«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Денисова Елена Николаевна

     Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стало “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.)  носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

     В нашем дошкольном учреждении широко используются передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, технологии экологического воспитания, здоровьесберегающие технологии. 

     Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

     При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

     Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строю на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Методы и приемы, выбранные мною формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей. В результате  исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников, мною были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

     Основная цель программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка.

      Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми. Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в раздевальной и групповой комнат. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, семейный клуб “Здоровячок”. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.  Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovo_praktichno-znachimyy_proekt.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №7 «Вишенка»




Практико-значимый проект

         Тема: «Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»






                                                                   
                                                             
                                                                          Выполнила  воспитатель:

Денисова Елена Николаевна


                                                                       
                                                                         


             

г. Протвино 2014


Содержание

Введение        

I. Основная часть. Теоретическое обоснование роли ДОУ в формировании здорового образа жизни у дошкольников        5

1.1. Теоретическая значимость работы ДОУ по формирования здорового образа жизни у дошкольников        5

1.2. Педагогические аспекты формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ        7

2. Практическая часть…………………………………………………………….9

2.1 Содержание деятельности с детьми…………………………………………9

2.2 Содержание деятельности с родителями…………………………………..10                                              

 2.3. Содержание работы с педагогами…………………………...…………….11

 Модель взаимодействия участников проекта….……………..……………….12

 Модель интеграции образовательных   областей…………  …....................…13

  Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Настоящий практико-значимый проект рассматривает практические наработки формирования здорового образа жизни у дошкольников старшего возраста.

Актуальность проекта данного проекта состоит в том, что охрана здоровья лежит в основе всестороннего развития ребенка, так как физическое и психическое благополучие гарантирует успешное  обучение, взаимодействие с окружающим миром, активную познавательную деятельность. Именно в дошкольном возрасте формируется привычка и правильное представление о здоровом образе жизни, навыки личной гигиены и профилактика заболеваний.

Цель проекта состоит в создании условий в ДОУ по формированию здорового образа жизни, создание условий в благоприятном эмоциональном состоянии воспитанников, по средствам привлечения родителей к формированию основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать информацию по теме «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников»
  • Подобрать эффективные методы и приемы по теме проекта
  • Разработать систему взаимодействия с родителями и специалистами в ДОУ
  • Создать систему закаливающих процедур
  • Провести анализ работы, результаты исследований, наметить ориентиры на индивидуально- коррекционную работу с дошкольниками старшего возраста.

Длительность проекта: краткосрочный  (6 месяцев)

Этапы проекта:

  • Организационный (сентябрь) . Выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, планирование деятельности.
  • Содержательный (практический) (сентябрь-январь). Практическая деятельность участников проекта –НОД, беседы с детьми и родителями, родительские собрания,  изо выставки, оформление информации для родителей , развлечения и праздники.
  • Результативный (февраль) Подведение итогов проекта, анализ проведенной работы .

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители.

Практическая значимость проекта: Проведенная работа и технология направлена на развитие интереса и потребности в двигательной активности и формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Проект может быть использован в практической работе педагогов ДОУ.

1.Основная часть. Теоретическое обоснование роли ДОУ в формировании здорового образа жизни у дошкольников

1.1. Теоретическая значимость работы ДОУ по формирования здорового образа жизни у дошкольников

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье следует признать определяющим фактором работоспособности и гармонического развития детского организма, т.е. эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья.

Можно выделить несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье.  Соматическое здоровье понимается как текущее состояние органов и систем организма, а также биологическая программа индивидуального развития.  Физическое здоровье представляет собой морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции организма. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Нравственное здоровье может трактоваться как система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, духовность человека.

Признаками здоровья у дошкольника являются устойчивость организма к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития, функциональное состояние и резервные возможности организма, наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития, а также уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

При этом здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет нации) и личностными наклонностями (образ жизни семьи, родителей, самого ребенка).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, которое следует понимать как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение индивидом всех социальных и профессиональных функций независимо от внешних обстоятельств.

Среди условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников в ДОУ можно выделить следующие:

1) НОД по физическому развитию в дошкольном образовательном учреждении;

2) наличие в ДОУ специальной обучающей программы – проектной деятельности, направленной на формирования у детей потребности в здоровом образе жизни;

3) овладение старшими дошкольниками системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни;

4) работа с родителями, направленная на  поощрение ситуаций взаимодействия родителей и детей для проявления детьми своих растущих физических возможностей и знаний по теме.

Как представляется, приоритетным направлением работы ДОУ должно быть оздоровления детей – физическое развитие ребенка, сохраняющее и укрепляющее его здоровье как целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей.

Следует отметить, что сложившиеся на сегодняшний день уклад жизни общества и система образования не формируют должной мотивации к здоровому образу жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом, стрессы современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Семья в настоящее время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка, т.к. у многих родителей не хватает для этого знаний и опыта, но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач , возлагаемой на ДОУ, является организация и проведение комплексной оздоровительной, учебно-воспитательной и информационно-просветительской работы с детьми и с их родителями.

1.2. Педагогические аспекты формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в соблюдении гигиенических норм, систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к  пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных  воспитательно-образовательных учреждениях.

Использование технологий, рассматриваемых в рамках настоящего проекта, позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость  самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Одним из наиболее эффективных методов формирования основ здорового образа жизни является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Реализация проекта «Формирование ЗОЖ у старших дошкольников в современных условиях ДОУ» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых,  поэтому  предусматривает взаимодействие всех участников ДОУ и семьи.

2.Практическая часть

2.1 Содержание деятельности с детьми

  • Ежедневная утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур (босиком хождение, воздушное,  водное и солнечное закаливание, ежедневные прогулки с двигательной активностью детей).
  • Гимнастика после сна, массажные  дорожки, дыхательная гимнастика
  • Беседы с детьми «Как не заболеть?», «Полезные продукты», «Зимние виды спорта», «Для чего нужны витамины».
  • Проведение непосредственно-образовательной деятельности

     Познание «Бережем свое здоровье».«Я  и мое тело».

     Физическая культура (Комплексы занятий с различным    оборудованием)

     Художественно- эстетического развития

     Рисование «Фрукты и овощи», лепка «Лыжники», коллективная          аппликация «Олимпийский огонь в Сочи».

  • Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций в альбомах  и журналах на спортивную тематику. Заучивание пословиц, поговорок, высказываний о здоровье и спорте. Отгадывание загадок. Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», И.Токмакова «Мне грустно –я лежу больной», Ю.Тувим «Овощи»,

Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей»

  • Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Магазин».
  • Праздники и развлечения на тему ЗОЖ: «День рождения Бабы Яги», «День здоровья».        

2.2. Содержание деятельности с родителями

  • Анкетирование
  • Индивидуальные беседы и консультации

 «Как одеть ребенка на прогулку?»

«Закаливание детей дошкольного возраста»,

 «Правильная осанка – залог здоровья»,

 «Профилактика плоскостопия»

  • Разработка рекомендаций и информационные стенды для родителей

 «О здоровье детей»,

 «Профилактика заболеваний»,

 «О личной гигиене дошкольника»,

«Заботимся о правильном дыхании»,

«Полезные советы по питанию».

«Правила безопасного общения с компьютером»                                    

  • Родительское собрание «О здоровье всерьез»
  • Совместные праздники и спортивные мероприятия

«Семейные старты», «Фестиваль здоровья».

  • Выставка рисунков «Я люблю двигаться», «Олимпиада в Сочи»
  • Составление фотоальбома «Мы за здоровый образ жизни»

2.3 Содержание работы с педагогами ДОУ

  • Создание творческой группы по разработке рекомендаций для родителей по ЗОЖ
  • Выступления на педсоветах «Напитки здоровья», «Организация двигательной активности детей на прогулках», «Закаливание детей в условиях ДОУ»
  • Изготовление спортивных уголков и атрибутов для подвижных игр
  • Составление перспективного плана работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ на учебный 2013-2014 г.г.
  • Организация и проведение спортивных праздников и развлечений совместно со специалистом по ФИЗО.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

\

                                                        Заключение.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Работа по формированию ЗОЖ проводится вместе с родителями. Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно успешное развитие ребенка.

 В ходе проведенной работы по использованию выбранных методов работы педагога  с семьей выяснилось, что использование данных методов работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.

Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Список литературы

1..Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 2003. - 124.

2.Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ./ К.Байер, Л.Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.

3.Волошина ,Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115

4.Новикова, И.Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников- М.: Мозаика-синтез, 2010. - 96

5.Решетнева ,Г., Абольянина С.» Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания», М.: Дошкольное воспитание», № 4 - 2008, - с.14-25.

6.Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни детей – одна из самых важных проблем в сфере дошкольного образования. С юного возраста детей нужно приучать к здоровому образу жизни. Решение задач укрепления физическ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Укрепление физического и психического здоровья детей – приоритетное направление дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического...