Бессюжетные народные подвижные игры
картотека
Бессюжетные народные подвижные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessyuzhetnye_narodnye_podvizhnye_igry.docx | 249.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Бессюжетные народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Примеры игр: «Найди свой домик», «Ловишки», «Салки», «Найди свой цвет» и т.п.
Ранний возраст
I. Цель игр, приведенных ниже: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.
1. Не задень веревочку
- Никто не задел за веревочку!
2. Догоните меня
Описание: Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!"
Дети бегом возвращаются на свои места.
- Догоните меня!
Указания к проведению: Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья.
Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать.
При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.
3. Найди свой цвет
Описание: Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны.
Когда воспитатель скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.
- Смотрите внимательно, где какой цвет!
Указания к проведению: Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу"
4. Береги предмет
Описание: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.
- Не отдам свой кубик!
Указания к проведению: Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали его.
Во второй младшей группе можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей. Воспитатель в этом случае подсказывает, как играть, и сам вместе с детьми становится в круг.
5. Не опоздай
Описание: Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (или небольшие колечки, или погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к кубикам.
- Все быстро бегают, никто не опаздывает!
Указания к проведению: Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить малышам бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала "Не опоздай!" воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро займут свои места, воспитатель должен похвалить их.
Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.
II. Цель игр, приведенных ниже: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находить определенный предмет.
6. Найди свой домик
Описание: С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Указания к проведению: Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".
7. Где звенит колокольчик?
Описание: Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место - и игра повторяется.
Указания к проведению: Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.
При многократном повторении игры, в конце года, можно поручить ребенку прятаться и звонить в колокольчик.
8. Найди флажок
Описание: Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты, зала или площадки. Воспитатель просит их закрыть глаза, а сам в это время раскладывает флажки в разных местах комнаты. Затем он говорит: "Ищите флажки". Дети открывают глаза, ходят по комнате, ищут. Нашедшие флажок подходят к воспитателю. Когда все дети найдут по флажку, воспитатель предлагает пройти с ними по комнате, потом снова собирает флажки и раскладывает их. Игра повторяется.
Указания к проведению: Вместо флажков могут быть и другие мелкие предметы: кубики, султанчики, погремушки. Предметов должно быть столько, сколько детей. Лучше, если флажки или кубики будут одного цвета, в противном случае ребенок выбирает тот, который ему больше нравится, вызывая недовольство у других детей. Раскладывать флажки или предметы надо так, чтобы малыши не очень долго их искали и легко могли достать.
Подвижные игры для детей 3-4 лет
Игра 1. Не задень
Дети идут друг за другом, обходя положенные в ряд предметы (кубики, шишки, камешки, небольшие кольца и т. п.). Правила: обходить предметы, не задевая их, сохраняя интервал друг от друга.
Игра 2. Найди свой цвет
Дети получают флажки трех-четырех цветов: одни — зеленые, другие — синие, третьи — желтые — и группируются по 4—6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый). По сигналу воспитателя: «Идите гулять» — дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По новому сигналу: «Найди свой цвет» — дети бегут к флажку соответствующего цвета.
Игра 3. Не отдам!
Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног — палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!» Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.
Игра 4. Скорее в круг
На площадке чертят (выкладывают из камешков, шишек) круг (диаметром 4 м) в середине — круг поменьше (диаметром 2 м). Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал «скорее в круг» дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их Пойманные останавливаются на месте. Затем они снова встают за большой круг. Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.
Игра 5. Найди свой домик
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдемте гулять», — говорит воспитатель. Дети расходятся по Площадке (комнате) группками или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя? «Домой» — все бегут обратно в свой домик. Игра повторяется три-четыре раза. Примечание. Если на первых порах дети недостаточно ориентируются в пространстве, нужно разрешить садиться на любой стульчик, а уже потом вводить правило занимать только свой домик. Вариант игры: вместо индивидуального домика — стула можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собираться там по 4—6 человек. По сигналу: «Домой» — дети бегут в свои домики.
Игра 6. Найди свой домик
Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики. Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.
