Народные игры для старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ для старшего дошкольного возраста.
Марийские народные игры:
1«Ой, тьоти, мамыштет?» - «Дедушка, что ты делаешь?»
В игру могут играть 10-20 детей. В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.
- Ой, тьоти, мам ыштет? (Ой, дедушка, что ты делаешь)
- Рокым капаем (Землю копаю)
- Рок донжы мам ыштет (Что будешь делать с землей)
- Имымкычалам (Ищу иголку)
- Им донжы мам ыштет (С иголкой что будешь делать)
- Мешакымыргем (Мешок шью)
- Мешакдонжы мам ыштет (Что делаешь с мешком)
- Тамдам вот кычем (А вот вас буду ловить)
2«Коти дон калявла» - «Кот и мыши»
В игре принимают участие от 10 и более детей. В начале игры считалкой выбирают кота. Кот подходит к мышкам и спрашивает:
- Кышкы тенге каштында? (Куда вы ходили)
- Клатыш. (В клеть.)
- Мам тышты ыштенда?» (Что вы там делали)
- Ум качкынна. (Масло кушали.)
- Мыламат коденда сай? (А мне оставили)
- Уке. (Нет.)
- Тенге гынь, мынь тамдам качкам. (Тогда я вас съем.)
- Ма шылына. (Мы спрячемся.)
После этих слов мышки разбегаются. Кот их ловит.
3"КАТАНИЯ МЯЧА"(Мече дене модмаш)
Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3–5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
Удмуртские народные игры;
- Сукыр така «Слепой баран»
По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран» пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями.
Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».
- Валэз быжтиз кут «Поймай коня за хвост»
Все дети встают друг за другом, взявшись за пояс впереди стоящего ребенка. Первый ребенок считается «головой коня», последний – его хвостом. По сигналу старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего ребенка – «хвост». Если поймает, по счету выбираются другие «голова» и «хвост».
Правило игры: дети должны крепко держаться друг за друга.
- Кечпи но пуныос «Козленок и собаки»
По считалке выбирается «козленок». Остальные дети исполняют роль собак. Козленок в огороде грызет капусту. Собаки его замечают и дружно ругают: «Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козленок, козленок, почему ты нашу капусту съел!»). Козленок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счету выбирается козленок.
Правило игры: «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козленка», не задевая его.
- Узы-боры бичасько «Собираю ягоды»
По считалке выбирается волк. Он встает на специально отведенное место. Остальные дети идут в конец зала, имитируя сбор ягод, скандируют слова: «Узы-боры бичасько, сьод кионэз адзисько, ури-бери пегзисько» («Собираю ягоды, вижу серого волка, убегаю сломя голову»). После этих слов дети бегут в другой конец зала, «волк» - за ними. Кого поймает, с тем меняются ролями.
Правило игры: убегать можно только после последних слов.
ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ :
1.Журавушка (Тарналла)-
Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:
Ах, журавлик наш, журавушка,
Не забыл ли домик матушки?
Журавлик поет в ответ:
Не забыл я, но сегодня
На гороховом на поле
Меня сторож подловил,
Да и в клетку посадил.
Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.
Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.
2 Слепой баран (Суккăртакалла)
По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:
Дверь крепка и прочна,
Не пускает в дом она.
Тот, кто хорошо растет,
В эту дверь легко пройдет.
Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.
Чеченские игры
1 ПАСТУХ И ТЕЛЯТА (IУЙ, ЭСИЙ)
Из числа игроков выбирается «пастух» и «волк», остальные – «телята». По одну сторону площадки собираются пастух и телята, по другую сторону сидит волк. Пастух «выгоняет» телят на пастбище, а сам сидит на пеньке, мастерит рожок. Телята резвятся, бегают, бодаются, становясь на четвереньки. Подкрадывается волк, пастух видит его, играет в рожок, телята убегают. Теленок, до которого дотронулся волк, должен без сопротивления идти за волком. Когда волк поймает 2–3 телят, роли меняются. Вариант игры. Дом волка в лесу, а у телят два дома на противоположных концах площадки. Телята громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Трава мягкая, роса сладкая, Гони стадо в поле, Поиграй на воле! Пастух выгоняет телят на пастбище. По сигналу «Волк!» все телята бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает телят. Правила игры. 1. Телятам во время перебежки нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. 2. Пастух не должен задерживать волка руками, он может только заслонять телят от волка. Игра развивает комплекс двигательных качеств.
2.ОХОТНИК (ТАЛЛАРХО) Из числа играющих выбирается «охотник». Чертится линия – это дом охотника, через 10–12 шагов проводят еще одну линию – это лес, где водятся разные звери. «Охотник» становится у черты дома и каждый раз, перед тем как сделать шаг вперед, произносит: «Я пойду в лес и поймаю…» Игрок называет разных животных и обитателей леса. Побеждает тот, кто добрался до леса, с каждым шагом называя разных животных. Игроку, дважды повторившему название одного и того же зверя, игроки говорят: – Ты охотник плохой, Возвращайся домой. «Охотник» возвращается к исходной линии, а на «охоту» выходит другой игрок. Игра развивает познавательную деятельность детей
ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"МЯЧ ПО КРУГУ"(Теенчек)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
ДАГЕСТАНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА :
"СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ" (Сокъур аюв. Бецаб ци)
Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки : одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ :
1"БЛУЖДАЮЩИЙ МЯЧ"
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим
2 «У бабушки Маланьи»
Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Описание: Дети идут хороводом, приговаривая:
У Маланьи , у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей(останавливаются)
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели
На нее глядели
Делали вот так!
Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3- 4.
3 Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
4 Русская народная игра «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
5 Заря – Заряница.
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: яркая лента.
Описание:Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
6 Русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.
Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый»
7 Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».
Дети: Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожёг!
Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!
Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
8 Русская народная игра «Лягушки на болоте»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.
Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке
Будет дождик на реке.
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.
9 .Русская народная игра «Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.
Художественное слово:
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы, -
Рысью-рысью, конь мой милый!
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные куклы». (Старший дошкольный возраст)
Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные куклы».(Старший дошкольный возраст)...
"День народного единства"(старший дошкольный возраст)
Сценарий тематического занятия "День народного единства"(старший дошкольный возраст)...
Конспект НОД с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) по окружающему миру "Русский народный костюм" (старший дошкольный возраст)
В конспекте представлен материал для приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитания уважения к народному костюму, развития интереса к народной культуре...
Сценарий «День народного единства» (старший дошкольный возраст)
Данный материал бдет полезен при подготовки и проведении праздника посвященного Дню народного единства....
Конспект НОД на тему «Народное творчество» старший дошкольный возраст
Конспект НОД на тему «Народное творчество»...
Стенгазета « В единстве народов – сила России!» ко Дню народного единства (старший дошкольный возраст)
Стенгазета « В единстве народов – сила России!» ко Дню народного единства (старший дошкольный возраст)...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....