«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»
статья (старшая группа)
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетентность семей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mashina.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни».
«…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования. Поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (Н.С. Глицина, О.В.Морозова, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев и др.) - это проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетентность семей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ.
Решение данных проблем мы видим во взаимодействии детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и приобщению к ЗОЖ.
Целью нашей работы является: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
На подготовительном этапе нашей работы мы провели мониторинг детей старшего дошкольного возраста, который показал что: у детей проявляется интерес к здоровью. Они интересуются содержанием бесед, посвященных ЗОЖ. Интерес проявляется в разных видах детской деятельности. Дети отражают знания в своем опыте, что соответствует их поведению. Но есть и такие дети, которые неохотно проявляют интерес к своему здоровью, часто ходят неопрятными, не соблюдают элементарных правил культурно-гигиенических навыков, не соблюдают порядок в шкафчике.
На формирующем этапе нашей работы мы создали условия для обогащения представлений детей о своем организме, здоровье: пополнили развивающую предметно-пространственную среду: эспандерами, массажными варежками, массажными ковриками, нетрадиционным оборудованием, ширмами о привычках здорового образа жизни, дидактическими играми, альбомами: «Береги свое здоровье», «Обереги родного края», «Спорт глазами детей».
Были проведены занятия: встречи с интересными людьми (с врачом и медсестрой нашего детского сада), организовали экскурсии в медицинский кабинет, в аптеку. Шеф – повар ДОО провел с детьми беседу о здоровой и полезной пище. Познакомил с полезными витаминами, которые находятся в каждом овоще и фрукте, и почему его нужно применять в пище.
В образовательной деятельности с детьми обращали внимание на строение нашего организма, что немало важно для формирования у детей привычки к ЗОЖ. На занятиях «Уроки Мойдодыра» рассказывали и закрепляли знания о культурно - гигиенических навыках.
Работа была организована в тесном сотрудничестве со специалистами ДОО. Так, при организации физического воспитания дошкольников инструктор по физической культуре знакомила детей с различными здоровье сберегающими технологиями, акцентировала внимание детей на влияние правильной осанки на здоровье внутренних органов; проводила тематические развлечения, прививала интерес к различным видам спорта.
Руководитель изобразительной деятельности побуждала детей рисовать на тему: «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Зимние виды спорта». С руководителем ручного труда дети увлеченно шили варежки для самомассажа. Музыкальный руководитель совместно с экологом и детьми подготовили для родителей драматизацию сказки «Будьте здоровы!». Педагог - психолог детского сада помогал детям контролировать свои эмоции, применял музыкальную релаксацию, т.к. психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям, соблюдение режима дня, отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети не только проявляют интерес к здоровью, но и применяют свой опыт в дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых играх, например: «Поликлиника», «Медицинский центр «Растишка», «ФОК» и т.д. Свои знания не забывают использовать и в жизненных ситуациях (например, народные средства при ушибах - приложить подорожник и др.).
На протяжении всей нашей работы родители были активными участниками в формировании у детей осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни через культурные досуги, праздники, спортивные развлечения (например, «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья и др.).
Родители принимали участие в подготовке детей к занятиям: придумывали тематические физкультминутки, а так же помогли в организации игры «Что? Где? Когда?», где дети в этой игре выступали в роли знатоков, а родители были гостями и при необходимости оказывали помощь знатокам. В процессе работы был собран материал по здоровому образу жизни детей в семье и организованна фотовыставка «Растем здоровым». Знакомили детей с лекарственными травами, а для закрепления знаний, совместно с родителями создали альбом «Интересно и полезно».
Интересным и доступным материалом для детей и родителей стали ширмы, папки-передвижки на темы «Волшебная книга здоровья», «Полезные советы», «Делимся опытом», где был рассказан семейный опыт, история, важная информация с иллюстрациями по теме. Хочется отметить во взаимодействии с родителями составление и предоставление презентационного материала для детей: «Наш организм», «Где живут витамины», «Быть плохим или хорошим».
На третьем, заключительном этапе нашей работы мы увидели, что уровень сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста значительно вырос. Дети стали больше проявлять интерес к своему здоровью, активно участвовать в решении проблемных ситуаций и предлагать способы их решения.
Перспективы в дальнейшей нашей работе следующие:
1.Продолжать формировать представления о здоровье и основах здорового образа жизни.
2.Продолжить взаимодействие с родителями по организации детского туризма, как одной из форм оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование культуры, самостоятельного мышления, целостности картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни у младших дошкольников»
Oт состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе весьма ак...
Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни
Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...
Проектная деятельность в ДОУ, как средство для формирования осознанной потребности в овладении нормами и правилами здорового образа жизни у дошкольников .
Использование проектной деятельности в ДОУ, как средства для реализации современных здоровьесберегающих программ и технологий....
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» подготовительная к школе группа №10 «Почемучка»
В дошкольной педагогике:•КГН- это навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.Л. Нюканен:•КГН- это доведённое до автома...
Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста основ культурно-гигиенических навыков и интереса к здоровому образу жизни
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методический кейс для детей средне-старшего дошкольного возраста на тему "Чистота - залог здоровья"Методический кейс включает в себя:1. Познавате...
Программа по самообразованию: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к здоровому образу жизни»
Тема: «Формирование осознанного отношения детей 5-6 лет к ЗОЖ»...