«Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании (из опыта работы)»
методическая разработка (старшая группа)
Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время. Всем известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 184.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска
«Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса муниципальнöй асшöрлуна учреждение
Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании»
(из опыта работы)
Авторы-составители: Выучейская Виктория Васильевна, старший воспитатель Панкратова Марина Николаевна старший воспитатель Рокоман Марина Григорьевна воспитатель |
Усинск, 2020 г.
От авторов
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Руссо Жан Жак
французский писатель, мыслителей XVIII в.
Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время. Всем известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создается основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям.
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы и предметным миром, развивается его любознательность, формируется интерес к творчеству, позитивному представлению об окружающем мире и самому себе.
С целью сформированности у воспитанников знаний о необходимости развития и сохранения своего здоровья, о важности культуры питания, как составляющей здорового образа жизни в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска реализуется рабочая программа «Азбука здорового питания», в основу которой вошла программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., кандидатом биологических наук Т.А. Филипповой, кандидатом педагогических наук А.Г. Макеевой.
Проводя беседы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) о здоровье, мы пришли к выводу, что воспитанники не имеют первичных представлений о некоторых внутренних органах человека, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья: соблюдение режима дня, чистоты тела, правильного питания. Отсюда и вытекает важная проблема: как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье.
Таким образом, чтобы раскрыть и воплотить в образовательную деятельность эту проблему широко и всесторонне поможет нам метод проектирования. Так и родилась идея проекта «Правильное питание — залог здоровья!», который позволяет и родителям, и детям, и педагогам:
- развивать познавательные и творческие способности;
- принимать участие в совместной деятельности;
- видеть результат совместного труда;
- способствовать эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей;
- формировать опыт.
Одной из задач программы «Разговор о правильном питании» является пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. Именно на этом направлении мы и хотим остановиться.
В предлагаемой методической разработке раскрывается системный подход к формированию у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании». Данная система является обобщением опыта работы авторов.
Желаем успехов!
Пояснительная записка
Педагоги детского сада хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования - это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни - это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
В ходе реализации проекта «Правильное питание — залог здоровья» мы используем различные формы организации работы с детьми, что позволяет не только заинтересовать детей, но и поддерживать их постоянную активность, желание участвовать в работе, не просто узнавать новое, но и быть распространителем.
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
На подготовительном этапе была изучена и создана информационная база по проекту, составлен календарно-тематический план и выявлен интерес родителей по проблеме здоровьесбережения детей.
На основном этапе были составлены нами ежедневные мероприятия, направленные на оздоровление ребенка.
Не малая работа была проведена и с родителями – это консультации, индивидуальные беседы, наглядные примеры, в которых старались доказать, что для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня и правильное питание, побуждали родителей больше времени проводить с детьми на открытом воздухе, контролировать время, которое ребенок проводит у компьютера и телевизора.
На этапе совместного подведения итогов проекта, проанализировали полученные результаты, определили перспективу на будущее – продолжить работу по приобретению детьми навыков здорового образа жизни.
Паспорт проекта
«Правильное питание — залог здоровья»
Тип проекта: информационно – познавательный.
Сроки реализации: среднесрочный.
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Известно, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды. Еще Гиппократ, живший в древней Греции, сказал следующее: «Зачастую, отец болезни неизвестен, но мать ее — это пища». Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития.
Цель: Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа.
Задачи:
- сформировать представления о полезности пищи;
- установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной);
- приучение детей к блюдам, предлагаемым дошкольным учреждением;
- формирование у детей культурно-гигиенических навыков, полезных привычек;
- развитие положительных эмоций у детей в процессе приема пищи.
Методы реализации проекта:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- игры;
- наблюдения;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- выставки;
- проблемные ситуации;
- анкетирование родителей
1 этап - Организационный.
- Определение основных направлений работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов народного творчества для демонстрации.
- Подбор художественной литературы (поговорок, сказок, пословиц).
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Привлечение родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор материала для проведения игровой деятельности детей.
II этап - Основной.
- Проведение мероприятий с детьми
№ | Тема | Содержание |
1. | Дары леса |
|
2. | Грибное лукошко |
|
3. | Викторина «Наш лес» |
|
4. | Испечем мы кукурук |
|
5. | Традиции и обычаи коми народа |
|
6. | Посуда |
|
7. | Деревянная посуда |
|
8. | Глиняная посуда |
|
9. | Лесная аптека |
|
III этап - Заключительный.
