Статья на тему: «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»
статья (подготовительная группа)
Подвижные игры и их влияние на коммуникацию детей. Подвижные игры и их основные функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov_podgotovila_bespalova_t.v.docx | 411.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Беспалова Т.В.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями заключается в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста может быть повышен, если использовать подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. По определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт писал: «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.
Я. А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе. Исследование Т. С. Блощицыной (1983) было посвящено проблеме формирования взаимоотношений детей и проводилось на основе включения детей в подвижные игры. На основе анализа объективной структуры этих игр автор выделяет три типа игр: некомандные, переходные и командные.
В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо от других, где преобладают индивидуальные действия участников, а на первый план выступает задача подчинения своих действий правилам игры.
В переходных играх появляются элементы объединения нескольких участников для совместных действий, а также возможно согласование действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно. (Например, игры: «Волк и зайцы», «Мышеловка»).
В командных играх с наличием противоборствующих сторон соревнование проходит между игровыми коллективами (командами). Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается, главным образом, согласованными действиями участников. Для определения результата, так как игра имеет соревновательный характер, необходимо судейство. Возрастание степени согласованности действий требует от участников не только психологической перестройки, но и владения навыками более сложных движений, необходимых в коллективной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от некомандных к командным играм. Чем элементарнее отношения между участниками, тем проще содержание игры. (Например, игры: “Охотники и зайцы”, “Салки с лентами”).
Подвижные игры направлены на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед "командой" за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам. Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется навыки — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция, когда игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.
В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает, и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку выйти из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
Игротерапевтическая и коррекционная функции. В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция. Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Таким образом в играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Теоретические основы воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.Проблема воспитания положительных взаимоотношений у дошкольников в исс...
Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...
Статья "Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
В статье приведены примеры роли творческой деятельности для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
В статье рассматривается проблема взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в подвижных играх, которые способствуют улучшению взаимодействия с детским и взрослым коллективом....
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
В статье раскрыто влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений старших дошкольников...
Презентация "Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
Самое главное в жизни человека – это его отношения с другими людьми. Научить ребёнка дружить – это прежде всего научить взаимодействовать с другими людьми на основе социокультурных норм....