Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
статья

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_anna.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Баева А.С., воспитатель

ГБДОУ №68 Красносельского района «Росток»

Гор. Санкт-Петербург

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. В этом периоде идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. При обследовании дошкольников обнаруживается ряд закономерностей в отставании физического и психического развития детей: снижение мышечного тонуса, нарушение осанки, плоскостопие, гипокинезия, дисгармония нервных и физических показателей. Сопротивляемость детского организма снижается, повышается возбудимость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, нарушение сна, отсутствие соблюдения режимных моментов. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, одним из которых является здоровьесбережение и здоровьеобогащение участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

В классификации здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду выделяются следующие виды:

- медико-профилактические

- физкультурно-оздоровительные

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

- технологии валеологического просвещения родителей

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии и один из самых древних. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребенку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребенка вопросы. Консультация с психологом поможет в этом разобраться. Сказки для сказкотерапии подбирают разные: русско-народные, авторские и специально разработанные. Часто психолог предлагает сочинить сказку самому ребенку. Сочинение сказок ребенком – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о переживании детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать с взрослыми. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Игротерапия. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А.Фрейд, М.Клейн, С.Хаг-Гельмут называли детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и проблемы. Ребенок отражает в играх свое психологическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, также с помощью игры можно влиять на психику малышей; снижать их гиперактивность; избавлять их от страхов; давать выход негативным эмоциям. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей, а дети быстрее раскрепостятся перед взрослыми.

Живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обида, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть стол клеенкой. Родителям необходимо показать ребенку, как это делается, и начать рисование совместно, расспрашивая его, что он рисует.

Работа с глиной и пластилином. Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств, избавляет от избытка слов, если ребенок болтлив и приобщает к социальной активности необщительных детей. При работе с глиной можно выполнять следующие задания:

- закройте глаза и почувствуйте кусок глины (какой он, холодный или теплый, влажный или сухой), подружитесь с ним;

- сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки;

- проткните глину;

- пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;

- оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.

Уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка дает пластилин. Во время игры с пластилином можно читать сказку и предоставить возможность юному скульптору творить наиболее понравившихся ему персонажей. По рассказам о них можно лучше понять характер малыша.

Игры с песком. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание, память;

- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. При игре с песком можно выполнять такие упражнения:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

- создать отпечатками ладони, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем;

- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

- поиграть пальчиками по поверхности песка как на клавиатуре пианино или компьютера.

Таким образом, игротерапия поможет не только ребенку, но и родителям – расслабит и отвлечет. Ребенок будет просто счастлив в очередной раз поиграть с родителем, проявить свою активность, показать, что он еще умеет и почувствовать себя еще на капельку нужнее, любимее, а значит и увереннее.

Работа по здоровьесбережению может быть организована по следующим направлениям.

Лечебно-профилактическое (фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «не навреди»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармоничного развития;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной активности здоровьесберегающего процесса.

Работа по здоровьесбережению и здорвьеобогащению организуется по следующим этапам:

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Оргнизация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Использование в режиме дня:

Отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;

  • Различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
  • Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • Физкультурных занятий всех типов;
  • Оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) могут быть включены в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) занятия ЛФК.

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям могут быть предложены комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;

Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;

Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально-комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей , будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении/В.Г.Алямовская// Дошкольное образование. – 2004. - № 17-24
  2. Астафьев Н.С. Планирование деятельности с детьми по всем образовательным областям. – М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012. -72с

  1. Возная В.И., Коновалова И.Т., Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н., Резяпова С.З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ: приложение к журналу «Управление ДОУ». – М.:ТЦ «Сфера», 2006. – 128с
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 160с
  3. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка/ В.Я. Зедгенидзе// Современный детский сад. – 2007. - № 1.
  4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002
  6. Сивцова, А.М.Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М.Сивцова//Методист. – 2007. - №2. – с.65-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

Петрова М.Г.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста.

Детство-  это период человеческого  развития , когда человек  учится понимать окружающий  мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. Детство – не ...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дош...