Игра 7. Найди флажок
Дети (6—8 человек) сидят на стульях или на траве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей) в разных местах. «Пора искать флажки», — говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: «На места!» — дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями. Основные движения — ходьба и бег.
Игра 8. Прыгай — хлопай!
Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами. По предложению воспитателя одни ритмично хлопают, другие прыгают на двух ногах на месте. После 12—16 прыжков меняются ролями. Правила: прыгать ритмично под хлопки указанным способом (ноги вместе или ноги врозь-вместе).
Игра 9. Вверх и вниз.
Подняться в горку и спуститься с нее в свободном построении или в колонне. Использовать целесообразную длину шага (в горку шаг более мелкий). Правила: идти по свободному месту, не толкать друг друга.
Игра 10. У ребят порядок строгий.
Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселей: Тра-та-та, тра-та-та!» По сигналу воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту. Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.
Игра 11. Пойдем гулять
Дети сидят на стульях, расставленных по сторонам площадки (комнаты). Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и зовет его с собой гулять. Названный ребенок становится за воспитателем. Следующий становится за первым и т д. Воспитатель собирает 6—8 человек и один-два раза обходит с ними площадку. По сигналу: «Домой, домой!» — дети бегут на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.
Игра 12. Тишина
Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят: «Тишина у пруда. Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши». На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с). Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны. Основное движение – ходьба и бег.
Игры для детей старшей группы
1. Подвижная игра «Быстрей по местам»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.
Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом.
По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке.
Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места.
Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»
Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам».
Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».
Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места.
Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.
2. Подвижная игра «Передай – встань»
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.
Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой.
В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук.
Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги.
По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему.
Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
3. Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта.
На противоположной стороне также проводится черта.
Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем.
Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих.
Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.
Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку.
На пути убегающих – преграда - бег между предметами.
4. Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.
Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек.
На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д.
Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.
Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.
Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.
5. Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»
Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка.
По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку.
Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».
6. Подвижная игра «Свободное место»
Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.
Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей.
Они встают, становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны, добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял свободное место.
Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.
Указания: Можно вызвать для бега и детей, сидящих в разных местах круга.
7. Подвижная игра «У кого мяч»
Цель: учить держать спину ровно, укреплять мышцы спины, упражнять передачу мяча.
Дети образуют круг. Выбирают водящего (становится в центр круга), остальные плотно придвигаются друг к другу. Дети передают мяч по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого мяч, он произносит «Руки!» и тот,
к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг.
Ловишки
Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту. Ход игры: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
Подвижные игры для детей 6 – 7 лет
1. У ребят порядок строгий
Цель: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.
Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки.
По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.
2. Пять шагов
Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют поочерёдно несколько игроков.
Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя
(женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.
3. Мяч соседу
Цель: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.
Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
У кого мяч?
Цель: воспитывать внимание и сообразительность.
Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной.
В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной.
По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч.
Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим.
Игра повторяется 3 – 4 раза.
Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.
4. День и ночь
Цель: обучать детей умению бросать и ловить мяч.
У каждого из детей в руках по мячу.
По команде «День! » дети выполняют знакомые движения с мячом
(броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.).
По команде «Ночь! » - замереть в той позе, в которой застала ночь.
5. Линеечка
Цель: воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте.
Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
Строиться только в своей команде, очерёдность в шеренге значения не имеет.
6. Ловишки с мячом
Цель: развивать умение выполнять движения по слову. Упражнять в метании в движущуюся цель и в беге с увертыванием.
Описание: площадка ограничивается линиями. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Один ребенок становится в центр (водящий).
У его ног лежат 2 небольших мяча. Водящий проделывает ряд движений, играющие повторяют.
По сигналу воспитателя: «Беги из круга», дети разбегаются, а водящий старается попасть мячом в одного из детей. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Водящий меняется. Продолжительность 5-7 минут.
7. Найди, где спрятано?
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
Описание: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет.
Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок.
Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.
8. Свободное место
Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в быстром беге.
Описание: играющие сидят на стульях по кругу. Воспитатель вызывает пру детей сидящих рядом. По сигналу «раз, два, три – беги! » бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Воспитатель и все играющие отмечают, кто первый занял свободное место. Продолжительность игры 5-7 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....