Непосредственно образовательная деятельность «Русские народные куклы». (Старший дошкольный возраст)
методическая разработка на тему

Рябова Марина Михайловна

 Непосредственно образовательная деятельность

 «Русские народные  куклы».

(Старший дошкольный возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Непосредственно образовательная деятельность

 «Русские народные  куклы».

(Старший дошкольный возраст)

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

«Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  

- умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения.

 «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности.

 «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

 «Художественно-эстетическое развитие»

- научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа

- посещение выставки «Русская изба»,

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.

Материалы:

Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы

трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки.

 Методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

Приемы: художественное слово,  рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя,  показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

(Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки).

-Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите ко мне в избу…У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

   Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

-куклы-обереги;

- игровые.

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

      Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?

Давайте поиграем!

Вставайте в круг…

(Под песню «Клубок»)

(Проводится игра «Уж я улком щла…»)

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель  игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

 Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.

Встают обратно в круг со словами.

     Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

    Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

    Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

     Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это  - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки  лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку  куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Планируемый результат:

- Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Дальнейшая работа:

 - Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;

- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.



Предварительный просмотр:

 Непосредственно образовательная деятельность

 «Русские народные  куклы».

(Старший дошкольный возраст)

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

«Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  

- умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения.

 «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности.

 «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

 «Художественно-эстетическое развитие»

- научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа

- посещение выставки «Русская изба»,

рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.

Материалы:

Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы

трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки.

 Методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

Приемы: художественное слово,  рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя,  показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

(Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки).

-Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите ко мне в избу…У русского народа гостям всегда рады…

Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

   Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

-куклы-обереги;

- игровые.

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

      Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?

Давайте поиграем!

Вставайте в круг…

(Под песню «Клубок»)

(Проводится игра «Уж я улком щла…»)

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель  игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

 Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.

Встают обратно в круг со словами.

     Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

    Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

    Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

     Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это  - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки  лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку  куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Планируемый результат:

- Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Дальнейшая работа:

 - Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;

- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.

Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...