Возрастная психология. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
статья (старшая группа)
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnaya_psihologiya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №362 Осипова Светлана Викторовна.
Возрастная психология.
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколько ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Подход ребенка к собственному здоровью считается фундаментом, в коем возможно станет построить здание необходимости в здоровом образе жизни. Оно начинается, и формируется в ходе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение детей к здоровью непосредственно находится во взаимосвязи сформированности в его сознании этого понятия.
На состояние здоровья ребенка оказывают большое влияние многочисленные отрицательные факторы: повсюду портящаяся природная ситуация; понижение степени жизни в целом по стране; снижение степени социальных гарантий для детей в сферах внутреннего и физиологического развития; недостаток у родителей времени и средств для полного удовлетворения нужд ребенка; повышение количества неполных семей; технология воспитательно-образовательного процесса, личность преподавателей, а кроме того состояние и направленность семейного воспитания. В данных обстоятельствах трудность сбережения и поддержания здоровья дошкольников становится особенно важной.
К старшим дошкольникам относятся дети в возрасте 5-7 лет, посещающие старшую и подготовительную группы детского сада. Данный возраст представляет особенную значимость в индивидуальном развитии ребенка: в этот период жизни начинают развиваться новейшие психологические механизмы деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я» и самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа «Я» . В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: создается стабильная структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, заинтересованность к совместным формам деятельности. Появляется новый (опосредованный) вид мотивации – основа свободного поведения; дошкольник усваивает конкретную концепцию социальных ценностей; нравственных норм и правил поведения в обществе.
Период дошкольного возраста считается по-настоящему неповторимым: настолько активного формирования индивид больше не испытывает никогда – за 7 лет его развитие достигает невообразимых высот, что становится допустимым вследствие особенного детскому потенциалу формирования – психического и физического. Дошкольный возраст принадлежит к так именуемым опасным этапам в жизни ребенка. На протяжении в целом дошкольного детства совершается возрастание силы и подвижности нервных процессов, развитие высшей нервной деятельности. Нервные процессы различаются стремительной истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение сопряжено с увеличением частоты пограничных состояний и невротических взаимодействий. Не случайно именно в данном возрасте отец с матерью и педагоги часто встречаются с подобными проявлениями в действии ребенка, таких как смена настроения, высокая нервозность, психомоторная эмоциональность, плаксивость, мгновенная утомляемость, невнимательность при выполнении задач. У детей могут присутствовать такие реакции: они грызут ногти, наматывают волосы на палец, продолжительное время не засыпают, совершают неупорядоченные перемещения (покачивания, подпрыгивания и т. д.) . К старшему дошкольному возрасту у ребенка стремительно формируются психические процессы, увеличивается самооценка, ощущение ответственности. Видны позитивные перемены в физиологическом и функциональном развитии. Ребята могут удерживать и показывать правильную осанку, готовы без помощи других выполнять домашние поручения, обладают навыками самообслуживания, прилагают усилия с целью совершения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.
На течение дошкольного возраста совершаются значительные перемены в различных направлениях, улучшаются ключевые виды его деятельности, стремительно формируются психические процессы. Таки образом, к примеру, память детей испытывает как количественные, так и качественные изменения. Возрастает её объём: дети старшей группы запоминают вплоть до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются возникновением опосредованности и произвольности, какие проявляются в том, что ребёнок уже не просто запоминает увлекательную для него информацию, а берет на себя задачу на запоминание, использует специальные способы с целью удержания необходимой информации».
Подобные характеристики определяют и формирование внимания. Кроме увеличения подобных свойств внимания, как стабильность, объем, разделение, переход, увеличивается, что наиболее значительно, его непринужденность, умение ребёнка к всё более направленному сосредоточению. В случае, если младший дошкольник внимателен только лишь к тому, что наиболее наглядно и в новинку для него, то в таком случае дети старшего дошкольного возраста имеют все шансы сохранять своё внимание на решении самых разнообразных задач. Ребёнку 5-6 лет оказывается легкодоступной сосредоточенная деятельность на протяжении 15-20 минут, к семи годам это время возрастает до 30 минут. Кроме того при выполнении каких-либо действий он способен сохранять в памяти простое требование.
Одним из ключевых новообразований дошкольного возраста считается воображение. Развиваются такие его характерные черты, как непринужденность и уникальность. В 5-6 лет ребята имеют все шансы без помощи других, выдумать незначительную небылицу с поочередно разворачивающимся сюжетом на установленную тему. К семи годам они имеют все шансы подчинить своё воображение конкретному плану, последовать предварительно запланированному плану, безусловно привнося в него определенные коррективы. «Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, в первую очередь, продуктивностью. Это не обрывочное фантазирование, которое зачастую встречается у детей, а решение установленной созидательной проблемы.
