близких и т.д.

используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Попробуем?"

Упражнение «Сказочный вернисаж».

«Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы попробуем отгадать сказку».

В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо?

(Красная шапочка.)

Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, но героям сказки пришлось оставить незаконно занятую территорию.

(Теремок)

Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает.

(Колобок.)

Ситуации

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.
Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.
Агрессивное поведение
может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!»
Неуверенность в поведении
может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»
Уверенный ответ
может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».

Ситуации:
 Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…

 Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему…

 Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

 Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему… Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.

Отгадай с кем разговор…

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и "говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно психолог договаривается с 3-4 участниками группы.Одного из них просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с директором, третьего - с другом и т.д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого психолог просит наблюдавших высказать предположения: - С кем и о чем говорили? - На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала 

Рефлексия «Солнышко»

Пожелание всем участникам встречи: УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается… УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается… УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось… УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась… УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется… УЛЫБНИСЬ… и печаль стороной пройдет… УЛЫБНИСЬ… и душа заживет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....

Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».

В статье затрагиваются и рассматриваются проблема  связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение  индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в проф...

Семинар - практикум «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения Задачи: обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей...

Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.

27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....