Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_nikitina.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Лицей №6 имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Матросова» структурное подразделение детский сад «Дельта»

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению  народных подвижных игр.

Тема: «Народные подвижные игры как средство повышения

двигательной активности детей дошкольного возраста»

Выполнила: Никитина Е.Н.,

 инструктор по физической культуре

Тема: «Народные подвижные игры как средство повышения

двигательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах внедрения народных подвижных игр в  воспитательно-образовательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:
1. Познакомить педагогов с картотекой народных подвижных игр.
2. Актуализировать имеющийся опыт по организации и проведению народных подвижных игр.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.

Диагностика двигательного развития даёт возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояния развития движений ребёнка, позволяет определить для него "ближайшую зону" формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств.

По степени подвижности дети дифференцируются в три основные группы:

  • оптимально подвижные (ровное покойное поведение);
  • малоподвижные (общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений);
  • гиперподвижные (находят возможность двигаться в любых условиях. Движения быстры, резки, бесцельны и легко управляемы, из всех видов движений выбирают бег, прыжки).

Низкий уровень двигательной активности может привести к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, ожирению (что довольно часто встречается в наше время), вегетососудистой дистонии, атеросклерозу. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура, плоскостопие) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено.

Именно поэтому я считаю, что благодаря играм развитие двигательной активности идет быстрее (вывод по диагностике).

По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Народные игры условно можно поделить на четыре раздела:

1. Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью

Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех

2. Игры, отражающие отношение человека к природе

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

3. Игры, отражающие «быт русского народа»
Это народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

4. Игры сверстников прошлых столетий.

С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Методика обучения народным подвижным играм

При проведении народной подвижной игры создаются неограниченные возможности использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служа т считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции (отсутствие зачинов, закличек…)

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1. Подготовка к игре: выбор места, побор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.

2. Сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ – кто в прятки идёт»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображён? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами.

3. Объяснение игры должно быть коротким, понятным, интересным, эмоциональным с учётом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут.

4. Распределение ролей имеет важное значение для создания интереса и игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Серёжа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределить с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего.

5. В ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. Увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика – снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60%.

6. Окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил.

Важно использовать народные подвижные игры не только для совершенствования и повышения двигательной активности, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

Список литературы

  1. Асташина М., Трещев О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. /Дошкольное образование.- 1997. - №3
  2. Асташина М.П. Фольклор как одно из средств развития творческих способностей дошкольников в процессе физического воспитания // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы науч.конф. (22 - 27 апреля 1996).- Омск, 1996.-С.34 - 36.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа.- М.2003г.
  6. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2008.
  7. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю.С. Тюнников - М.: АПН СССР, 2008.- 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...

«Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Эффективным средством развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Подвижная игра – это осмысленная и интенсивная деятельность ребенка, характеризующаяся ...

Консультация для педагогов на тему: «Музыкально подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр как средства повышения двигательной активности детей , направленной на сохранение и укрепления здоровья детей....

Мастер – класс по физической культуре для воспитателей Тема: «Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Форма работы с педагогами направлена на практическое освоение игровых упражнений, элементов спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), соревнований, эстафет....