Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность
статья

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных организациях страны. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идѐт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому так важно с ранних лет воспитывать у ребенка стремление заботиться о своем здоровье, беречь его. Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутанули бы, попали бы под машину, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением лег- 43 ких — и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Под этим девизом и должна осуществляться работа каждого педагога. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведѐнное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Здоровье человека закладывается в детстве и согласно данным научных исследований, оно обуславливается на 50% - образом жизни, на 20% -наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% -возможностями медицины. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены. Итак, здоровье, здоровый образ жизни — фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности. Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, имеет большое значение в системе дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребѐнка, как отмечает А.Ф. Аменд, С. В. Васильев - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические 44 мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребѐнка в течение всего его последующего развития. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьѐзную опасность для здоровья детей. Но, даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Отношение ребѐнка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: - активно развиваются психические процессы; - заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии, дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку; - дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности. В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни. Приоритетным направлениям образовательной программы ДОУ являются физическое развитие детей. Физическое развитие, осуществляется по здоровьесберегающей педагогической модели. Модель, включает в себя оздоравливающие технологии, подобраны и систематизированы воспитателями и специалистами ДОУ, учитывая контингент воспитанников.

 В учреждении формируется база данных о состоянии здоровья, индивидуальных психологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников, на основе которой осуществляется разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей, исходя из особенностей их психофизического развития, региональных возможностей, этнонациональных условий. На основании вышеизложенного, мы определили основную цель нашей педагогической деятельности: помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, через проектную деятельность.

Для достижения поставленной цели решаем следующие

задачи: 1. Сформировать у детей адекватные представления о своем теле, научить «слушать» и «слышать» свой организм.

2. Воспитать у детей потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

3. Развить у детей и их родителей ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья через различные формы обучения и реализацию проектного метода. Проектная деятельность в ДОУ это, прежде всего, сотрудничество субъектов образовательного процесса - детей, родителей и педагогов. В основе метода проекта лежит идея о направленности познавательной деятельности дошкольников, то есть стремлению к достижению результата при совместной работе педагога и детей над определѐнной практической проблемой. В основе данной технологии заложена самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». 46 Преимуществом здоровьесберегающих проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учетом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников. Следовательно, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом. Она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов в деятельности, необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – педагоги. Основные педагогические принципы проектной деятельности по здоровьесбережению: - принцип формирования здорового образа жизни основывается на ценностях и традициях национальной культуры, строится в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье; - принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему; - принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует созданияусловий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках; - принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком; - принцип стимулирования интереса детей к определенным проблемам; - принцип сотрудничества педагога и ребенка.

 Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, в реализации проектной деятельности по здоровьесбережению нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил : - моделирование; - экспериментирование; - создание проблемных ситуаций; - проведение опытов; - рассматривание иллюстраций; - знакомство со схемами; - игры и игровые упражнения. Проектная деятельность, помогает заинтересовать детей в деятельности оздоровительного характера. Выполнение тех или иных заданий требует волевых усилий, именно поэтому мы соблюдаем заповеди, сформулированные К.С. Станиславским « Трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным». Работа оздоровительно - педагогического характера проходит через всю педагогическую деятельность и находит свое отражение во всех режимных моментах образовательной деятельности. Основные достоинства метода проектов в формировании здоровьесберегающей компетентности: - усвоение и использование правил носит осознанный характер; - понимание необходимости выполнения правил для здоровья; - формирование практических умений и мотивов выполнения правил окрашено положительными эмоциями; - развитие самоконтроля; - возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; - возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность; - самостоятельно применять освоенные ранее знания и умения; 48 - умение наблюдать, слушать, способность обобщать, анализировать; - умение увидеть проблему комплексно. Таким образом, с ранних лет сформированная культура поведения, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своѐ достойное место в системе дошкольного образования. Наши проекты: «Здоровейка», «Зимние забавы», «Осторожно тонкий лѐд» и многие другие, дают возможность коллективного поиска, совместного творчества, помогают закрепить полученные знания на практике. По итогам проведѐнной работы, мы с уверенностью можем сказать, что проектная деятельность принесла положительные результаты. Проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми, и с родителями в тесной связи, повысило уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей. Воспитанники получили новые знания, навыки и умения, они могут оказать элементарную первую помощь, разбираются в строении человека, строении внутренних органов и их функциях. Значительно повысился уровень знаний в формировании культуры здоровья. Дети могут самостоятельно организовать свою двигательную активность, подвижные и спортивные игры. На высоком уровне сформирована гигиеническая культура детей. Со стороны родителей повысился уровень практических и теоретических знаний и умений, сформирован интерес к здоровому питанию и закаливанию в семьях. Семьи испытывают моральное удовлетворение и гордость друг за друга, и оставляют положительные отзывы о совместно проделанной работе, проектов в процессе 49 активного сотрудничества отмечено сплочение детей, родителей и педагогов. Таким образом, благодаря реализации системы проектов в группе собран богатый тематический материал (например, лепбуки, дидактические игры, наглядные пособия, картотеки и многое другое), обогащена предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО. Метод проектов по здоровьесбережению таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, но если каждый из нас задастся этой целью - выиграют в итоге, наши дети, наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Программа формирования у детей начальных представлений о здоровом и безопасном образе жизни на 2019-2022годы

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активности творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В ...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий...