Игровая гимнастика с массажными мячами для детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (старшая группа)

Гилевич Надежда Ивановна

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча.

 Задачи: − сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников; − развивать сложные координированные движения руки. Мячи могут быть: яркие, прыгучие, лёгкие, гладкие, колючие.

 Мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. Он отвлекает от дефекта, побуждает к общению.

 − Развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;

 − Регулирует силу и точность движений;

 − Развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);

 − Активизирует непроизвольное внимание;

 − Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

 − Развивает мышечную силу. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

− Сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;

− Подготовить руку к письму;

− Скорректировать внимание, способствует развитию терпения, умение сдерживать себя;

− Стимулирует личность, выявляет творческие способности.

Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей.

Игры с мячом универсальны и их многообразие и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно.

Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.

Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц.

Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.

Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.

 Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие. В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты. А игры с мячиком — ёжиком стали ежедневной разминкой.

 Конечно «ёжик» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует.

Дошкольники каждую неделю разучивают новый стишок, согласно лексической теме и подбирают новые движения вместе со своим другом — мячом. В конце занятия они благодарят за «Общение», обращаясь к нему: «Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить».

Это удивительное, незатейливое пособие развивает творческие способности детей, скорость реакции. Малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше — ниже», «лево — право», разучивают счёт. Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.

− Вот бежит колючий ёжик.

 У него не видно ножек.

 На спине колючек много,

И его не нужно трогать.

− Ёжик побежит в лесочек,

 Чтобы там найти грибочек.

 А потом дорожкой той

Прибежит к себе домой.

 − У ежа — иголки.

 Они очень — очень колки.

Осторожен будь,

Угостить его ты не забудь!

− Ёжик яблоко нашёл.

И на спинку наколол.

 Вот теперь здоровым будет.

Ребятишек не забудет!

− Мячик сильно я сжимаю.

И ладошку поменяю.

 «Здравствуй, мой любимый мячик».

Скажет утром каждый пальчик.

− Я круги с мячом катаю.

Из рук его не выпускаю.

 Назад — вперёд его качу,

Вправо — влево, как хочу.

− Ёжик выбился из сил

 – Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока

 – Надо их размять слегка,

 А потом погладим ножки,

 Чтобы отдохнул немножко.

 А потом почешем брюшко.

 Пощекочем возле ушка.

 Ёж в лесочек убежал,

 Нам «спасибо» пропищал.

 − Мячик — «ёжик» мы возьмём

 Покатаем и потрём.

 Вверх подбросим и поймаем,

 И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол.

Ручкой ёжика прижмём

Немножко покатаем,

 Потом ручку поменяем.

− Мы возьмём в ладошки «ёжик».

И потрём его слегка.

 Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

 «ёжик» я в руках верчу

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках

 Не достанет его кошка.

 − «Ёжик» в руки нужно взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять!

 Начинаем счёт опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

− Гладь мои ладошки ёж.

 Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу с тобой поладить,

 Я хочу тебя погладить.

 − Я мячом круги катаю.

Назад, вперёд его гоняю.

 Им поглажу я ладошку,

 А потом сожму немножко.

 Каждым пальцем мяч прижму.

 И другой рукой начну.

 А теперь последний трюк

– Мяч летает между рук.

− Ёжик маленький бежит,

Носик — бусинка сопит.

 Он опять бежит в лесок,

 Чтобы там найти грибок.

 По тропинке он спешит,

 Прямо к норке прибежит.

 − У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Ну, а ёжик, так хорош-

Лучше друга — не найдёшь.

 Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»:

«Возьми — переложи» Взять мяч правой рукой, переложить в левую руку. Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз. Сначала дети выполняют задание перед собой, затем за спиной. После того, как задания научились выполнять, не теряя «ёжик», можно усложнить, выполнять с использованием речевого сопровождения.

− Здесь живёт колючий ёж,

 От меня ты не уйдёшь.

 Буду я с тобой играть

 Своим другом называть.

 «Сожми — разожми» Положить мяч между ладошками, крепко сжав ладони. Ребёнок должен почувствовать «иголочки», затем выпрямить пальцы, но удерживая мяч между ладонями. Упражнение выполнять 6–8 раз.

Речевое сопровождение поможет сделать выполнение упражнения эмоционально.

 − Я хочу с тобой поладить.

 Я хочу тебя погладить.

«Перекаты» Мяч находится между ладонями. Прокатить мяч до кончиков пальчиков одной руки вверх, затем другой руки вниз. Выполнять 8–10 раз.

− Вот бежит колючий ёжик.

 У него не видно ножек.

 «Солнышко» Мяч лежит на ладошке. Выполнять круговые движения по всем пальчикам, ладони по часовой стрелке. Вначале рабочая поверхность правой руки, затем — левой руки. Следить за ощутимым нажимом ладоней. 6–8 раз.

− Ёжик маленький бежит.

Носик- бусинка сопит.

 «Тук-тук» Мяч находится на ладошке правой руки, кончиками пальцев левой руки стучим по «колючкам» мячика, затем меняем место положения мячика и пальцами правой руки дотрагиваемся «колючек». Выполнять 10 раз.

− Тук — тук,- дверь открой!

 Там в лесу охотник злой.

 Ёжик, ёжик заходи,

 Дверь скорей запри!

 «Лови меня» Перебрасывание мяча из одной руки в другую. При ловле мяча, сжать мяч, почувствовать «колючки». Расстояние между ладонями 20–30 см. Повторить 8–10 раз

 − Я хочу с тобой играть,

 Ловко прыгать и летать.

 «Не урони» Положить массажный мяч на тыльную сторону ладошки левой руки, прикрыть его ладошкой правой руки и медленно катим мяч на ладошку левой руки. Не отрывая рук от мяча перекатить мяч на другую руку круговыми движениями. И так меняя положение рук (правая вверху, затем левая и т.д) повторить4–6 раз.

− А теперь дорожкой той,

 Ёж придёт к себе домой!

«Гостинцы» Положить мяч на стол. Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним собирают с «иголочек» дары осени. Называют не спеша, чётко проговаривая звуки. Задания выполняют пальчиками левой, затем правой руки. Достаточно двух раз.

 − Ёжик по лесу гулял,

 Он гостинцы собирал.

 Груши, ягоды, грибы

 Пригодятся для еды.

 После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со словами:

 Ёжик всем нам помогает.

От дремоты избавляет.

 Пальцы, речь нам развивает.

 Всем добра желает.

 Пусть теперь он отдохнёт

Сил до завтра наберёт.

 Утром снова мы придём.

 И опять играть начнём!

 Литература: Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» — М. 2001. Крупенчук О. Н. «Развиваем мелкую моторику» — СПБ. 2002. Нефедова О. Н. «Пальчиковая гимнастика» — М. 2002.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимнастика с массажными мячами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"

Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Игровая дыхательная гимнастика, способствующая формированию правильного физиологического дыхания и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игры, формирующие правильные навыки физиологического дыхания у детей дошкольного возраста на основе технологий врача К. П. Бутейко, педагога - фониатора А. Н. Стрельниковой и А. С. Галанова, помогут р...

Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ОВЗ....

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) универсальных учебных действий посредством развития пространственных представлений, возможности использования игрового пособия «Волшебное поле» .

В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей (Ф.Н. Шемякин,...