- Диагностика, анкетирование, подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме.
- Северные посиделки - Сочетание труда и праздника – норма народной жизни (Слушание коми народных песен, загадывание загадок, использование коми фольклора).
- Создание группового альбома «Наша дружная семья».
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Формирование у детей представления о многообразии природы Коми края.
- Освоение знаний о правильной и здоровой пище.
- Развитие познавательной активности и творческих способностей.
Для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий.
- Распространение педагогического опыта.
- Систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию патриотических чувств к родному краю.
Для родителей:
- Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.
- Приобретение родительских знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
- Появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.
Приложение
Конспект педагогического мероприятия
с детьми средней группы по здоровому питанию
«Кто с кашей дружит - тот живёт, не тужит»
Цель: формирование у детей навыков здорового питания и бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- расширить представления детей о каше, как традиционном русском блюде, полезном для здоровья человека;
- закрепить знания детей о различных видах круп (рис, пшено, гречка, овсянка, манка) и каш из них;
- упражнять в умении различать крупы визуально и на ощупь;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход мероприятия
- Воспитатель: Зима морозами стучит в окно,
А в группе у нас тепло и светло!
(накидывает на плечи платок, «превращается» в бабушку)
Бабушка: Проходите, не торопитесь, да на стульчики садитесь.
Всем видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Здравствуйте, внучата, мои дорогие! Собрались мы с вами для беседушки!
А беседа будет наша… Нет, нет, нет не скажу.
А для вас, внучатки, я приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашей беседы узнает. Слушайте внимательно. Кто отгадку знает, тот руку поднимает.
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (каша)
2. Беседа о каше.
Бабушка: Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.
- А вы любите кашу?
- Почему полезно есть кашу?
- Совершенно верно, в каше много полезных веществ и витаминов. Кто ест кашу – тот здоровый, сильный и красивый.
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел»
- Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.
- Правильно, чтобы вырасти большими и здоровыми, надо есть полезные, разнообразные продукты
3. (Показ презентации – Каши на Руси)
1 ребенок: На Руси каша была одним из главных блюд. Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных книгах говорится о хлебных кашах, о сваренных из сухарей и о рыбных кашах.
2 ребенок: В старину на Руси был даже праздник каши. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
3 ребенок: Каша с древних времен занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей.
4 ребенок: Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники, ни одно застолье не обходилось без каши.
5 ребенок: Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался – «Кашей». Кашу варили на свадьбах и кормили ей молодых. Невесту на свадьбе осыпали зерном.
Бабушка: У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался не действительным. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь» - эта пословица дошла и до наших времен. Русский
народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Давайте мы с вами вспомним их.
4. Пословицы и поговорки о каше
1 ребенок: Каша – матушка наша
2 ребенок: Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит
3 ребенок: Если про кашу не забудешь, здоровым будешь
4 ребенок: Кашу маслом не испортишь
5 ребенок: Сам кашу сварил, сам ее и расхлебывай»
5. Игра: «Какая каша получится?»
Бабушка: Ребята, вы должны взять баночку с крупой и сказать название крупы, и какая каша приготовится из этой крупы. Например: в баночке пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу…
(Дети внимательно рассматривают крупы в приготовленных прозрачных баночках (манка, гречка, рис, геркулес, пшено). Ребенок берет одну баночку с крупой и составляет предложение).
Бабушка: Вижу, слышу, умненькие ребятки, много пословиц и поговорок знаете, знаете название каш. А как вы думаете, для того, чтобы сварить кашу, нужно только крупу?
Внучата, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет».
Сорока - белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко. (Да)
Куриное яйцо. (Нет)
Крупа манная. (Да)
Капуста кочанная. (Нет)
Соленый огурец. (Нет)
Мясной холодец. (Нет)
Сахар да соль. (Да)
Белую фасоль. (Нет)
Масло топленное. (Да)
Рыбка соленая. (Нет)
Лавровый лист. (Нет)
Чернослив и изюм. (Да)
Перец болгарский. (Нет)
Клубничное варенье. (Да)
Бисквитное печенье. (Нет)
Бабушка: Все каши полезны для детей. Польза каш не подлежит оспариванию. Каша обогащает организм полезными и питательными веществами и заряжает энергией на весь день. Вот поэтому наши ребята такие весёлые и жизнерадостные, любят играть и заниматься, петь и танцевать. А о слабом, болезненном ребенке говорили: «Мало каши ел!» А про вас, мои ребятишки, этого не скажешь. Вижу, кашу вы кушаете хорошо! Вот и правильно. Кто с кашей дружит, тот живёт, не тужит.
6. Танец-импровизация «Варись, варись, кашка»
Бабушка: И сейчас я приглашаю всех в круг на танец «Варись, варись, кашка». (Аудио- или видеозапись песни "Варись, варись кашка" в исполнении
детского танцевального коллектива «Талисман» есть на Youtube)
Бабушка: Мне у вас очень понравилось, ребята. Но сейчас мне пора идти. Обещаю, что приду к вам ещё не один раз. А вы не забывайте, что каша – это сила наша! Кушайте кашу и будьте здоровы. До новых встреч!
(Дети прощаются с Бабушкой)
Приложение
Конспект педагогического мероприятия
с детьми средней группы по здоровому питанию
«Выпечка коми национального печенья - КУКУРУК»
Цель: Освоение знаний о коми национальном печенье «кукурук» и его рецепте
Задачи:
- Дать умения раскатывать тесто прямыми движениями рук до получения удлиненной формы – «жгутиков».
- Учить лепить «кукурук»
- Вызвать интерес к коми национальной выпечке.
- Воспитывать любовь к хозяйственно-бытовому труду.
Словарная работа: кукурук, кукур, жгутики, кулинар.
Предшествующая работа: беседа о коми национальных блюдах, иллюстрации русской печи.
Материал: тесто, разделочные доски, мука в тарелках, фартуки, косынки, подносы, тряпочки.
Ход мероприятия:
- Ребята, завтра всех нас приглашают в музей на посиделки, а по-коми – войпук, которые коми парни и девушки устраивали в зимние вечера. А в гости как у нас заведено надо ходить с подарками или угощениями. Я предлагаю к этому вечеру сегодня испечь вкусные печенья «кукурук». Давайте вместе скажем название нашего будущего угощения.
- А чтобы вы убедились, что они вкусные, я вас сейчас угощу. Это печенье пекла моя бабушка издавна, оно вкусное и рассыпчатое. Его делают из крутого теста, а тесто готовят из муки, сметаны, яиц, соли и сахара. Все ингредиенты перемешивают и получается густое тесто.
- Давайте приготовим себе рабочее место: поставим перед собой деревянную разделочную доску и посыплем на нее муку, чтобы тесто наше не прилипало к рукам.
- Берем тесто и раскатываем до получения «колбасок». Делим на 4 части и получаем сколько кукуруков?
- Раскатываем между руками до тонких жгутиков. Делаем пенье в виде 8. Вот кукурук готов.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по калачу,
А для наших гостей
Испечем мы кукурей.
Кукурук, кукурук, кукурук,
Угощенье сладких рук,
Завиточки – кукурук,
И восьмерки – кукурук.
- Ребята, как много у нас получилось печенья. Хорошо потрудились! Разложим их на подносы и отнесем на кухню. Повара их испекут в электрических плитах, а раньше их пекли в печах.
- Вот и закончилось наше рабочее время, пора навести порядок на своих рабочих местах.
Список литературы:
- Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров!» Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Правильное питание., Детство-Пресс, 2012 г.
- Глебова С.В. «Детский сад – семья: Аспекты взаимодействия» г. Воронеж, ТЦ «Учитель»,2005.110с. 9. «Энциклопедия детского питания на основе натуральных продуктов». Близ О. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2000. - 319с.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании /методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2005.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании /Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург, ЛИТУР, 2000.
- Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий /Под. ред. О.В.Дыбиной – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Остапова З.В. Программа для детских садов, по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком, Коми ФИПКРО, 1995.
- Парма: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми, под ред. Белых С.С.,
Использование материалов электронных СМИ:
- Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/http://www.food.websib.ru/
- http://www.eda-server.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность.
Статья из опыта работы по приобщению детей к социокультурным нормам и ценностям русского народа через создание и реализацию проекта в детском саду....
«Здоровым быть это модно!» Система работы по развитию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста 6-7 лет через различные педагогические технологии по программе «Разговор о правильном питании»
Методическая разработка по формированию у детей целостного отношения к собственному здоровью с выделением главного компонента — культуры питания и развитие социально-бытовых компетенций, связанн...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»
Паспорт проектаМетодическая тема проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность
Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность...