КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.
консультация (подготовительная группа)
Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценностьбезопасного существования человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_kak_tsennost.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 346
Консультация для педагогов
по теме; «Здоровый образ жизни как
как духовно-нравственная ценность
безопасного существования человека
Воспитатель Лагунова С.В.
2022г.
Здоровый образ жизни как духовно-нравственная ценность безопасного существования человека
Формирование здорового образа жизни - глобальная задача человечества и каждого индивида. На пути самосохранения и развития личность и общество подвергаются различным испытаниям материального и нравственного характера. Попытки преодолеть сложности таких испытаний характеризуют экзистенциальную природу познания личности. Но социальные и нравственные потрясения общества переживаются долго и трудно и во многом влияют на итоговые процессы самого образа жизни людей, входящих в данный социум.
Образ жизни объединяет 4 компонента: уровень, качество, уклад и стиль жизни.
Образ жизни конкретного индивида во многом зависит от окружающей природной среды: климатических условий, географического положения. Так, территория России находится в умеренном климатическом поясе с межсезонными температурными колебаниями до 20-30°С, что создаёт дополнительную нагрузку на здоровье, ведущую к напряжению биологических адаптационных механизмов с последующим их истощением.
По уровню жизни человека определяют степень его удовлетворённости в потреблении материальных, культурных и духовных благ. Показатель отражает благополучие отдельного человека и благосостояние общества в целом.
Качество жизни отражает качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, а также субъективную оценку человеком условий жизни, характеризует экономические, политические, социальные факторы, определяющие общественное положение человека. Показатели уровня и качества жизни, дополняя друг друга, дают оценку степени соответствия условий жизни людей, их потребностям и ожиданиям в реализации их трудовых, профессиональных, социальных способностей.
Стиль жизни индивида зависит от его общего культурного развития, уровня образования, духовно-нравственных устоев, ценностей и смыслов и формируется под влиянием общественно-исторических условий, общественной атмосферы, социальных ценностей.
Поэтому в условиях поиска новых смыслов, в период трансформации социально-политических ориентиров и жизненных установок необходимо направлять свои усилия на саморазвитие культуры здоровья, духовно-нравственных качеств, позволяющих преодолевать трудности социально-экономического и культурного кризиса.
Таким образом, понятие "образ жизни" затрагивает корневые основы существования и развития народа и его будущих поколений. Образ жизни индивида, выстроенный на основе саморазвития, самосовершенствования здоровья, формирования самостоятельного мышления, профессиональной подготовки, психологической стрессоустойчивости, стратегии преодоления трудностей, самореализации, является здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни объединяет комплекс оздоровительных, образовательных, духовно –ненравственных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, укрепление здоровья, повышение работоспособности людей. Он включает в себя результативную учебную и трудовую деятельность, разумные потребности и отказ от вредных привычек, рациональное питание и поведение, а также жизне-творчество и является основой продуктивной, творческой жизни, условием долголетия.
Индивид создаёт свой индивидуальный маршрут здорового образа жизни на основе двух возможных стратегий: развития здоровья и снижения потерь здоровья.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. Перед семьёй и образовательным учреждением стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности.
Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.
Одним из основных направлений духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
Одной из задач достижения поставленной цели духовно-нравственного воспитания является формирование ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ и включает в себя:
-воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
-развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
-формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
-развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
-формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
-формирование представления о возможном отрицательном влиянии на физическом и психическом здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п.
Факт ухудшения состояния здоровья у детей в современный период является общеизвестным. Среди подрастающего поколения практически нет абсолютно здоровых детей. Такое положение вещей возникло, на наш взгляд, под влиянием следующих факторов: плохой экологической ситуации в регионе, из-за употребления некачественных продуктов питания и неправильного режима питания, по причине развития цифровой культуры, когда дети большую часть свободного времени проводят за гаджетами, а не на свежем воздухе и т.д. В связи с этим актуальным является формирование у детей (начиная с дошкольного возраста) навыков здорового образа жизни.
В последнее время в школах, в дошкольных образовательных учреждениях, в средствах массовой информации активно ведется пропаганда навыков здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни целесообразно рассматривать как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают достаточно долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения здоровья и гармонического развития личности. Основными аспектами здорового образа жизни являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, которые укрепляют здоровье и развивают физические способности человека. При этом физическая культура и спорт выступают и как важнейшее средство воспитания.
Духовно-нравственная ценность здорового образа жизни связана с вопросами её смысла, духовного развития личности человека, безопасности существования.
Опыт безопасного существования в социуме всегда направлен на достижение глобальных задач: выживания и продления жизни; сохранения и укрепления здоровья; повышения качества жизни. Реализация этих задач на практике позволит минимизировать риски самоуничтожения человечества в глобальных мировых войнах и воплотить гуманистические миссии оказания помощи и участия в жизни нуждающихся, бедных и больных как высшую ценность развитого духовного общества.
Список литературы
1. Доброрадова Л. В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 29–35.
3. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - №1. - С. 136-139.
4. Уварова В.И., Мясина Е.П., Фролова Н.А. О здоровом образе жизни в представлениях школьников // Автономия личности. - 2010. - №1. - С 112-116.
5. Переверзева Э.В., Филиппова С.Н., Белых С.И. Здоровый образ жизни как проявление культуры здоровья человека // Вестник Российской академии международного туризма. 2016. № 3. С. 128-138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...