Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
консультация
Семинар- практикум для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_tvorchestvo.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 25
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ТВОРЧЕСТВО:
ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА»
Подготовила и провела:
воспитатель Степанова Н.В.
с. Успенское, 2021.
Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе влияния воображения на развитие личности ребенка; активизация знания в области нетрадиционных техник рисования.
Теоретическая часть.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Выделяют различные виды детского творчества, это и художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, и техническое, и музыкальное.
Творчество – уникальная деятельность. Результатом творчества может быть рисунок, стихотворение, поделка – вдохновение выражается в разных вещах, оно единственное в своем роде не только для автора, но порой и для всего человечества. Детское творчество отличается от аналогичного процесса взрослых и имеет свои особенности. Оно не нацелено на создание исключительного продукта – ребенок творит ради самого процесса, выражая себя в этой деятельности или избавляясь от стресса и страха, или отвлекаясь от негативных эмоций. В педагогической литературе оно определяется как «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения».
Детское творчество является одним из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Оно имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и влияет на формирование личности ребёнка: подчиняясь вдохновению, дети познают мир, учатся самовыражению, нестандартно мыслят, замечая детали и выделяя главное; учатся слушать и слышать себя: свои чувства, мысли, желания. Оно оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка. А именно: по мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост.
А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, Поэтому, чем обширнее, опыт человека, тем больше объем материала, который потенциально может быть использован его воображением. В связи с этим очень важно учить дошкольников наблюдать за окружающей жизнью, природой, больше читать художественной литературы, рассматривать предметы народных промыслов, посещать выставки, музеи, организовывать встречи с художниками, проводить экскурсии в художественные мастерские, слушать музыку, беседовать о чувствах, эмоциях, вызванных встречей с прекрасным. Познавая окружающий мир и его устройство, дети учатся воспроизводить различные формы, получают представление о расположении и ориентации предметов в пространстве, их перемещении и трансформации.
Воображение принадлежит к числу важнейших психологических явлений человеческой личности. Результатом его развития является формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить определенную ситуацию, умение находить новое в известном.
Воображение тесно связано с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов, но воображение и само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, эти образы не всегда соответствуют реальности, в них могут быть элементы вымысла.
По словам Л.С. Выготского, развитие детского творчества базируется, на обогащении детского опыта в разных видах продуктивной деятельности: игре, изобразительной и музыкальной деятельности. Поэтому, в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда, которая позволяет ребенку вести поисковую, исследовательскую деятельность; решать любые вопросы по-своему; которая активизирует самостоятельную игровую, изобразительную, музыкальную деятельность.
Таким образом, очень важно развивать и поощрять творчество во всех видах деятельности ребенка дошкольного возраста, тем самым способствовать возникновению у него новых творческих замыслов, приемов и способов их реализации. Особенностями детского творчества выступает его субъективность и нацеленность на сам процесс, а не на результат. В деятельности дошкольника есть все этапы творчества (замысел – воплощение – результат), но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Для развития детского творчества дошкольников необходимо развивать у детей восприятие, наглядно-образное мышление (особенно такие его качества, как беглость, гибкость, оригинальность), воображение.
Феномен творческой активности детей – это детское рисование – имеющее двигательно–зрительную основу и реализующее многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Таким образом, детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка. Оно влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.
Нетрадиционные техники рисования.
Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия.
Необходима бумага, акварельные краски, мыло, кисти, вода, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.
Методика работы:
На стеклянную основу при помощи краски, воды, мыла кистью наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном.
Рисование свечой. Можно рисовать на бумаге свечой, затем нанести фон гуашью. Рисунок проявляется на цветном фоне.
Рисование пластилином
«Рисование листьями»
Поролоновые рисунки. Делается оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакивают в краску.
Рисование на влажной поверхности. На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или ватной палочкой нанести рисунок. Когда высохнет сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать на ткани. Темы: «Мне приснился сон», «Ночной город», « Цветы за занавеской».
Рисование ладошкой, пальцами
Рисование с помощью открыток
Рисование точками, штрихами
«Кляксография». На бумагу капаем жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет. Можно использовать для выдувания трубочку.
Также для развития воображения очень полезны различные задания:
- На лист бумаги нанесены разнообразные линии – округлые, ломаные, прямые, напоминающие незаконченный рисунок. Линии наносятся простым карандашом. Ребенку дополнить детали и закончить рисунок. Работа выполняется в цвете. Потом ребенок рассказывает о нарисованном.
- На листах изображены геометрические фигуры. Детям предлагается определить, на что они похожи, а потом нарисовать «увиденный образ».
- Кто больше увидит. У каждого на листе нарисованы 5-6 одинаковых геометрических фигур в разных позициях. Дети должны из них сделать полные рисунки.
- Рисование с линии: одинаковые короткие линии расположены хаотично. Можно начать с рассказа о палочке. Жила-была палочка (рисуете палочку), надоело ей быть палочкой – стала она скакалочкой, надоело ей быть скакалочкой – стала каталочкой. Надоело ей быть каталочкой, стала она стрелой. Стрела полетела далеко и попала в болото. В болоте жила лягушка (показать, как это рисуется на доске).
Кто дорисует? Дети по желанию дорисовывают рисунок по деталям, частям предметов, животных.
- Рисунки–путешествия. «Путешествуя» по лесам, лугам, океанам, морям, по временам года, дети делают зарисовки в альбоме, на отдельных листах. Дети рисуют красками, применяя разную технику – мазки, пятна, тычки, передавая сюжеты в цвете, смешивая краски, комментируя свои действия.
- Линия-волшебница. Воспитатель рассказывает о линии, строгой и ровной, которая решила попробовать быть другой: линия-облако, линия-завиток, линия-волна и т.д. Рисовать красками, карандашами, фломастерами.
Самое главное в акте творчества – внушить ребенку уверенность в своих возможностях и способностях, уверенность в своем успехе, в значимости его действий.
Практическая работа с воспитателями
- На лист бумаги нанесены разнообразные линии – округлые, ломаные, прямые, напоминающие незаконченный рисунок. Линии наносятся простым карандашом. Ребенку дополнить детали и закончить рисунок. Работа выполняется в цвете. Потом ребенок рассказывает о нарисованном.
- «Кляксография». На бумагу капаем жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет. Можно использовать для выдувания трубочку.
На разных занятиях можно решать одни и те же задачи. Важно учитывать системность в распределении тем. Это позволит формировать у детей прочные навыки и умения, научит их видеть предмет, вещь со всех сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».
Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...
Семинар-практикум детское творчество.
повышение педагогической компитенции...
Семинар-практикум «Творчество: воображение и личность ребенка»
Семинар-практикум«Творчество: воображение и личность ребенка»«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончай...
Семинар-практикум "Педагогическое творчество воспитателя"
В этом семинаре дается понятие "Что такое творчество воспитателя", как раскрывается творчество воспитателя в работе в ДОУ. Предлагается практическая часть к семинару, где педагоги могут пока...
Семинар - практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"
Семинар --практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"...
Семинар-практикум «Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования»
развивать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;• закреплять знания и умения в изобразительном творчестве.• развивать творческий потенциа...
Семинар-практикум «Развитие творческого воображения дошкольников в режиссёрской игре» (для родителей)
Задачи:Знакомить родителей с особенностями развития воображения детей старшего дошкольного возраста;Формировать у родителей умение развивать воображение детей в процессе режиссёрской игры;Дать родител...