Игровая гимнастика с массажными мячами для детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (старшая группа)
Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча.
Задачи: − сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников; − развивать сложные координированные движения руки. Мячи могут быть: яркие, прыгучие, лёгкие, гладкие, колючие.
Мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. Он отвлекает от дефекта, побуждает к общению.
− Развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;
− Регулирует силу и точность движений;
− Развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);
− Активизирует непроизвольное внимание;
− Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
− Развивает мышечную силу. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
− Сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;
− Подготовить руку к письму;
− Скорректировать внимание, способствует развитию терпения, умение сдерживать себя;
− Стимулирует личность, выявляет творческие способности.
Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей.
Игры с мячом универсальны и их многообразие и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно.
Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.
Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц.
Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.
Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.
Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие. В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты. А игры с мячиком — ёжиком стали ежедневной разминкой.
Конечно «ёжик» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует.
Дошкольники каждую неделю разучивают новый стишок, согласно лексической теме и подбирают новые движения вместе со своим другом — мячом. В конце занятия они благодарят за «Общение», обращаясь к нему: «Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить».
Это удивительное, незатейливое пособие развивает творческие способности детей, скорость реакции. Малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше — ниже», «лево — право», разучивают счёт. Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.
− Вот бежит колючий ёжик.
У него не видно ножек.
На спине колючек много,
И его не нужно трогать.
− Ёжик побежит в лесочек,
Чтобы там найти грибочек.
А потом дорожкой той
Прибежит к себе домой.
− У ежа — иголки.
Они очень — очень колки.
Осторожен будь,
Угостить его ты не забудь!
− Ёжик яблоко нашёл.
И на спинку наколол.
Вот теперь здоровым будет.
Ребятишек не забудет!
− Мячик сильно я сжимаю.
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик».
Скажет утром каждый пальчик.
− Я круги с мячом катаю.
Из рук его не выпускаю.
Назад — вперёд его качу,
Вправо — влево, как хочу.
− Ёжик выбился из сил
– Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока
– Надо их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко.
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам «спасибо» пропищал.
− Мячик — «ёжик» мы возьмём
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на стол.
Ручкой ёжика прижмём
Немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
− Мы возьмём в ладошки «ёжик».
И потрём его слегка.
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
«ёжик» я в руках верчу
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках
Не достанет его кошка.
− «Ёжик» в руки нужно взять,
Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем счёт опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
− Гладь мои ладошки ёж.
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу с тобой поладить,
Я хочу тебя погладить.
− Я мячом круги катаю.
Назад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк
– Мяч летает между рук.
− Ёжик маленький бежит,
Носик — бусинка сопит.
Он опять бежит в лесок,
Чтобы там найти грибок.
По тропинке он спешит,
Прямо к норке прибежит.
− У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
Ну, а ёжик, так хорош-
Лучше друга — не найдёшь.
Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»:
«Возьми — переложи» Взять мяч правой рукой, переложить в левую руку. Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз. Сначала дети выполняют задание перед собой, затем за спиной. После того, как задания научились выполнять, не теряя «ёжик», можно усложнить, выполнять с использованием речевого сопровождения.
− Здесь живёт колючий ёж,
От меня ты не уйдёшь.
Буду я с тобой играть
Своим другом называть.
«Сожми — разожми» Положить мяч между ладошками, крепко сжав ладони. Ребёнок должен почувствовать «иголочки», затем выпрямить пальцы, но удерживая мяч между ладонями. Упражнение выполнять 6–8 раз.
Речевое сопровождение поможет сделать выполнение упражнения эмоционально.
− Я хочу с тобой поладить.
Я хочу тебя погладить.
«Перекаты» Мяч находится между ладонями. Прокатить мяч до кончиков пальчиков одной руки вверх, затем другой руки вниз. Выполнять 8–10 раз.
− Вот бежит колючий ёжик.
У него не видно ножек.
«Солнышко» Мяч лежит на ладошке. Выполнять круговые движения по всем пальчикам, ладони по часовой стрелке. Вначале рабочая поверхность правой руки, затем — левой руки. Следить за ощутимым нажимом ладоней. 6–8 раз.
− Ёжик маленький бежит.
Носик- бусинка сопит.
«Тук-тук» Мяч находится на ладошке правой руки, кончиками пальцев левой руки стучим по «колючкам» мячика, затем меняем место положения мячика и пальцами правой руки дотрагиваемся «колючек». Выполнять 10 раз.
− Тук — тук,- дверь открой!
Там в лесу охотник злой.
Ёжик, ёжик заходи,
Дверь скорей запри!
«Лови меня» Перебрасывание мяча из одной руки в другую. При ловле мяча, сжать мяч, почувствовать «колючки». Расстояние между ладонями 20–30 см. Повторить 8–10 раз
− Я хочу с тобой играть,
Ловко прыгать и летать.
«Не урони» Положить массажный мяч на тыльную сторону ладошки левой руки, прикрыть его ладошкой правой руки и медленно катим мяч на ладошку левой руки. Не отрывая рук от мяча перекатить мяч на другую руку круговыми движениями. И так меняя положение рук (правая вверху, затем левая и т.д) повторить4–6 раз.
− А теперь дорожкой той,
Ёж придёт к себе домой!
«Гостинцы» Положить мяч на стол. Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним собирают с «иголочек» дары осени. Называют не спеша, чётко проговаривая звуки. Задания выполняют пальчиками левой, затем правой руки. Достаточно двух раз.
− Ёжик по лесу гулял,
Он гостинцы собирал.
Груши, ягоды, грибы
Пригодятся для еды.
После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со словами:
Ёжик всем нам помогает.
От дремоты избавляет.
Пальцы, речь нам развивает.
Всем добра желает.
Пусть теперь он отдохнёт
Сил до завтра наберёт.
Утром снова мы придём.
И опять играть начнём!
Литература: Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» — М. 2001. Крупенчук О. Н. «Развиваем мелкую моторику» — СПБ. 2002. Нефедова О. Н. «Пальчиковая гимнастика» — М. 2002.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые приемы в обучении изо - деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ. С помощью определенной системы игровых приемов, используемых в изо - деятельности, можно достигнуть наилучших ре...
Сценарий совместной игровой деятельности по сказке « Заюшкина избушка» в I младшей группе детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: Формировать социально-нравственные представления у детей....
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Игровая дыхательная гимнастика, способствующая формированию правильного физиологического дыхания и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игры, формирующие правильные навыки физиологического дыхания у детей дошкольного возраста на основе технологий врача К. П. Бутейко, педагога - фониатора А. Н. Стрельниковой и А. С. Галанова, помогут р...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование игровых технологий для всестороннего развития личности детей с ОВЗ....
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) универсальных учебных действий посредством развития пространственных представлений, возможности использования игрового пособия «Волшебное поле» .
В последние годы в нейропсихологии и в ряде смежных наук наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Этот интерес не случаен: все больше исследователей (Ф.Н. Шемякин,...