Такого рода проблемой способно являться формирование сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребёнок применяет одни предметы с целью выявления основных для него сторон других предметов и явлений». Улучшается восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются понятия детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять из непростых объектов элементарные фигуры и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Улучшается ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник переживает трудности при анализе пространственного положения предметов, в особенности, если он обязан в то же время принимать во внимание ряд разных и при этом противоположных признаков.
Активное формирование воображения и усовершенствование восприятия становятся базой детского творчества, что обретает собственное отображение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период более активного рисования: за год ребёнок может создать до шести тысяч рисунков.
В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематичные изображения разных предметов, однако имеют все шансы различаться уникальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. К 6-7 годам рисунки детей обретают наиболее конкретизированный вид, обогащается их цветовая палитра.
Дети овладевают обобщённым методом обследования образца. Конструктивная деятельность способна реализоваться на базе схемы, согласно плану и условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен овладеть даже сложными способами складывания бумаги и выдумать индивидуальные конструкции. Кроме того усложняется конструирование из природного материала. В данный период не прекращает развиваться образное мышление.
Все дети любят рисовать, творить, воображать. Вместе с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает, так как самое главное условие творчества – это свобода. Понятие «творчество» означат процесс создания нового, открытого, свободного. Каждый ребенок, чувствуя свободу мысли, может открыть свои внутренний мир, показать его богатство. Творчество предполагает самостоятельность, независимость мышления.
Детское творчество представляет собой особый, значимый мир, для которого главный способ существования и развития личности является раскрытие внутреннего мира, развитие способностей, особенностей восприятия. Детство – это такой период развития, когда ребенок учится понимать окружающий мир, тренирует нужные навыки, усваивает культуру своего общества. Творческие способности присутствуют у каждого ребенка вне зависимости от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Они проявляются как в мышлении, так и в общении.
Творчество — это всегда проявление индивидуальности, поэтому для развития творческой личности необходимо учитывать психологические особенности дошкольника. Ребенок в этом возрасте, достаточно хорошо воспринимает себя как личность и способен дать себе оценку, как положительную, так и отрицательную. «Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое её динамичность естественна в условиях её начального этапа формирования». Изменения, происходящие в дошкольный период, касаются всех сторон жизнедеятельности ребенка. Он самостоятелен, полон идей, готов к самовыражению и достижению целей.
Иной особенностью мышления ребенка 5-7 летнего возраста является нерасчленённость восприятия разнообразных свойств и признаков вещей. Представленная характеристика старшего дошкольного возраста говорит о том, что интеграция многообразных видов искусств будет содействовать развитию их творческих способностей. Одним из примера интеграции может служить, например такое задание как: «Изобрази в рисунке то, что ты увидел и почувствовал в музыке.
Многие психологи, ученые, педагоги считают, что: главным результатом поведения в этом возрасте является эмоция, а не сознание. Эмоции лишь служат для ребенка банальной энергетической поддержкой, которая необходима для изучения материала.
Так же важной фундаментальной надобностью данного возраста является движение, что так же связано с уровнем состязания нервной и мышечной систем и психических процессов. Мелкая мускулатура руки, еще не сформированная в данном возрасте, тренируется в движении, активном действии, и ребенок способен выдержать любое статистическое напряжение, если оно эмоционально мотивируется, компенсируется движением мысли. Движение является основой для развития всей познавательной сферы ребенка, поэтому работа в коллективе и свободная творческая обстановка содействует формированию и укреплению познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, воображения, вплоть до 10 летнего возраста, то есть изобразительная деятельность на начальных стадиях обучения способствует наиболее фундаментальными потребностям данного возраста.
В этом возрасте дети более склонны к предметному рисованию. Предметное рисование проходит множество периодов, впоследствии угасает и переходит в почерк. Выражая свое отношение к тому, что он изображает, ребенок стремится создать свой образ. Через настроение, слово, поступок ребенок выражает себя в жизни.
Дети могут выразить тревогу, страх, любовь к маме, может развиваться воображение, фантазия, отношение к окружающему миру, изображение может дополняться речью, рисунок может служить опорой для развертывания рассказа в своих рисунках. Можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка благодаря рисунку всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе. Итак, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание и здоровое развитие детей. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности развиваются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Решение задач всестороннего воспитания и здорового развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...
Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения»
Из опыта работы...
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"...
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста...